Прикоснись к подвигу сердцем. Устный журнал для старшеклассников

Разделы: Организация школьной библиотеки, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5 МБ)


Цель: содействие патриотическому воспитанию подрастающего поколения, осознанию исторического значения подвига народа на примере героического прошлого России.

Задачи:

  • воспитывать чувство гордости за героическое прошлое России;
  • пробудить интерес к литературе по истории России;
  • укрепление межпредметных связей истории, литературы, МХК;
  • способствовать формированию коммуникативной компетентности;
  • содействовать развитию общего кругозора учащихся.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация “Прикоснись к подвигу сердцем”, выполненная в Power Point.

Порядок проведения: Мероприятие проходит в форме устного журнала, сопровождаемого мультимедийной интерактивной презентацией, выполненной в Power Point. В игре участвуют три команды (количество игроков в команде определяется заранее: 4-6 человек). Журнал состоит из 3 страниц: “Героическая”, “Музыкально-искусствоведческая”, “Военный калейдоскоп”. За ходом игры наблюдает жюри из трех человек (в состав жюри могут входить учителя, воспитатели, старшеклассники). За правильное выполнение конкурсных заданий команды получают звездочки - баллы. По общей сумме набранных баллов определяется команда – победитель.

Правила работы с презентацией.

  1. Слайд №1 - обложка.
  2. Слайд №2 - титульный.
  3. Слайды № 3, 14, 25 – отправные пункты по страницам журнала.
  4. Слайды № 3-40 в презентации снабжены гиперссылками и управляющими кнопками.
  5. Слайд №3. Цифры 1, 2, 3, 4, 5 гиперболизированы. Щелчком мыши по ним мы попадаем на слайд с вопросом. Щелчок по “звезде” - переход к следующей странице журнала – “Музыкально-искусствоведческая” (слайд №14).
  6. Слайды №4-8 содержат вопросы и ответы рубрики – “Города-герои”, слайды №9-13 – рубрики “Ордена и медали”. Щелчок мыши открывает правильный ответ. Щелчок по “звезде” - возврат на игровое поле страницы – слайд №3.
  7. Слайд №14. Цифры 1, 2, 3, 4, 5 гиперболизированы. Щелчком мыши по ним мы попадаем на слайд с вопросом. Щелчок по “звезде” - переход к следующей странице журнала – “Военный калейдоскоп” (слайд №25).
  8. Слайды №15-19 содержат вопросы и ответы рубрики – “Песни великой войны”, слайды №20-24 – рубрики “Картины”. Щелчок по “звезде” - возврат на игровое поле страницы – слайд №14. Щелчок мыши открывает правильный ответ, на слайдах №15-19 после щелчка звучит песня.
  9. Слайд №25. Цифры 1, 2, 3 гиперболизированы. Щелчком мыши по ним мы попадаем на слайд с вопросом. Щелчок по “звезде” - переход к слайду №41.
  10. Слайды №26-40 содержат вопросы и ответы рубрик “Военного калейдоскопа”. Щелчок по “звезде” - возврат на игровое поле страницы – слайд №25. Щелчок мыши открывает правильный ответ.
  11. Слайды №41-42 иллюстрируют подведение итогов и сообщения ведущего.
  12. Слайд №43 завершает игровую программу.

Ход мероприятия

Получают мальчики повестки
И уходят мальчики служить.
Есть обязанность у них такая:
От врага Отчизну защитить. (Л.Пляцева)

Ежегодно 23 февраля мы отмечаем День защитника Отечества. В 1918 году в этот день под Псковом и Нарвой отряды Красной Армии дали сражение регулярным войскам кайзера Вильгельма, рвавшимся к Петрограду. Именно в ознаменование этого события был подписан закон о создании в нашей стране специальных войск армии для защиты нашей родины от нападения врагов. Наша армия прошла славный путь, оберегая мир и покой граждан России. И сегодня Российская армия, используя суперсовременные ракеты, самолеты, танки и другие виды оружия, охраняет наши границы от врагов. Всегда, во все времена Русская армия славилась своими солдатами. День защитника Отечества – это праздник людей с чистой совестью, праздник народа, умеющего постоять за себя и за свою землю. Так было во все времена.

Устный журнал “Прикоснись к подвигу сердцем” посвящен этому замечательному празднику.

Подвиг… Как это ни странно, но ни один европейский язык не имеет слов хотя бы приблизительного значения. Даже слова героизм, доблесть не в состоянии передать всю глубину смысла, вложенного в русское слово подвиг.

Держава армией крепка,
А армия – солдатом.
В солдате сила высока,
Коль помнить это свято.
Россия славилась всегда
Солдатами своими.
Мы помним прошлые года
Сколько побед за ними.

За правильный ответ команда получает звездочку. 1 звездочка – 1 балл. В завершении команды сдадут свои звездочки в штаб армии, где наши главнокомандующие подведут итоги и определят команду-победителя. (Представить жюри)

Итак, страница первая – “Героическая”. На этой странице две рубрики – “Города-герои” и “Ордена и медали”.

Золотыми буквами вписаны в летопись истории Великой Отечественной войны имена городов-героев: Москвы, Ленинграда, Сталинграда, Киева, Минска, Одессы, Севастополя, Новороссийска, Керчи, Тулы, Мурманска и Брестской крепости.

Они получили почетное звание “Город-герой” за мужество и героизм, проявленные защитниками города в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками. Выбрав вопрос из этой рубрики, команда должна будет назвать город, о котором последует рассказ.

Для того чтобы отмечать подвиги защитников Родины, их воинскую доблесть и успехи в полководческом искусстве, героям вручались ордена и медали. В рубрике рассказывается о различных наградах времен ВОв, командам необходимо назвать эти награды.

Команды могут выбрать по одному вопросу из каждой рубрики.

“Города-герои”

  1. В 1941 году, бросив в бой огромные силы, фашисты отрезали город от всей страны. Начались страшные дни. Не было топлива. Было отключено электричество. Вышел из строя водопровод. Начался голод. Рушились дома от артобстрела. Люди погибали и умирали. Но город держался. Не взяли его фашисты. О каком городе-герое идет речь? (Ленинград. Фрагмент мемориала Победы)
  2. 30 сентября 1941 года фашистские генералы отдали приказ о наступлении на этот город. “Тайфун” - так назвали фашисты план своего наступления, потому что ураганом решили ворваться в него. Более миллиона солдат бросили они на город, тысячу семьсот танков, тысячу самолетов, двести фашистских генералов вели войска. Два генерала-фельдмаршала возглавляли поход. Но просчитались фашисты. Великая битва закончилась их сокрушительным разгромом и развеяла миф о непобедимости Германии. (Москва. Могила неизвестного солдата)
  3. В августе 1942 года фашисты начали наступление на этот российский город на Черном море, крупнейший морской и военный порт нашей страны. Упорными, долгими были бои, и все же к середине сентября большая часть города оказалась в руках фашистов. Вышли фашисты к Черному морю. Надеялись отсюда берегом моря прорваться дальше на юг Кавказа. Не получилось. Преградили, заблокировали наши путь врагам, остановили немцев. Застрял в городе, как в ловушке, фашистский мамонт. (Новороссийск. Памятник морским десантникам)
  4. Попытались фашисты прорваться к Москве с юга. И прикрыл Москву с юга этот город. Город оружейников и вкусных пряников. Отсюда шли снаряды и патроны, минометы и мины, которые в шутку тоже стали называть пряниками. Долго штурмовали город фашисты. Сто танков потеряли! Да все напрасно. Видимо, пряники были хороши! (Тула. Памятник на площади Победы)
  5. Особенно кровопролитные бои шли за Мамаев курган. Мамаев курган - самая высокая точка в городе. Видно отсюда далеко-далеко. Видно и Волгу, и степи, и левый берег... (Сталинград. Мемориальный комплекс на мамаевом кургане)

“Ордена и медали”

  1. Орден учрежден 6 апреля 1930 года для награждения за большие заслуги по обороне страны в военное и мирное время. Орден представляет собой выпуклую пятиконечную звезду, покрытую рубиново-красной эмалью. В центре подкова с изображением красноармейца с винтовкой в руке, ниже – серп и молот. Первым кавалером ордена стал в 1930 году командир Красной Армии В. Блюхер. Ни один орден не имел такого большого числа награжденных, как этот орден. Во время Великой Отечественной войны орденом было награждено около 3 млн человек. (Орден Красной звезды)
  2. После 1917 года все царские ордена, медали и другие знаки отличия были упразднены. Но, сохраняя лучшие традиции русской армии и флота, правительство учредило 8 ноября 1943 года солдатский орден трех степеней. Он отмечал личную храбрость и воинскую доблесть солдат Красной Армии. Орден представляет собой пятиконечную золотую или серебряную звезду, в центре которой в золотом венке из листьев лавра помещена Кремлевская башня с красной звездой на шпиле. Внизу венка на красной ленте надпись. Всего за годы войны орденом награждено около 1 млн человек. (Орден Славы)
  3. 20 мая 1942 года был учрежден военный орден для награждения участников Великой Отечественной войны. Орден представляет собой пятиконечную красную звезду в золотой (I степень) или серебряной (II степень) кайме. В центре звезды на красном фоне - золотой серп и молот. В описании ордена приводится около ста подвигов, за которые солдаты и офицеры могли быть награждены орденом. Его получали: - кто сбил в воздушном бою семь самолетов, - кто подавил огонь пяти батарей, - кто гранатами на поле боя уничтожил вражеский танк. За годы войны орденом было награждено около 1,5 млн. человек. (Орден Отечественной войны)
  4. Высшей степенью отличия являлось в СССР с 16 апреля 1934 года звание Герой Советского Союза, которое присваивалось гражданам, совершившим подвиг. Самыми первыми героями Советского Союза в Великую Отечественную войну стали летчики-истребители, прикрывавшие Ленинград. Всего за годы Великой Отечественной войны звание Героя было присвоено 11546 воинам. Как назывались орден и медаль, которые вручались Герою Советского Союза? (Орден Ленина и медаль Золотая Звезда)
  5. 8 ноября 1943 года был учрежден высший военный орден для награждения полководцев Красной Армии за успешное проведение операции крупного масштаба. Орден - сложное произведение ювелирного искусства, над которым работали лучшие художники и ювелиры страны. Основным элементом ордена является красная рубиновая звезда, выполненная из искусственных рубинов. Она обрамлена 170 бриллиантами. В центре звезды на голубом фоне в золотом венке из лавровых листьев помещена Кремлевская башня. Всего за годы войны было произведено 19 награждений. Среди награжденных И. Сталин, Г. Жуков, А. Василевский. Учреждение ордена явилось мудрым и дальновидным решением: появление такой награды за полтора года до весны 1945 года как бы предрешало неизбежный и близкий конец войны. (Орден Победы)

Закрывая первую страницу нашего журнала, необходимо отметить, что высокое звание “Город-герой” получило 13 городов Советского Союза, а за годы Великой Отечественной войны правительством были учреждены 10 орденов и 21 наградная медаль.

Листаем страницы журнала “Прикоснись к подвигу сердцем” дальше. Страница вторая – “Музыкально-искусствоведческая”. На этой странице две рубрики – “Песни великой войны” и “Картины”.

Жить, работать, воевать, побеждать врага помогали нашему народу на фронте и в тылу песни, созданные в грозные годы ВОв. Песни распространялись очень быстро, передавались из уст в уста, “перелетали” через линию фронта, проникали в глубокий тыл, в партизанские отряды. По рассказу о песне команде нужно будет сказать ее название.

Уже 65 лет отделяет нас от дня Победы над фашистской Германией, но прошлое, уже ставшее историей, живет не только в сердцах ветеранов, в благодарной памяти народа, но и на полотнах художников. Задача команд - рассмотрев картину, проникнуть в замысел художника и сказать нам ее название. Точнее выбрать правильный вариант из трех предлагаемых вам.

Команды могут выбрать по одному вопросу из каждой рубрики.

“Песни великой войны”

Вслед за рассказом прослушивается куплет песни.

  1. Первой песней лихой годины была песня, написанная за два дня. Первое ее исполнение состоялось на Белорусском вокзале столицы 27 июня 1941 года перед воинами, которые отправлялись на фронт. Песню пел Краснознаменный ансамбль песни и пляски Красной Армии. (“Священная война”)
  2. Вот уже более 60 лет поет эту песню страна. Да и не только наша. Песня М. Блантера и М. Исаковского, сложенная до войны, как никакая другая песня согревала солдатские сердца в тяжелую военную пору. Именем героини этой песни солдаты прозвали гвардейские минометы - грозное оружие нашей армии. (Катюша)
  3. Зимой 1941-1942 года по всем фронтам с молниеносной быстротой распространилась новая песня композитора К. Листова. Когда поэт А. Сурков писал стихотворение, он не предполагал его публиковать и тем более не думал, что оно может стать песней. Это было несколько стихотворных строчек из письма жене с фронта. (В землянке)
  4. Эта песня родилась неожиданно в 1942 году в далеком Ташкенте. Шла съемка фильма “Два бойца”. По замыслу режиссера фильм должна была сопровождать только симфоническая музыка. Но по ходу съемки стало ясно, что без песни не обойтись. Режиссер фильма передал Н. Богословскому чувства героев, рассказал тему песни и ее настроение. Произошло чудо: композитор сел к роялю и сразу сыграл мелодию будущей песни на слова поэта В. Агапова, которая и вошла потом в фильм без единого изменения. (Темная ночь)
  5. Все дальше уходит Великая Отечественная война, и песни, написанные в дни сражений, мы называем песнями наших отцов и дедов. Но появились новые песни о войне, написанные поэтами и композиторами, родившимися после 1945 года. Одна из таких песен написана через три десятилетия после того, как отгремели последние залпы войны. Песня сразу же стала близка и необходима. (День Победы)

“Картины”

В.Н.Яковлев “Портрет Героя Советского Союза гвардии генерал-майора И.В.Панфилова”.

А.А.Горпенко “Бой за станцию Крюково”.

А.А.Дейнека “Оборона Севастополя”.

В.Е.Памфилов “Освобожденная земля”.

С.В.Рянгина “Подруги”.

Ю.И.Пименов “Фронтовая дорога”.

П.А.Кривоногов “Победа”.

Можно использовать и другие картины.

Картины и песни о военном времени и сегодня актуальны. Они славят красоту человека и напоминают о необходимости беречь самое дорогое - мир на нашей чудесной земле.

Открываем последнюю страницу журнала “Прикоснись к подвигу сердцем” - “Военный калейдоскоп”. Здесь пять рубрик – “Чины, медали и мундиры”, “Техника и оружие”, “Люди, даты, города”, “Обо всем понемногу”, “Военные операции” - задания в них понятны и без объяснений. Команды могут выбрать всего по 3 вопроса из разных рубрик.

“Чины, медали и мундиры”

1. Каким орденом награждали в России исключительно за воинскую храбрость?

  • Св. Александра Невского;
  • Св. Владимира;
  • Св. Георгия Победоносца.

2. Какой офицерский чин является самым младшим в Российском флоте?

  • Мичман;
  • бомбардир;
  • лейтенант.

3. Назовите высшую солдатскую награду в России конца XIX-начала XX в.

  • Орден Св. Анны IV степени;
  • Георгиевский крест;
  • Станислав III степени.

“Техника, оружие”

1. Расшифруйте название танка КВ.

  • Клим Ворошилов;
  • Классное вооружение;
  • Красный воин.

2. Вспомните неофициальное название истребителя МиГ-29.

  • Сокол;
  • кречет;
  • стриж.

3. “Клин”, “Кедр”, “Кипарис”, “Кобра” — это названия моделей российских...

  • Пистолетов-пулеметов;
  • сторожевых катеров;
  • гранат.

“Люди, даты, города”

1. Какой российский летчик совершил первый воздушный таран в 1941 г.?

  • П. И. Нестеров;
  • И. Н. Кожедуб;
  • П. С. Рябцев.

2. Когда и по какому поводу был произведен в Москве первый победный салют?

  • 23 ноября 1942 г., в связи с окружением под Сталинградом группировки немецко-фашистских войск;
  • 12 мая 1944 г., в связи с завершением операции по освобождению Крыма;
  • 5 августа 1943 г., в честь советских войск, освободивших города Орел и Белгород.

3. Кто являлся Верховным главнокомандующим Советской армии в годы Великой Отечественной войны?

  • И. В. Сталин;
  • Г. К. Жуков;
  • К. Е. Ворошилов.

“Обо всем понемногу”

1. Укажите название деревни, у которой произошло знаменитое танковое сражение в ходе Курской битвы.

  • Крюково;
  • Куропаты;
  • Прохоровка.

2. Кого немцы в годы войны прозвали “черной смертью”?

  • Танки;
  • морскую пехоту;
  • самолеты-истребители.

3. Какая крепость находится на берегу реки Бут?

  • Шлиссельбургская;
  • Брестская;
  • Кронштадт.

“Военные операции”

1. Какая из битв произошла в 1941 г.?

  • Сталинградская битва;
  • битва за Москву;
  • битва под Курской дугой.

2. Вспомните кодовое название плана германского командования по захвату Советского Союза.

  • “Тайфун”;
  • “Барбаросса”;
  • “Смерч”.

3. В районе какой реки шло сражение под командованием Г. К. Жукова?

  • Халхин-Гол;
  • Амазонка;
  • Янцзы.

Вот с такими ребятами, знатоками отечественной истории и истории нашей армии, не страшно пойти в разведку. Приятно узнать, что они отлично осведомлены о Российской армии, во всяком случае, теоретически. Практический опыт ребята приобретут, служа в ее рядах.

Все люди хотят, чтобы был мир на земле, чтобы, как сказал однажды писатель Аркадий Гайдар, “не рвались пули, не гремели снаряды. Живи да работай – хорошая жизнь”. Ради мирной жизни на земле и несут свою нелегкую службу солдаты, среди них наши односельчане - Сафонов Анатолий, Ткалун Андрей.

А сейчас в штабе подсчитают количество набранных вами баллов, и мы узнаем, кто же победитель.