Цели:
- познакомить с основными вехами жизни сибирского драматурга А.В.Вампилова; повысить интерес учащихся к изучению творчества А.В.Вампилова;
- учить воспринимать увиденное на сцене, размышлять о серьёзных нравственных проблемах, делать выводы; учить выступать на сцене;
- воспитывать любовь к русской литературе, драматургии, расширять кругозор учащихся.
Действующие лица вечера:
- Ведущий – юноша
- Ведущий – девушка
- 1-й чтец
- 2-й чтец
- 3-й чтец
- 4-й чтец
- Мать
- Отец
- Студент
Действующие лица сценки «Свидание» (по А.В.Вампилову):
Студент
Девушка
Сапожник
Автор
Действующие лица сценки-монолога «Смерть одного лирика» (по А.В.Вампилову): Студент
Оборудование: на сцене портрет А.В.Вампилова, слева сцены стол с настольной лампой, за которым сидят родители. Справа – 2 скамейки, на которых сидят ведущие, друзья. Ведущие поднимаются со скамеек и проходят к началу сцены. Родители сидят за столом в течение вечера. Когда произносят свои слова, включают лампу. Друзья во время чтения становятся между ведущими, затем садятся.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
1-й ведущий:
Мелькают годы, дни несутся,
Людские жизни унося.
Но как же хочется вернуться,
Хоть ненадолго прикоснуться
К мгновеньям жизни таких людей,
Кого гордо называем –
Сыновья земли своей!
2-й ведущий: Наш вечер посвящён памяти одного из ярчайших драматургов современности – Александра Валентиновича Вампилова.
1-й ведущий: За свою короткую жизнь (он трагически погиб накануне своего 35-летия) драматург сумел создать свой неповторимый Вампиловский театр, открыть своего героя и пронести свою тему, которая в самом общем виде может быть обозначена так: победит ли живая душа рутину жизни?
1-й чтец (поднявшись с лавочки)
Памяти Александра Вампилова
П.Реутский
Всё на свете до поры, до срока,
И никто не знает, где тот срок.
Расплескался широко-широко
Ангары стремительный поток.
И уходит август перезревший,
Как природа – мать ни берегла,
Он сгорел, теплом своим согревши
Эти золотые берега.
Всякий лист по-своему сгорает.
Сумерки ползут из-за горы,
И уже последний луч играет
На волнах кипящей Ангары.
Ночью здесь и холодно, и дико.
Затрещал костёр, таёжный друг,
Будто бы жарками и гвоздикой,
Бликами усыпал всё вокруг.
Ты гори, гори, костёр, до срока, –
До поры, до утренней зари.
Вот и солнце – всей Вселенной око –
Глянуло на нас из-за горы.
Всё как есть уходит и приходит,
Чья – то лодка скрылась за мысок.
Снова день. И в жизни, и в природе
Есть всему своя пора и срок.
2-й ведущий: В его жизни было очень много совпадений, случайностей, мистики какой-то. Даже его рождение и судьба уже предугаданы отцом. Валентин Никитич Вампилов, директор Кутуликской школы, в день рождения своего сына написал жене такое письмо
(Зажигается лампа на столе в углу сцены. за столом сидят отец и мать)
Отец: Я уверен, всё будет хорошо. И,
вероятно, будет разбойник – сын, и боюсь, как бы
он не был писателем, так как во сне я всё вижу
писателей.
Первый раз, когда мы с тобой собирались, в ночь
выезда, я во сне с самим Львом Николаевичем
Толстым искал дроби, и нашли. Ему дали целый
мешочек, а мне полмешка. Второй раз в Черемхове,
ночуя в доме знакомого татарина, я во сне пил
водку с Максимом Горьким и целовал его в
щетинистую щёку. Боюсь, как бы писатель не
родился…
А чуть позже я послал телеграмму: «Молодец, Тася,
всё-таки родила сына. Моё предчувствие
оправдалось… сын. Как бы не оправдалось второе…
Не назвать ли его Львом или Алексеем?
Мать: А назвали Александром. Как
ещё могли назвать в учительской семье,
боготворившей Пушкина, сына, родившегося в год
его 100-летия!
А потом он стал даже чем – то на него похож:
смуглый, кучерявый, очень живой по характеру.
Очень живой… Сейчас это звучит грустно. Ведь он
ушёл очень рано: ему не было ещё 35…
1-й ведущий: Но нам нельзя сейчас о грустном. Вампилов запомнился всем весёлым, бесшабашным, отчаянным рубахой – парнем.
Мать: В те далёкие пятидесятые годы
жили мы все материально плохо. Особых
развлечений не было, да и какие развлечения могли
быть в маленьком бурятском посёлке Кутулик? Но
мальчишки тех лет умели радоваться каждому дню,
любили жизнь.
Верховая езда, тайга, катание на лодках, а зимой
на лыжах, самостоятельные импровизированные
вечера, долгие споры о литературе в потемневших
классах при освещении пламени топившейся печки,
дрова для которой запасали сами, – вот круг их
занятий и интересов. Но какая духовная жажда
отличала то, послевоенное поколение мальчишек и
девчонок!
1-й ведущий: Пусть таким его узнает и новое поколение. Пусть узнает, что жил в Кутулике, в Иркутске, потом в Москве талантливейший парень, редкостной души человек, драматург и журналист от Бога. Как это у нас всегда бывает, не признанный при жизни. Спохватились после, когда было уже поздно. Ему посвящали стихи многие поэты.
2-й чтец:
Александру Вампилову
Т. Суровцева
Свет и печаль
на твоей остановке
Лёгкие кроны летят в вышине.
Чудная странница – божья коровка
капелькой крови упала ко мне
на руку… Друг! Сумасшедшее время
здесь позабыло, откуда пришло
Друг мой таинственный! Память – не бремя,
а обронённое в воду весло:
кружит, несётся в прозрачном теченье
незамутнённой реки бытия.
Мелкое всё потеряло значенье.
Суть прояснилась. Ей нет забытья.
Лесом покрыты холмистые дали,
скошены травы и август примят.
Вольно дышать на последнем…
Веток пихтовых сух аромат.
2-й ведущий: Давайте попробуем сегодня вспомнить Александра Вампилова весело.
Мать: Саша был очень цельной натурой, неистовой и безудержной во всём – в любви, в дружбе, в щедрости и душевной открытости.
1-й ведущий: А каким он был в годы юности, в годы студенчества?
Студент 1 (поднявшись с лавочки): Мы, однокурсники, помним его обаятельным парнем, улыбчивым, общительным, отзывчивым на дружбу. Он очень любил слушать житейские истории, курьёзные и весёлые случаи, буквально взрывался смехом, хохотал от души.
Студент 2: Как это водится у студентов всех времён и поколений, иногда прорывались у него и у нас неуёмная энергия и фантазия, придумывались всевозможные розыгрыши.
Студент 1: Например, малоизвестный факт о создании крышкома, образованного друзьями-студентами. Членам его предписывалось ночевать только на крыше. В крышком вступали строго по письменным заявлениям. Резолюции на них ставились бюрократически-юмористического содержания: «Принять без права пользования одеялом» или пребывание в комнате в ночное время категорически запретить». И мы спали на крыше, если дождь не прогонял с захваченной высотной территории. Притаскивали матрацы, подушки и располагались в огромной корытообразной выемке, откуда свалиться было просто невозможно. У наших ног сиял безбрежный разлив миллионов огней, совсем рядом были звёзды, а на этом высотном пятачке стоял хохот и гомон. И, конечно звучала гитара в руках у Александра вдохновенно и мастерски.
Звучит голос Б.Окуджавы или В.Высотского
1-й ведущий: А когда Александр стал
работать журналистом в редакции иркутской
«Советской молодёжи», он с друзьями наполнял
жизнь газеты шумом, сумбуром, розыгрышами.
Все старались перещеголять друг друга, чтобы
просунуть в печать, минуя цензоров, смелую идейку
или какую-нибудь хохму. И удавалось. Например,
заметку о старушке, явившейся на избирательный
участок в шесть утра, Саша назвал «Как штык».
2-й ведущий: Герои его рассказов и пьес узнаваемы. Им Александр даёт фамилии знакомых и студенческих друзей, наделяет их подсмотренными в жизни привычками.
1-й ведущий: Они настолько правдоподобны, что кажется, ты уже встречал их в своей жизни, на улице, на работе, где-то ещё.
2-й ведущий: Послушай, а не лучше ли дать слово сейчас самим героям рассказов и пьес А.Вампилова?
1-й ведущий: Да пусть их устами говорит с нами сейчас нестареющий сибирский драматург – Александр Вампилов.
Постановка сценки из нерыцарских времён А.Вампилова «Свидание»
2-й ведущий: Темы рассказов Вампилова не бог весть как значительны: почти всё о женщинах, о случайных знакомствах, любви и флирте в пути или доме отдыха – впечатления молодого, но мудрого и внимательного наблюдателя. Среди его произведений есть по-чеховски тонкие сценки, исполненные уверенной рукой.
Постановка сценки-монолога «Смерть одного лирика» А.В.Вампилова
1-й ведущий: В основе вампиловских пьес провинциальных анекдотов лежат реальные истории. В этом секрет их удивительной правдоподобности, но таково свойство истинного мастера, что жизненная история под его пером вырастает до общечеловеческих размеров.
3 чтец:
Памяти А.Вампилова
Марк Сергеев
Не про распри, не про свару, –
Не об этом вовсе речь, –
А про смолкшую гитару,
Что смогла тепло сберечь.
Слушать жизнь и слышать речь,
Без боязни власть обидеть,
Без боязни сердце сжечь,
Про святое первородство
Пьес, и замыслов, и фраз,
А ещё про благородство,
Столь нечастое сейчас.
Снова август, многоцветье.
Нет тебя. Кому пенять.
Длится боль двадцатилетье.
Как, скажи, её унять?
2-й ведущий: Главная тема А.Вампилова – мечта о духовном родстве людей, в противоположность принципу родственных или карьерных связей, утверждение общественной активности человека как главного источника его духовного бытия.
1-й ведущий: В.Распутин писал: «Вместе с
А.Вампиловым в театр пришли искренность и
доброта. Нельзя сказать, что их не было до него,
были, но не в той убедительности и близости к
зрителю.
Кажется, главный вопрос, который постоянно
задаёт Вампилов: останешься ли ты человек,
человеком? Сумеешь ли превозмочь всё то лживое,
недоброе, что уготовано тебе во многих житейских
испытаниях, где трудно стали различимы даже и
противоположности – любовь и измена, страсть и
равнодушие, искренность и фальшь, благо и
порабощение…»
2-й ведущий: «Человек должен ходить по земле легко и гордо» – таков девиз Вампилова из его записных книжек. С ним вошёл он в литературу и был верен ему всю свою жизнь, увы, оборвавшуюся на полдороги…
Звучит песня на слова Н.Рубцова «Гори, гори, моя звезда…»
1-й ведущий: 17 августа, за два дня до
своего тридцатипятилетия, Александр Вампилов
погиб на озере Байкал.
Жизнь оборвалась на самом взлёте, жизнь, которой,
казалось, не будет конца. В перевернувшейся лодке
их было двое. Один уцепился за днище, надеясь, что
лодку заметят скорее, чем его самого. А Александр
поплыл к берегу. Он доплыл до мелководья и уже
почувствовал дно под ногами, но сердце не
выдержало…
4-й чтец:
Памяти Сани
П.РеутскийВспоминайте меня весело,
Словом, так,
каким я был.
Что ты, ива, ветви свесила,
Или я не долюбил?
Не хочу, чтоб грустным помнила.
Я уйду под ветра гик.
Только песни, грусти полные,
Мне дороже всех других.
По земле ходил я в радости,
Я любил её, как бог.
И никто мне в этой малости
Отказать уже не мог.
Дай гитару на прощание,
Я спою тебе одной.
И любовь, и обещания
Не проходят стороной.
Всё моё со мной останется,
И со мной, и на земле.
У кого-то сердце ранится
На моём родном селе.
Будут вёсны, будут зимы ли,
Запевайте песнь мою.
Только я, мои любимые,
С вами больше не спою.
Что ты, ива, ветви свесила,
Или я не долюбил?
Вспоминайте меня весело, –
Словом, так,
каким я был.