Волшебный узор. Декоративное рисование. 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цель: Формировать у детей интерес к изобразительному и декоративно-прикладному искусству.

Задачи: Познакомить учащихся с народным промыслом Хохломы, научить кистевой росписи простейших приемов Хохломы, создавать композицию из изученных элементов, развивать воображение, воспитывать интерес и любовь к искусству своего народа, чувство цветовой гармонии, художественный вкус, аккуратность при выполнении работы.

Материалы к уроку: изделия Хохломы (солонка, ложки, тарелка-блюдо, сахарница), репродукции изделий хохломских мастеров (мебель, ковш, чаши, вазы), полоски белой бумаги, эскизы ложки, элементы росписи.

Оформление доски:

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Беседа по теме.

У.: Сегодня на уроке мы продолжим тему, посвященную декоративно–прикладному искусству. И поговорим с вами о «волшебных узорах»: что это за узоры, откуда они к нам пришли, где их можно увидеть? Попробуем найти ответы на эти вопросы. А начнем мы наше исследование с вопроса, где мы можем увидеть «волшебные узоры», и помогут нам в этом загадки.

Если я пуста бываю,
Про тебя не забываю.
Но когда несу еду –
Мимо рта не пронесу.
(Ложка)

Неприступная на вид,
Подбоченившись стоит,
А внутри-то посмотри:
Угощение внутри!
(Сахарница)

Утка в море,
Хвост на заборе.
(Ковш)

Есть и спина,
А не лежит никогда.
Есть четыре ноги,
А не ходят и три.
Сам всегда стоит,
А всем сидеть велит.
(Стул)

У.: вот мы с вами и ответили на вопрос, где можно увидеть «волшебные узоры». А теперь обратите свои взгляды на доску и на экспозицию у доски, вот изделия и репродукции этих изделий, на которых мы видим необычный узор. Назовите мне изделия с «волшебным узором».

Д.: На вазе, на шкатулке, на солонке, на тарелке-блюде, на ложках, на кружке, на столе, на стуле и т.д.

У.: Как вы думаете, а почему узор назвали «волшебным»?

Д.: Элементы узора и цвет, используемый в оформлении, в природе не существует.

У.: Как по-другому можно назвать этот узор?

Д.: Сказочный узор.

У.: Откуда же пришел к нам этот сказочный, волшебный узор? Пришла к нам эта роспись из сел (Семино, Новопокровское) и деревень (Большие и Малые Безделии, Мокушино, Шабаши) располагавшихся в районе Нижнего Новгорода, на левом берегу реки Волги. Мужики в них почти не пахали и не сеяли, а только посуду точили и красили. Земли не хватало, да и урожаи были бедными – без промыслу народу не прожить, а продавать возили в село Хохлома. Вот и назвали изделия по месту их продажи – хохломские. Все изделия были из дерева. Посмотрите на изделия огненно-красный цвет, золотое сияние вызывают ощущение огня. Огонь превратил деревянные поверхности в золотые. Это один из секретов Хохломы. Весь узор состоит из растительного орнамента. Что такое орнамент?

Д.: Орнамент – это более строгий, построенный по определенным законам узор с использованием сложных форм и линий.

III. Физкультурная минутка.

IV. Практическая работа.

У.: Сегодня мы с вами будем расписывать ложку. Но вначале определим их, какие же основные и дополнительный цвета используют хохломские мастера? Перечислите.

Д.: Желтый, красный, черный – основные цвета, зеленый – дополнительный.

У.: Все изделия мастеров имеют фон, и у нашей ложки он тоже будет. Кладем перед собой ложку и покрываем ее желтым цветом. Фон должен получиться насыщенным, поэтому, о чем помним?

Д.: На кисточку берем больше краски, меньше воды.

Работа учащихся.

У.: Теперь отложим наши ложки, пусть они сохнут, а мы рассмотрим сам орнамент.

На доске таблица с элементами росписи.

У.: Растительный орнамент делится как бы надвое: травный и ягодный. Все элементы орнамента рисуются сразу кистью. Травный – это «осочки», «травинки», «капельки», «усики», стебель «криуль». «Осочки» самый простой элемент узора. Он выполняется легким движением кончика кисти сверху вниз. Цвета чередуются красный, черный. (Объяснение сопровождается показом учителя.) Положите перед собой полоски белой бумаги, возьмите тоненькие кисти и нарисуйте несколько элементов «осочки».

Работа учащихся.

У.: «Травинки», мазки с небольшим плавным утолщением. Цвета чередуются красный, черный. (Объяснение сопровождается показом учителя.) Положите перед собой полоски белой бумаги, возьмите тоненькие кисти и нарисуйте несколько элементов «травинок».

Работа учащихся.

У.: «Капельки» рисуются приемом прикладывания кисти к бумаге. Цвета чередуются красный, черный. (Объяснение сопровождается показом учителя.) Положите перед собой полоски белой бумаги, возьмите тоненькие кисти и нарисуйте несколько элементов «капельки».

Работа учащихся.

У.: «Усики», непрерывная линия, закрученная в спираль. Цвета чередуются красный, черный. (Объяснение сопровождается показом учителя.) Положите перед собой полоски белой бумаги, возьмите тоненькие кисти и нарисуйте несколько элементов «капельки».

Работа учащихся.

У.: Стебель «криуль» (непрерывная) линия, закрученная то вверх, то вниз. Цвет черный, но возможен и желтый. (Объяснение сопровождается показом учителя.) Положите перед собой полоски белой бумаги, возьмите тоненькие кисти и нарисуйте несколько элементов «капельки».

Работа учащихся.

У.: Ягодные элементы – это смородинка, рябинка, клубничка. Сами ягодки красные, а штрихи – желтые. Это еще не все элементы хохломской росписи. С остальными мы познакомимся в следующий раз.

У.: Наши ложки успели подсохнуть, и теперь нам осталось только украсить ее с помощью травного орнамента. Какие цвета будем использовать и как?

Д.: Чередовать красный и черный цвета.

У.: Цвет должен быть насыщенным, поэтому помним, что берем больше краски меньше воды. В работе используем, какую кисть?

Д.: Выполняем работу тонкой кистью.

Индивидуальная работа детей.

V. Итог.

У: Итак, ребята, давайте посмотрим, что же у нас получилось. Устроим выставку наших «волшебных» ложек.

Работы детей вывешиваются на доску.

У: Нет ни одной похожей, все ложки разные, как у мастеров из Хохломы.

У: Что вы узнали о хохломской росписи?

Д.: Мастера делали изделия из дерева, в основном это была посуда и мебель. Узор на изделиях растительного орнамента: травный и ягодный. Продавать возили в крупное село Хохлому, поэтому и назвали роспись хохломской.

У: Сегодня на уроке мы познакомились с еще одним из видов народного промысла, с его особенностями, научились правильно использовать цветовую гамму, характерную для Хохломы. Теперь при посещении музеев, выставок, где будут предметы народно-прикладного искусства, вы легко отличите изделия хохломской росписи от дымковской и Городецкой. На последующих уроках мы познакомимся с другими видами народных промыслов, а также продолжим знакомство с уже изученными.

Литература:

  1. Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство: Рабочая тетрадь. 1 класс. М.: Дрофа, 2009.
  2. Орлова Л.В. Хохломская роспись. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. М.: «Мозаика-Синтез», 2010.