Цель: содействие патриотическому воспитанию подрастающего поколения, осознанию исторического значения подвига народа на примере героического прошлого России.
Задачи:
- воспитывать чувство гордости за героическое прошлое России;
- пробудить интерес к литературе по истории России;
- укрепление межпредметных связей истории, литературы, МХК;
- способствовать формированию коммуникативной компетентности;
- содействовать развитию общего кругозора учащихся.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация “Прикоснись к подвигу сердцем”, выполненная в Power Point.
Порядок проведения: Мероприятие проходит в форме устного журнала, сопровождаемого мультимедийной интерактивной презентацией, выполненной в Power Point. В игре участвуют три команды (количество игроков в команде определяется заранее: 4-6 человек). Журнал состоит из 3 страниц: “Героическая”, “Музыкально-искусствоведческая”, “Военный калейдоскоп”. За ходом игры наблюдает жюри из трех человек (в состав жюри могут входить учителя, воспитатели, старшеклассники). За правильное выполнение конкурсных заданий команды получают звездочки - баллы. По общей сумме набранных баллов определяется команда – победитель.
Правила работы с презентацией.
- Слайд №1 - обложка.
- Слайд №2 - титульный.
- Слайды № 3, 14, 25 – отправные пункты по страницам журнала.
- Слайды № 3-40 в презентации снабжены гиперссылками и управляющими кнопками.
- Слайд №3. Цифры 1, 2, 3, 4, 5 гиперболизированы. Щелчком мыши по ним мы попадаем на слайд с вопросом. Щелчок по “звезде” - переход к следующей странице журнала – “Музыкально-искусствоведческая” (слайд №14).
- Слайды №4-8 содержат вопросы и ответы рубрики – “Города-герои”, слайды №9-13 – рубрики “Ордена и медали”. Щелчок мыши открывает правильный ответ. Щелчок по “звезде” - возврат на игровое поле страницы – слайд №3.
- Слайд №14. Цифры 1, 2, 3, 4, 5 гиперболизированы. Щелчком мыши по ним мы попадаем на слайд с вопросом. Щелчок по “звезде” - переход к следующей странице журнала – “Военный калейдоскоп” (слайд №25).
- Слайды №15-19 содержат вопросы и ответы рубрики – “Песни великой войны”, слайды №20-24 – рубрики “Картины”. Щелчок по “звезде” - возврат на игровое поле страницы – слайд №14. Щелчок мыши открывает правильный ответ, на слайдах №15-19 после щелчка звучит песня.
- Слайд №25. Цифры 1, 2, 3 гиперболизированы. Щелчком мыши по ним мы попадаем на слайд с вопросом. Щелчок по “звезде” - переход к слайду №41.
- Слайды №26-40 содержат вопросы и ответы рубрик “Военного калейдоскопа”. Щелчок по “звезде” - возврат на игровое поле страницы – слайд №25. Щелчок мыши открывает правильный ответ.
- Слайды №41-42 иллюстрируют подведение итогов и сообщения ведущего.
- Слайд №43 завершает игровую программу.
Ход мероприятия
Получают мальчики повестки
И уходят мальчики служить.
Есть обязанность у них такая:
От врага Отчизну защитить. (Л.Пляцева)
Ежегодно 23 февраля мы отмечаем День защитника Отечества. В 1918 году в этот день под Псковом и Нарвой отряды Красной Армии дали сражение регулярным войскам кайзера Вильгельма, рвавшимся к Петрограду. Именно в ознаменование этого события был подписан закон о создании в нашей стране специальных войск армии для защиты нашей родины от нападения врагов. Наша армия прошла славный путь, оберегая мир и покой граждан России. И сегодня Российская армия, используя суперсовременные ракеты, самолеты, танки и другие виды оружия, охраняет наши границы от врагов. Всегда, во все времена Русская армия славилась своими солдатами. День защитника Отечества – это праздник людей с чистой совестью, праздник народа, умеющего постоять за себя и за свою землю. Так было во все времена.
Устный журнал “Прикоснись к подвигу сердцем” посвящен этому замечательному празднику.
Подвиг… Как это ни странно, но ни один европейский язык не имеет слов хотя бы приблизительного значения. Даже слова героизм, доблесть не в состоянии передать всю глубину смысла, вложенного в русское слово подвиг.
Держава армией крепка,
А армия – солдатом.
В солдате сила высока,
Коль помнить это свято.
Россия славилась всегда
Солдатами своими.
Мы помним прошлые года
Сколько побед за ними.
За правильный ответ команда получает звездочку. 1 звездочка – 1 балл. В завершении команды сдадут свои звездочки в штаб армии, где наши главнокомандующие подведут итоги и определят команду-победителя. (Представить жюри)
Итак, страница первая – “Героическая”. На этой странице две рубрики – “Города-герои” и “Ордена и медали”.
Золотыми буквами вписаны в летопись истории Великой Отечественной войны имена городов-героев: Москвы, Ленинграда, Сталинграда, Киева, Минска, Одессы, Севастополя, Новороссийска, Керчи, Тулы, Мурманска и Брестской крепости.
Они получили почетное звание “Город-герой” за мужество и героизм, проявленные защитниками города в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками. Выбрав вопрос из этой рубрики, команда должна будет назвать город, о котором последует рассказ.
Для того чтобы отмечать подвиги защитников Родины, их воинскую доблесть и успехи в полководческом искусстве, героям вручались ордена и медали. В рубрике рассказывается о различных наградах времен ВОв, командам необходимо назвать эти награды.
Команды могут выбрать по одному вопросу из каждой рубрики.
“Города-герои”
“Ордена и медали”
Закрывая первую страницу нашего журнала, необходимо отметить, что высокое звание “Город-герой” получило 13 городов Советского Союза, а за годы Великой Отечественной войны правительством были учреждены 10 орденов и 21 наградная медаль.
Листаем страницы журнала “Прикоснись к подвигу сердцем” дальше. Страница вторая – “Музыкально-искусствоведческая”. На этой странице две рубрики – “Песни великой войны” и “Картины”.
Жить, работать, воевать, побеждать врага помогали нашему народу на фронте и в тылу песни, созданные в грозные годы ВОв. Песни распространялись очень быстро, передавались из уст в уста, “перелетали” через линию фронта, проникали в глубокий тыл, в партизанские отряды. По рассказу о песне команде нужно будет сказать ее название.
Уже 65 лет отделяет нас от дня Победы над фашистской Германией, но прошлое, уже ставшее историей, живет не только в сердцах ветеранов, в благодарной памяти народа, но и на полотнах художников. Задача команд - рассмотрев картину, проникнуть в замысел художника и сказать нам ее название. Точнее выбрать правильный вариант из трех предлагаемых вам.
Команды могут выбрать по одному вопросу из каждой рубрики.
“Песни великой войны”
Вслед за рассказом прослушивается куплет песни.
- Первой песней лихой годины была песня, написанная за два дня. Первое ее исполнение состоялось на Белорусском вокзале столицы 27 июня 1941 года перед воинами, которые отправлялись на фронт. Песню пел Краснознаменный ансамбль песни и пляски Красной Армии. (“Священная война”)
- Вот уже более 60 лет поет эту песню страна. Да и не только наша. Песня М. Блантера и М. Исаковского, сложенная до войны, как никакая другая песня согревала солдатские сердца в тяжелую военную пору. Именем героини этой песни солдаты прозвали гвардейские минометы - грозное оружие нашей армии. (Катюша)
- Зимой 1941-1942 года по всем фронтам с молниеносной быстротой распространилась новая песня композитора К. Листова. Когда поэт А. Сурков писал стихотворение, он не предполагал его публиковать и тем более не думал, что оно может стать песней. Это было несколько стихотворных строчек из письма жене с фронта. (В землянке)
- Эта песня родилась неожиданно в 1942 году в далеком Ташкенте. Шла съемка фильма “Два бойца”. По замыслу режиссера фильм должна была сопровождать только симфоническая музыка. Но по ходу съемки стало ясно, что без песни не обойтись. Режиссер фильма передал Н. Богословскому чувства героев, рассказал тему песни и ее настроение. Произошло чудо: композитор сел к роялю и сразу сыграл мелодию будущей песни на слова поэта В. Агапова, которая и вошла потом в фильм без единого изменения. (Темная ночь)
- Все дальше уходит Великая Отечественная война, и песни, написанные в дни сражений, мы называем песнями наших отцов и дедов. Но появились новые песни о войне, написанные поэтами и композиторами, родившимися после 1945 года. Одна из таких песен написана через три десятилетия после того, как отгремели последние залпы войны. Песня сразу же стала близка и необходима. (День Победы)
“Картины”
В.Н.Яковлев “Портрет Героя Советского Союза гвардии генерал-майора И.В.Панфилова”.
А.А.Горпенко “Бой за станцию Крюково”.
А.А.Дейнека “Оборона Севастополя”.
В.Е.Памфилов “Освобожденная земля”.
С.В.Рянгина “Подруги”.
Ю.И.Пименов “Фронтовая дорога”.
П.А.Кривоногов “Победа”.
Можно использовать и другие картины.
Картины и песни о военном времени и сегодня актуальны. Они славят красоту человека и напоминают о необходимости беречь самое дорогое - мир на нашей чудесной земле.
Открываем последнюю страницу журнала “Прикоснись к подвигу сердцем” - “Военный калейдоскоп”. Здесь пять рубрик – “Чины, медали и мундиры”, “Техника и оружие”, “Люди, даты, города”, “Обо всем понемногу”, “Военные операции” - задания в них понятны и без объяснений. Команды могут выбрать всего по 3 вопроса из разных рубрик.
“Чины, медали и мундиры”
1. Каким орденом награждали в России исключительно за воинскую храбрость?
- Св. Александра Невского;
- Св. Владимира;
- Св. Георгия Победоносца.
2. Какой офицерский чин является самым младшим в Российском флоте?
- Мичман;
- бомбардир;
- лейтенант.
3. Назовите высшую солдатскую награду в России конца XIX-начала XX в.
- Орден Св. Анны IV степени;
- Георгиевский крест;
- Станислав III степени.
“Техника, оружие”
1. Расшифруйте название танка КВ.
- Клим Ворошилов;
- Классное вооружение;
- Красный воин.
2. Вспомните неофициальное название истребителя МиГ-29.
- Сокол;
- кречет;
- стриж.
3. “Клин”, “Кедр”, “Кипарис”, “Кобра” — это названия моделей российских...
- Пистолетов-пулеметов;
- сторожевых катеров;
- гранат.
“Люди, даты, города”
1. Какой российский летчик совершил первый воздушный таран в 1941 г.?
- П. И. Нестеров;
- И. Н. Кожедуб;
- П. С. Рябцев.
2. Когда и по какому поводу был произведен в Москве первый победный салют?
- 23 ноября 1942 г., в связи с окружением под Сталинградом группировки немецко-фашистских войск;
- 12 мая 1944 г., в связи с завершением операции по освобождению Крыма;
- 5 августа 1943 г., в честь советских войск, освободивших города Орел и Белгород.
3. Кто являлся Верховным главнокомандующим Советской армии в годы Великой Отечественной войны?
- И. В. Сталин;
- Г. К. Жуков;
- К. Е. Ворошилов.
“Обо всем понемногу”
1. Укажите название деревни, у которой произошло знаменитое танковое сражение в ходе Курской битвы.
- Крюково;
- Куропаты;
- Прохоровка.
2. Кого немцы в годы войны прозвали “черной смертью”?
- Танки;
- морскую пехоту;
- самолеты-истребители.
3. Какая крепость находится на берегу реки Бут?
- Шлиссельбургская;
- Брестская;
- Кронштадт.
“Военные операции”
1. Какая из битв произошла в 1941 г.?
- Сталинградская битва;
- битва за Москву;
- битва под Курской дугой.
2. Вспомните кодовое название плана германского командования по захвату Советского Союза.
- “Тайфун”;
- “Барбаросса”;
- “Смерч”.
3. В районе какой реки шло сражение под командованием Г. К. Жукова?
- Халхин-Гол;
- Амазонка;
- Янцзы.
Вот с такими ребятами, знатоками отечественной истории и истории нашей армии, не страшно пойти в разведку. Приятно узнать, что они отлично осведомлены о Российской армии, во всяком случае, теоретически. Практический опыт ребята приобретут, служа в ее рядах.
Все люди хотят, чтобы был мир на земле, чтобы, как сказал однажды писатель Аркадий Гайдар, “не рвались пули, не гремели снаряды. Живи да работай – хорошая жизнь”. Ради мирной жизни на земле и несут свою нелегкую службу солдаты, среди них наши односельчане - Сафонов Анатолий, Ткалун Андрей.
А сейчас в штабе подсчитают количество набранных вами баллов, и мы узнаем, кто же победитель.