Цели:
- дать детям представление о происхождении картофеля, приемах его возделывания;
- активизировать и обогащать словарный запас детей;
- развивать любознательность, интерес;
- воспитывать бережное отношение к окружающему миру.
Методы:
- словесный (чтение письма, загадывание загадки, рассказ, беседа);
- наглядный (показ);
- практический (рассмотрение, исследование, игра).
Развивающая среда:
- халат для профессора;
- письмо;
- коврик;
- рисунок (этапы роста картофеля);
- картофель (в сыром виде, вареный на тарелочках), крахмал;
- мяч.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационная часть
Дети сидят на стульчиках полукругом. Воспитатель сообщает детям, что получил письмо и зачитывает его:
«Здравствуйте, ребята! Я знаю, что вы очень умные, сообразительные и всегда хотите много знать, поэтому я хочу пригласить вас к себе в лабораторию и кое-что рассказать интересного. О чем? Узнаете, когда прилетите ко мне в гости на ковре-самолете. Ваш профессор Огород».
Воспитатель: Какое загадочное письмо. Интересно, о чем нам хочет рассказать профессор? Полетим к нему в гости?
– А чтобы наши пальчики крепко держались друг за друга, мы их разомнем.
Пальчиковая гимнастика:
Гляньте, радуга над нами,
Над деревьями, домами,
И над речкой, над волной
И немножко надо мой.
Дети берутся за ручки, садятся на ковер,
закрывают глазки и представляют, что летят над
лесом, озером, лугом.
В это время воспитатель надевает белый халат,
берет в руки папку и превращается в профессора.
Дети открывают глаза.
2. Основная часть
Профессор: Ой, кто это ко мне прилетел? Здравствуйте, ребята. Вы прилетели в лабораторию к профессору Огороду. Профессор – это я. Сегодня я занимаюсь исследованием одного овоща. Угадайте, что это за овощ?
И зелен, и густ
На грядке вырастает куст.
Покопай немножко
Под кустом… (картошка).
Профессор берет в руку картофель.
– Дети, а вы знаете, откуда у нас появился
картофель?
Очень давно прибыли из дальнего плавания корабли
отважного мореплавателя Христофора Колумба.
Прибыли они из страны, называемой Южной Америкой,
и привезли самый ценный груз – картофель. В Южной
Америке в то время жили племена индейцев, и их
основной пищей был картофель. В честь его
устраивали даже праздники. Когда картофель
привозили в другие страны, то дарили как
драгоценность богатым людям. Постепенно
картофель перестал быть редкостью, и появился у
простого народа. Однако, много трудов надо
приложить, чтобы вырастить картофель.
– У меня есть плакат, на котором изображены этапы роста картофеля. Кто сможет рассказать, что надо делать, чтобы собрать урожай картофеля?
Ребенок с помощью плаката рассказывает об этапах роста картофеля.
– Чтобы посадить картофель, нужно вскопать землю, удобрить ее, потом пропалывать грядки от сорняков. Когда картофель подрастет, его надо окучить. Это делают для того, чтобы взрослый куст не развалился. Картофель, как и всякое другое растение, следует поливать.
Физкультминутка:
Три медведя шли домой.
Папа был большой, большой,
Мама чуть поменьше ростом,
А сынок малютка просто.
Очень маленький он был,
С погремушками ходил:
Дзынь, ля-ля, дзынь, ля-ля.
(Дети выполняют соответствующие движения).
– А теперь возьмите по картофелю в руки (с
подноса) и рассмотрите его.
– Какого он цвета?
– Какой формы?
– Картофель бывает разных сортов, поэтому он
имеет разный цвет и отличается по форме клубней.
Это как у людей, все мы отличаемся друг от друга.
– Какой картофель на ощупь?
– Что есть у картофеля?
– А какие блюда мы можем приготовить из
картофеля? (Ответы детей).
– Молодцы! А теперь подойдите к столу, только
тихо. В моей лаборатории не шумят и ничего не
трогают руками без моего разрешения.
– Перед вами 2 блюда: на одном картофель и на
другом, рассмотрите их, потрогайте с помощью
ложечки.
– Чем они отличаются?
– Почему сваренный картофель рассыпчатый? Не
догадались? Картофель рассыпчатый потому, что в
нем содержится крахмал.
– А как вы думаете, для чего нужен крахмал? (Ответы
детей).
– А теперь сравните кисель, приготовленный с
крахмалом и без него. (Дети сравнивают, делают
выводы).
Игра «Ты лети, лети картошка...»
Игра с мячом. Дети образуют круг. Мяч передают по кругу до тех пор, пока воспитатель не закончит читать стихотворение. У кого остался мяч, тот показывает какое-нибудь движение, остальные – повторяют.
Ты лети, лети, картошка,
Быстро, быстро по рукам.
У кого в руках картошка,
Тот покажет что-то нам.
Профессор: К сожалению, ребята, у меня закончилось время, и мне надо идти проводить другие исследования. Ждите следующего приглашения в гости. А за то, что вы посетили мою лабораторию и принимали участие в исследованиях, я хочу преподнести вам небольшие сувениры. (Профессор дарит детям детские книжки о животных и об овощах). А сейчас садитесь на ковер-самолет и отправляйтесь в группу. Закрыли глазки, вот вы летите над лесом, озером. Вдалеке показался детский сад.
(В это время воспитатель снимает халат, убирает папку).
3. Итог
Воспитатель: Ребята, я от вас отстала, и вы улетели без меня. Где же вы были? И что это у вас за сувениры в руках?
Дети наперебой делятся своими впечатлениями, рассказывают об увиденном.
– Ребята, вы такие молодцы. Теперь я тоже буду знать о картофеле. Будем ждать еще приглашения от профессора.
Список используемой литературы:
1. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с
детьми 5-6 лет. Практическое пособие для
воспитателей и методистов ДОУ. Воронеж, 2007.
2. Железнова Е.С. Тук, тук, кулачок.
Пальчиковые игры. М., 2007.
3. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать
загадки. Пособие для воспитателя детского сада.
М., Просвещение, 1985.
4. Маневцова Л.М. Мир природы и ребенок. СПб.,
1998.
5. Молодова Л. Игровые экологические занятия
с детьми, Мн., 1996.
6. Рыжова Н.А. Я и природа. М., 1996.