Цели урока:
- Изучение творчества Моцарта.
- Практическое применение и закрепление навыков и знаний, полученных в процессе занятий.
- Развитие познавательных интересов и творческих способностей учащихся.
Задачи урока:
- Формирование музыкально- эстетических представлений.
- Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.
- Развитие музыкального вкуса.
- Воспитание коллективной творческой и исполнительской деятельности.
Ход урока
«Маленький волшебник», которым любовалась и восхищалась вся Европа, Вольфганг Амадей Моцарт родился 27 – го января 1756 года в семье придворного органиста и капельмейстера города Зальцбурга, Леопольда Моцарта. Родители Моцарта считались самой красивой и счастливой парой в Зальцбурге. Непреклонный, несколько суровый нрав Леопольда смягчался веселостью и добродушием его жены – Анны-Марии – двумя драгоценными душевными свойствами, которые маленький Моцарт всецело унаследовал от матери. Кроткая, преданная, она всю свою душу вложила в любовь к мужу и детям. Из семи детей от этого брака остались живы только двое: дочь, которую в семье называли Наннерль, родившаяся 30 июля 1751 года, и сын Вольфганг.
До трех лет Вольфганг ничем не отличался от других детей: это был живой и веселый ребенок, с нежной и впечатлительной душой: он постоянно спрашивал, любят ли его, и начинал плакать, если даже в шутку получал отрицательный ответ.
Дочь проявила столь несомненный музыкальный талант, что отец начал заниматься с нею, когда ей исполнилось 7 лет. Первый урок, на котором присутствовал трехлетний Моцарт, произвел на него такое сильное впечатление, что совершенно его переродил. С этих пор Моцарт забыл все свои прежние игры и всецело погрузился своей детской, но гениальной душой в музыку.
Свой первый концерт Моцарт написал, когда ему было 4 года. Однажды отец застал его за целой кипой нотной бумаги, на которую дождем сыпались кляксы. Эти кляксы мальчик спокойно вытирал рукой и поверх них писал ноты. На вопрос отца: «Что ты пишешь?» - он уверенно отвечал: «Концерт для клавесина; первая часть уже почти готова». К этому заявлению отец отнесся с недоверием и смехом, но когда заглянул в бумагу и разобрался в этой массе клякс и нот, то слезы умиления и восторга выступили у него на глазах: перед ним лежал неисполнимый по трудности, но совершенно правильно написанный концерт. Одним из ранних сочинений был и менуэт, который сейчас мы послушаем.
1. Звучит в исполнении учащихся «Менуэт» Моцарта дуэтом.
В шесть лет Моцарт был настолько законченным артистом, что отец решился предпринять путешествие по Европе. Они были в Мюнхене, в Вене, в Париже, в Лондоне и, дав несколько концертов в Голландии, вернулись в Зальцбург, пробыв в отсутствии около трех лет. За это время Моцарт сделал громадные успехи и, как говорил его отец, в свои восемь лет знал больше, чем иной в сорок.
«Интересные факты» рассказывает учащийся:
Как – то раз, когда семилетний Моцарт давал концерты во Франкфурте – на – Майне, после выступления к нему подошел мальчик лет четырнадцати.
-Ты так замечательно играешь! – сказал он юному музыканту. - Мне никогда так не научиться…
-Да что ты! – удивился маленький Вольфганг. – Это ведь так просто. А ты не пробовал писать ноты?. . Ну, записывать мелодии, которые приходят тебе в голову…
- Не знаю…Мне в голову приходят только стихи…
- Вот это да! – восхитился малыш. – Наверно, писать стихи очень трудно?
- Да нет, совсем легко. Ты попробуй…Собеседником Моцарта был юный Гёте.
2. Звучит в исполнении учащихся дуэт для флейты и скрипки.
Шло время, из ребенка Моцарт превратился в юношу. Трудное, но счастливое детство закончилось. Вольфгангу 17 лет. Общительный, остроумный, он был всеобщим любимцем, ему открывались двери всех домов – в любом месте он становился душою общества. Но маленький провинциальный городок, лишенный театра и других духовных интересов, не мог удовлетворить Моцарта ни строем своей жизни, ни своим обществом. Моцарт нравственно задыхался в Зальцбурге и от души его ненавидел. В Зальцбурге предпочитают легкую, развлекательную музыку, поэтому на первом месте у композитора стоят дивертисменты и серенады. Правитель Зальцбурга, граф Колоредо сразу почувствовал в юном музыканте независимость мыслей, нетерпимость к грубому обращению, поэтому он пользовался любым поводом, чтобы обидеть юношу. Моцарт не смог долго терпеть такого отношения и в 1781 году поселился в Вене, где прожил до конца своих дней.
Жизнь в Вене складывалась нелегко. Частые выступления в салонах богачей и в открытых концертах, утомительные уроки с учениками, срочное писание всяческих произведений на случай, постоянная неуверенность в завтрашнем дне – все это подтачивало и без того некрепкое здоровье Моцарта.
Плодовитость его творчества изумительна: нет такого рода музыкальных произведений, в котором бы он не попробовал свои силы: он писал все, от танцев до симфоний и опер.
Можно смело сказать, что одного года было бы достаточно, чтобы имя Моцарта стало бессмертным, так как в один год он успевал дать искусству больше, чем другой за всю свою жизнь. К сожалению, произведения, которые в наше время принесли бы ему миллионы, в то время не давали почти ничего: издателей не было, приходилось издавать все за свой счет или по подписке; большинство же своих вещей он писал для учеников, для своих концертов или, по любезности, для артистов.
Музыка Моцарта изящна, благородна, грациозна. Этот человек испытал так много страданий, что отклик их должен бы был звучать в его музыке, между тем она полна света, мира и душевной ясности. В музыке его нет ничего грубого; душа его какою была в жизни, такою же вылилась и в его творениях; «за что ни брался Моцарт, из всего у него выходили жемчужины».
Одной из таких жемчужин стала песня «К Хлое» - в русском варианте – Пастушья песнь. Своей популярностью песня обязана нежной прелести, сочетающейся с затаенной печалью.
3. Звучит «Пастушья песнь».
«Интересные факты» расскажет учащийся:
Как–то раз к Моцарту обратился молодой человек, желавший стать композитором.
- Как написать симфонию? – спросил он.
- Но вы еще очень молоды для симфонии, ответил Моцарт, - почему бы не начать с чего–нибудь попроще, например с баллады?
-Но сами-то вы сочинили симфонию, когда вам было девять лет…
-Да, согласился Моцарт.-Но я ни у кого не спрашивал, как это сделать…
Еще одну светлую, жизнерадостную пьесу мы услышим в исполнении учащегося «Веселый май».
4. Звучит «Веселый май».
«Интересные факты» расскажет учащийся:
В Ватикане всего один раз в год исполнялось гигантское девятиголосное сочинение Аллегро для двух хоров. По приказу Папы Римского партитура этого произведения тщательно охранялась и никому не показывалась. Но Моцарт, прослушав всего лишь раз это произведение, записал его на слух. Он хотел сделать подарок для своей сестры Наннерль – преподнести ей ноты, которые имеются только у папы Римского…
Узнав о «похищении», Папа пришел в крайнее изумление и, убедившись, что нотная запись безупречна, наградил Моцарта орденом Рыцаря золотой шпоры…
После турецких войн в Европе оказалось много трофеев. Тогда – то и появился в Вене турецкий барабан. Многие, наверно, слышали эту пылкую, выразительную дробь барабана, аккомпанирующего восточным танцам. Моцарту она тоже понравилась. И в финале сонаты Ля – мажор он имитирует эту дробь. Это рондо так и стали называть: «Рондо в турецком стиле», а то и проще «Турецкое рондо».
5. Звучит «Турецкое рондо» в исполнении учащегося.
Нуждаясь сам, Моцарт первый приходил на помощь друзьям. Он помогал советами, трудом, деньгами, а если их не было, отдавал свои золотые вещи, которых никогда не получал обратно. Он выручал друзей всегда и везде, и делал это просто и искренно, считая это долгом каждого христианина.
«Интересные факты» расскажет учащийся:
Однажды на одной из улиц Вены к композитору обратился один бедняк. Но денег при себе у композитора не оказалось, и Моцарт пригласил несчастного зайти в кафе. Сев за столик, он вынул из кармана бумагу и за несколько минут написал менуэт. Моцарт отдал это сочинение нищему, и посоветовал зайти к одному издателю. Тот взял бумагу и отправился по указанному адресу, не очень-то веря в успех. Издатель глянул на менуэт и… дал нищему пять золотых монет, сказав, что можно приносить подобные сочинения еще.
Еще один «интересный факт» из жизни композитора расскажет учащийся:
Один близкий приятель Моцарта был большим шутником. Решив разыграть Моцарта, он послал ему огромный сверток, в котором не было ничего, кроме оберточной бумаги и маленькой записки: «Дорогой Вольфганг! Я жив и здоров!»
Через несколько дней шутник получил огромный тяжелый ящик. Открыв его, он обнаружил большой камень, на котором было написано: «Дорогой друг! Когда я получил твою записку, этот камень свалился у меня с сердца!»
«Маленькая ночная серенада» датирована 10 августа 1797 года, стала одним из тех произведений, которая написана была на случай, на заказ. Это настоящая серенада со всем ее праздничным великолепием, но и со своей нежной прелестью, присущей этому жанру.
6. Звучит менуэт из «Маленькой ночной серенады» в исполнении учащегося.
«Интересные факты» рассказывает учащийся:
Как-то раз Моцарт решил подшутить над Сальери.
-Я написал такую вещицу для клавира, которую не сможет исполнить ни один человек в мире, кроме…меня!- сообщил он приятелю.
Посмотрев ноты, Сальери воскликнул:
-Увы, Моцарт, ты тоже не сумеешь сыграть это. Ведь тут обе руки должны исполнять труднейшие пассажи, причем на противоположных концах клавиатуры! И именно в этот момент необходимо взять несколько нот посередине клавиатуры! Даже если играть еще ногой, все равно исполнить написанное не удастся- слишком быстрый темп…
Моцарт, весьма довольный, рассмеялся, сел за клавир и… исполнил пьесу в точности так, как она была написана. А сложный аккорд посередине клавиатуры он взял… носом!
Любимой формой сочинения Моцарта, более всего удовлетворявшей потребности его духа, была опера. С большим увлечением работал Моцарт над одним из последних своих творений - оперой «Волшебная флейта». «Волшебная флейта»- новый для своего времени тип сказочной оперы, в опере отразилось оптимистическое мировоззрение великого композитора, он предстает перед нами как истинный художник- гуманист. В музыке оперы органично сочетаются и простой народный немецкий напев, и сложная колоратурная ария, лирически- возвышенные сцены переходят в комические. Своей лучистой солнечностью музыка преображает самое простодушное и в тот же миг возносится на предельные вершины мистической мудрости.
И в заключение мы услышим «Аллегретто» из оперы в исполнении трио флейтистов.
7. «Аллегретто» исполняют трио учеников.
Литература:
- И.Прохорова «Музыкальная литература зарубежных стран». – Москва «Музыка» 1995, с.35-53.
- Г. Аберт «В.А.Моцарт». – Москва, 1978.
- Г. В. Чичерин «Моцарт…». – Ленинград, 1973.
- В.А. Моцарт. Сто великих композиторов. Сост. Д.А.Семин. - М., 2000