Умножение многозначного числа на однозначное

Разделы: Начальная школа


Цель урока: Сформировать способность к умножению многозначного числа на однозначное; вывести алгоритм письменного умножения многозначного числа на однозначное.

Задачи урока:

  1. Помочь учащимся составить алгоритм умножения многозначного на однозначное.
  2. Повторить табличное умножение; нумерацию многозначных чисел; распределительное свойство умножения; решение уравнений.
  3. Развивать вычислительные навыки, логическое мышление, математическую речь, мыслительные операции: аналогия, анализ, синтез, обобщение.

Оборудование:

  • Компьютер, мультимедиа проектор, экран.
  • Петерсон Л.Г. Математика. 3 класс. Учебник-тетрадь в 3-х ч. – М.: Издательство «Ювента», 2009.

Ход урока

I. Самоопределение к учебной деятельности. (1-2 мин.)

Цели:

  • мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством анализа высказывания, отражающего значимость математики;
  • определить содержательные рамки урока: умножение и деление многозначных чисел на однозначное число.

Мотивация учащихся к учебной деятельности посредством анализа девиза урока:

(Слайд 2)

“Математику уже затем изучать нужно, что она ум в порядок приводит”.
Михаил Васильевич Ломоносов, русский ученый-энциклопедист, поэт.

– Как вы понимаете эти слова? (Математика учит наблюдать, думать, делать выводы, приводить “ум в порядок”). М. Ломоносову исполнилось бы 300 лет – 19 ноября.

– Попытаемся привести в порядок то, что уже имеем. Назовите тему, которую мы изучаем. (Многозначные числа).

– С чего все начиналось? (Чтение, сравнение, запись, сумма разрядных слагаемых, сложение, вычитание, умножение на однозначное число)

– Очень многое узнали. Как думаете все ли “полочки” заполнили знаниями?

– Да, есть еще кое-что. Хотите узнать, что?

– Чтобы узнать что-то новое, сначала что надо сделать? (Повторить старое).

– Поможет нам веселый человечек – Смайлик. (Слайд 3).

Находясь в учебной деятельности, мы выполним два шага учебной деятельности: что я не знаю, сам найду способ. (Слайды 4-5).

– Вы готовы к работе? Тогда в путь.

– Пожелайте друг другу удачи!

II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном действии. (5-6 мин.)

Цели:

  • актуализировать знания о взаимосвязи между умножением и сложением
  • повторить распределительное и переместительное свойство сложения и умножения
  • тренировать вычислительные навыки.

Индивидуальные задания

Математический диктант:

  • Множители 9 и 3, Найди произведение.
  • 5 умножили на 3 и получили.
  • Делимое 24, делитель 3. Найди частное.
  • На какое число надо умножить 3, чтобы получилось 27.
  • Число 6 увеличь в 4 раза.
  • Число 48 уменьши в 8 раз.
  • Во сколько раз число 49 больше, чем число7?
  • Найди произведение 8 и 4.

Форма работы – фронтальная (Слайды 6-8)

– Назовите лишнее число в каждом ряду.

а) 100, 900, 202, 500, 800;
б) 873, 524, 7 648, 211, 999;
в) 8 004, 4 567, 2 345, 958, 8 484.

– Запишите числа(учитель диктует):

а) 15 млр. 7 млн. 150 ед.;
б) 27 тыс. 13 ед.;
в) 30 млн.

– Прочитайте числа

12, 122, 1 222

– Что заметили? (в записи чисел используется две цифры)

– Умножьте каждое из этих чисел на 3

– Вы смогли выполнить задание?

– Чем это задание не похоже на предыдущее?

/Затруднение!!!/

III. Выявление места и причины затруднения. (1 мин.)

Цели:

  • организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется необходимость определения нового способа умножения;
  • согласовать тему и цель урока.

– Что же вызвало у вас затруднение?

IV. Построение проекта выхода из затруднения. Постановка цели. (1-2 мин.)

(Слайд 9)

– Тогда цель нашего сегодняшнего урока? (Научиться умножать многозначное число на однозначное, найти новый.)

– Сформулируйте тему урока. (Умножение на однозначное число.) (слайд 10)

V. Проектирование и фиксация нового знания. (8-10 мин).

Цели:

  • организовать коммуникативное взаимодействие для нового способа умножения;
  • зафиксировать новый способ умножения в знаковой форме.

а) – Давайте будем думать. (слайд 11)

Представьте, что надо найти площадь этого прямоугольника. Что для этого надо сделать? (умножить 398 на 6)

– Но мы еще не умеем выполнять такое умножение. Что же делать? Может можно как-то по-другому найти площадь?

(Дети высказывают свои предложения. Если никто не догадается разделить этот прямоугольник на три части, то учитель может предложить)

– А может быть нам разделить его площадь на три части? Вот только помогите мне сделать, чтобы удобно было находить площадь получившихся трех частей. (слайд12)

– Сможем мы теперь найти площадь? (да)

300∙ 6+90 ∙6+8 ∙6=1800+540+48=2388 (см)

– Значит 398∙6= 2388(см)

– А как мы это сделали? (Мы перемножили на 6 разрядные слагаемые числа 398 и результаты сложили)

– Существует более короткая запись такого умножения – это умножение в столбик, где тоже применяется прием умножения разрядных слагаемых, но начинается это умножение не с большего разряда, а с меньшего.

Посмотрите:

– Но можно еще короче, если по аналогии с умножением на двузначное число запоминать и добавлять к высшим разрядам то, что получили при умножении.

– Смогли бы вы теперь составить алгоритм умножения многозначного числа на однозначное?

б) – Давайте попробуем составить алгоритм действий. (Слайд 13).

– Что нужно сделать в первую очередь? и т.д. (Слайд 14).

  1. Пишу:
  2. Умножаю единицы: пишу в разряде единиц, а десяток запоминаю
  3. Умножаю десятки: пишу под десятками, а сотни запоминаю.
  4. Умножаю сотни: записываю в разряд сотен.

VI. Первичное закрепление с проговариванием. (4-5 мин.)

Цели:

  • зафиксировать способ действия умножения многозначного числа на однозначное;
  • тренировать способность к выполнению умножения столбиком.

Фронтальная работа (с проговариванием вслух).

– Давайте закрепим умение умножать многозначное число на однозначное.

– Посмотрите на рисунок в №1, с. 1 (ч. 2) и скажите, какое же математическое свойство помогло создать прием умножения числа в столбик? (Распределительное свойство умножения или умножение суммы на число)

– Используя это свойство помогло, найдите значение произведения в «№2, с.1

Далее выполняется №3 (а) – устно с комментированием.

– Решить примеры в столбик.

  • 56∙3=
  • 824∙8=
  • 407∙7=
  • 3087∙6=

Дети решают примеры самостоятельно с последующей проверкой по эталону.

VII. Физминутка. (2-3 мин.)

«Лови снежинку».

VIII. Самоконтроль с самопроверкой по эталону (4-5 мин.)

Цели:

  • тренировать способность к самоконтролю и самооценке;
  • проверить способность к умножению многозначного числа на однозначное.

– Я думаю, вы теперь самостоятельно сможете выполнить задание.

№4 с.2

– Обменяйтесь тетрадями проверьте друг у друга.

IX. Включение в систему знаний и повторения (4-5 мин.)

Цели:

  • закрепить умение решать текстовые задачи;
  • тренировать способность к безошибочному решению примеров на умножение;
  • развивать творческие способности учащихся.

– Как вы думаете, зачем нам нужно уметь умножать многозначные числа на однозначные?

– Решим задачу на с. 2 №5

X. Рефлекия учебной деятельности.

(Слайд 15)

Цели:

  • оценить результаты собственной деятельности;
  • зафиксировать новое содержание, изученное на уроке: умножение многознач ных чисел на однозначное число.

– Огромное трудолюбие и ваша тяга к знаниям помогла нам сделать на уроке открытие.

– Вспомните, с каких слов мы начали урок?

– Чему научились?

– Довольны ли вы своей работой?

– Если вам все удалось на уроке выбирайте – весёлый смайлик, а если у вас остались неразрешенные проблемы – задумчивый, если вам ещё понадобится помощь- грустный. (слайд 16)

XI. Домашнее задание.

(Слайд 17)

– Вы поняли, что нужно потренировать дома?

с. 2 №9, №10

– Молодцы! Спасибо за хорошую работу! (Слайд 18)

Презентация.