Обобщающий урок по окружающему миру в 4-м классе по теме "Эпоха Петра I"

Разделы: Начальная школа


Цель: закрепить пройденный материал.

Задачи:

  1. Закрепление изученного в данном разделе, расширить кругозор учащихся.
  2. Развивать интерес к истории Отечества.
  3. Воспитание чувства патриотизма, любознательности.

Оборудование:

  • изображения: кораблей, сильного ветра, магического кристалла, г. Санкт-Петербурга;
  • цилиндр и другая одежда для создания образа А.С. Пушкина;
  • звезды-пункты, бланки кроссвордов;
  • листы бумаги, ручки, диплом.

Ход урока

I. Вступительная часть.

Звучит музыкальная композиция «Время вперед», на фоне которого идет прочтение отрывка из произведения А. С. Пушкина «Медный всадник».

1 ученик:

Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит,
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный,
Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады,
И ясны спящие громады
Пустынных улиц, и светла
Адмиралтейская игла ...

II. Основная часть.

1. Сценка «Молодой Петр играется с кораблями».

Ведущий: Как вы думаете, кто этот мальчик? (Петр I.)

- Почему вы так решили? (Он в детстве любил морские игры, а в последствии стал основателем Российского флота и города Санкт-Петербург.)

- Вот и сегодня мы с вами отправимся в морское путешествие на трех кораблях. Для этого разделимся на 3 команды, каждый из которых поплывет на своем корабле.

(Все дети делятся на три команды и выбирают капитана.)

- На кораблях, как известно, существует одно главное правило: хорошая дисциплина, без которой ничего не получится, а в нашей игре можно лишь потерять баллы.

2. Определение цели.

Ведущий: А куда же мы отправимся?

- Я не знаю, но мы это можем узнать, если просмотрим внимательно следующий фрагмент. Будьте сосредоточены, т.к. вам нужно будет отгадать, о каком городе будет идти речь.

- Первой отправится в плавание та команда, которая после просмотра инсценировки первой поднимет сигнал и даст правильный ответ.

Сценка «Пушкин А.С. пишет стихотворение» (лиричный муз. фон).

2 ученик:

На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн, ...
... И думал он:
Отсель грозить мы будем шведу.
Здесь будет город заложен
Назло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно,
Ногою твердой встать при море.

- О каком городе шла речь? (Санкт-Петербург.) Вот к нему то мы и отправимся!!!

(Ответившая команда продвигается на 2 мили, а остальные на 1.)

3. «Сильный ветер».

- Внимание! Выплываем в открытое море и ... откуда не возьмись подул сильный ветер (фонограмма ветра). Что же делать?

- Где же взять подсказку?

- А вот и задание от сильного ветра: кроссворд, в котором мы и найдем подсказку, ответив на все вопросы и составив из выделенных букв слово-подсказку. Время выполнения 3 минуты. Победит та команда, которая первой разгадает задание. (Парус.)

  1. Как стало называться наше государство при Петре I ?
  2. Какое имя было у отца Петра I ?
  3. Место на берегу для постройки или починки судов.
  4. Как назывался набор на воинскую службу?
  5. Парусно-вёсельный корабль петровского флота.

- Продвигается вперед на 3 милю корабль, отгадавший кроссворд первым, на 2 – вторым, на1 – третьим.

4. «Берингово море».

- Внимание! Внимание!Входим в Беренгово море. Для того, чтоб в нем не заблудиться нужно держаться вместе: зададим друг другу вопросы, которые вы подготовили дома.

Правила.

Первая команда задает вопрос второй, при правильном ответе которой 2 команда получает очко. Затем 2 команда задает вопрос третьей, если она отвечает правильно, то передвигается на милю вперед, если же нет, то право ответа передается следующей команде и т.д.

- Подведем итог этого конкурса.

5. «Магический кристалл».

- Внимание! Прямо по курсу магический кристалл, а в нем задание: составьте из данных букв (р е ф о р м а ) слово. Кто быстрее, тот продвинется на милю вперед.

- Вы уже знаете, что эпоха Петра I – это эпоха реформ, поэтому магический кристалл предлагает нам следующее задание: у каждой команды лист и ручка. Запишите за 3 минуты как можно больше его реформ и нововведений. Затем капитан той, которая закончит первой, зачитает свой вариант, а остальные капитаны команд должны зачеркивать названные варианты. Выиграет та команда, у которой больше всего не зачеркнутых ответов и передвигается на 1 милю вперед.

6. «Течение «Лента времени».

- Ой, что-то наш ход кораблей ускорился!

- Ничего страшного, просто мы попали в течение под названием «Лента времени». Оно ускорилось, потому что все цифры в датах важных событий эпохи Петра I перепутались.

- Так что же делать?

- Составьте из цифр важные даты событий, произошедших во время правления Петра I. Запишите их на листочке, а капитаны выйдут и огласят их с называнием соответствующих событий. Выиграет та команда, у которой окажется больше верных дат. 1,0,5,2,1,3,4,6,8,9.

- Вперед продвигается ... команда.

- Отправляемся дальше.

III. Итог.

- Слышите, пушки палят!

- Это Питер нас встречает!

(Торжественная фонограмма, вывешивается изображение г. Санкт-Петербурга.)

Награждение победителей.