Программное содержание:
- Познакомить детей со сказкой Сутеева В.Г. «Кто сказал «мяу»?». Воспитывать умение слушать художественные произведения до конца, следить за развитием действия в сказке. Учить понимать смысл произведения. Развивать фразовую речь в процессе ответов на вопросы. Побуждать детей участвовать в драматизации наиболее понравившегося отрывка сказки.
- Обогащать импрессивный словарь детей названиями животных, развивать навыки экспрессивной речи. Продолжать формировать умение строить предложения, добиваться правильного и четкого произношения слов. Вырабатывать интонационную выразительность, правильный темп речи, развивать слуховое восприятие.
- Развивать мелкую моторику пальцев и кистей рук с помощью дидактической игры «Дорисуй дорожки» и использования пазлов.
- Расширять представление детей об эмоциях: огорчение, утешение. Способствовать стабилизации психических процессов и снижению эмоционального напряжения.
- Развивать координацию движений, умение слушать музыку, самостоятельно менять движения в соответствии с изменением характера музыки и быстро реагировать на темповые изменения.
Материал:
- плакат с изображением теремка с геометрическими фигурами – окошками;
- плоскостные изображения персонажей сказки;
- листы бумаги с изображениями жилья животных;
- цветные карандаши;
- маски пчёлок и щенят по количеству детей.
- изображения персонажей сказок, сделанные совместно с детьми используя технологию – лепка из ватных шариков;
Ход занятия
I. Сюрпризный момент:
Ребята, к нам в гости сегодня придёт сказка, хотите узнать какая?
Попробуйте догадаться сами. Герои этой сказки спрятались за окошками.
(на доске висит плакат с изображением геометрических фигур – окошек, за
которыми спрятаны персонажи сказки)
Кто же там спрятался, за этими окошками?
Педагог «открывает» по очереди окна. Дети называют персонажей.
Кто это? (собака) Как она кричит? Как кричит (кошка, лягушка, рыба и т. д.)?
Давайте посмотрим, кто мог спрятаться за следующим окошечком ?
(закрепить с детьми названия животных и дид. игра «Кто как кричит»).
II часть. (появляется мягкая игрушка – щенок)
Посмотрите, ребята наш Щенок, какой – то печальный. Он чем–то расстроен. Спросите щенка, что с ним случилось? Почему он такой грустный?
Что с тобой случилось, Щенок? Кто тебя обидел? Почему ты такой грустный?
Упражнение – этюд «Утешение» Давайте мы с вами попробуем почувствовать настроение Щенка. Один из детей исполняет роль Щенка. Он садится на стульчик, остальные по очереди подходят к нему, гладят по плечу (спине, голове и т.д.) и утешают: «Не горюй, не плачь Щенок. Мы тебе поможем. Не расстраивайся». Педагог спрашивает «Щенка» чье прикосновение было самым приятным.
- Что же случилось?
Меня художник нарисовал и забыл сказать, как меня зовут. Пошёл я гулять по двору, и все надо мной стали смеяться, даже лягушка. Но что же мне делать? Посоветовали они мне пойти к ребятам в детский сад.
Дети, вам жалко Щенка? (хоровые и индивидуальные ответы)
Да, нам жалко Щенка!
Вы поможете ему?
Мы поможем ему.
Педагог рассказывает сказку по схеме.
Сказка «Кто сказал мяу?»
Щенок спал на коврике около дивана. Вдруг сквозь сон он услышал, как кто – то сказал: - Мяу! Щенок поднял голову, посмотрел – никого нет. «Это, наверно, мне приснилось». И тут кто – то опять сказал: - Мяу!
- Кто там?
Вскочил Щенок, обежал всю комнату – никого нет! Во дворе он увидел Петуха. «Так вот кто не дал мне спать!» - подумал Щенок и побежал к нему.
- Это ты сказал «мяу?» - спросил Щенок Петуха.
- Нет, я говорю…Ку-ка-ре-ку-у-у-у!
- А больше ты ничего не умеешь говорить? – спросил Щенок.
- Нет, только «кукареку», - сказал Петух.
Щенок пошел домой. Но вдруг у самого крыльца кто-то сказал: «Мяу!». Щенок стал быстро рыть под крыльцом всеми четырьмя лапами. Когда он вырыл большую яму, оттуда выскочил маленький серый Мышонок.
- Ты сказал «мяу?» - строго спросил его Щенок
- Пи-пи-пи, - запищал Мышонок. – А кто так сказал? Мне страшно! Пи-пи-пи! – запищал Мышонок и юркнул под крыльцо. Щенок задумался.
Вдруг около собачьей конуры кто-то громко сказал: «Мяу!» В конуре кто-то зашевелился. «Вот он!» - он сказал Щенок. – Сейчас я его поймаю.. Из будки навстречу ему выскочил огромный Пес.
- Р-р-р- зарычал Пес.
- Это вы сказали… «мяу?» - прошептал Щенок, поджимая хвостик.
- Я!? Ты смеешься, Щенок! Р-р-р-р.
Испугался Щенок, со всех ног бросился бежать и спрятался под кустом. Тут опять кто-то сказал «Мяу!» Прямо перед Щенком на цветке сидела мохнатая Пчела. «Так вот кто сказал «Мяу» - подумал Щенок и хотел схватить ее зубами.
-З-з-з-з! прожужжала обиженная Пчела и больно ужалила Щенка в нос.
Завизжал Щенок, побежал. Пчела за ним! Летит и жужжит: - Уж-ж-жалю! Подбежал Щенок к пруду – и в воду!
- Ква- ква- ква! засмеялась Лягушка, сидевшая на лилии. Разве ты не знаешь, что пчелы жужжат?
- А может быть, это ты сказала «мяу?» - спросил Щенок Лягушку.
- Ква-ква-ква! – засмеялась Лягушка. – Какой ты глупый! Лягушки только квакают.
Пошел Щенок домой, мокрый, с распухшим носом. Вдруг услышал «Мяу!!!» Щенок повернулся – перед ним сидела пушистая полосатая кошка.
- Мяу! – сказала Кошка.
- Ав-ав-ав! – залаял Щенок, потом вспомнил, как рычал лохматый Пес, и зарычал «Р-р-р-…». Кошка испугалась и убежала. Вернулся Щенок на свой коврик и улегся спать. Он теперь знал, кто сказал «мяу».
Физ. минутка: игра «Щенята и пчёлы».
Щенки подкрадываются к Пчёлкам и касаются их. Пчёлки сердито начинают гудеть: «з – з – з, уж – ж – жалю», - и летят за Щенками.
Дети меняются ролями. Игра повторяется несколько раз.
Вопросы к детям по содержанию сказки:
- Что услышал Щенок, когда спал возле дивана?( Как кто - то сказал «мяу»).
- Кого первого увидел щенок во дворе? (Петуха.)
- Как кричит петух? ( Ку – ка – ре – ку.)
- Кто выскочил из под крыльца, когда щенок стал копать ямку? (мышка)
- Кого еще встретил щенок во дворе (большого пса, пчелу, лягушку).
- Ребята, кто же сказал «мяу»?
- Давайте, придумаем щенку имя. (Дети высказывают свои версии)
III часть.
Драматизация наиболее понравившегося отрывка сказки.
- Молодцы ребята. Очень хорошо.
- А теперь для вас следующее задание: выложить героев сказки-животных из конструктора.
IV часть.
Ребята, Щенок маленький и он ни как не может найти дорогу к своей конуре. Проводится дидактическая игра « Найди свой домик» . На листе бумаги изображены животные - персонажи сказки, и их домики (обратить внимание детей на то, что изображено на листе бумаги, предложить им при помощи карандаша нарисовать разнообразные дорожки к домикам героев сказки).
- Что нарисовано в правом верхнем уголке?
В нижнем правом уголке?
А между сараем и домом что нарисовано?
- Молодцы ребята, что помогли найти героям сказки их домики.
V часть.
Детям предлагается составить коллаж из «ватных» персонажей сказки. Педагог спрашивает детей: Куда на картине поместим Лягушку? Щенка? Пчелку? Большого пса? Мышку? и т.д. (закрепляются предлоги «в норку», «в будке», «на заборе», «на цветке»).
Итог занятия:
- С какой сказкой мы сегодня познакомились? Как она называется?
- Давайте вспомним всех героев сказки и назовем их.
- Кто вам больше всех понравился из героев?
- Почему?
- Что вам больше всего понравилось на занятии?