Ведущая педагогическая цель урока: обобщить знания, умения и навыки по теме «Метод координат в пространстве» с использованием игровых технологий.
Триединая дидактическая цель урока:
Обучающий аспект:
- повторить основные формулы и понятия по теме;
- формировать умения использовать полученные знания при решении задач;
- развивать и укреплять интерес к математике.
Развивающий аспект:
- развитие познавательного интереса;
- развитие внимание, память;
- развитие эмоциональной сферы.
Воспитательный аспект:
- воспитание культуры поведения;
- умение слушать и работать в группах;
- воспитание культуры умственного труда;
- воспитание ответственности.
Тип урока: обобщение знаний
Форма проведения: дидактическая игра
Структура урока:
- Организация начала урока.
- Дидактическая игра.
- Подведение итогов.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, раздаточный материал.
Подготовительный этап: В игре участвуют две команды. Заранее выбирается капитан команды и определяется название команд.
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель формулирует тему урока, цели и задачи, знакомит учащихся с планом предстоящего урока.
II. Дидактическая игра.
1 гейм «Математическая разминка»
Каждая команда получает кроссворд из десяти вопросов. На выполнение задания отводится 5 минут. За каждое правильное слово в кроссворде команда получает одно очко. Заполненный кроссворд команды сдают в жюри. (Максимальное количество баллов за конкурс – 10.)
Вопросы по горизонтали:
- Если скалярное произведение векторов больше нуля, то угол между ними …
- Геометрическая фигура, при помощи которой складываются три некомпланарных вектора.
- Отрезок, у которого указано какой из его концов считается началом, какой концом.
- Коэффициенты в разложении вектора по координатным векторам называются … вектора.
- Сколько можно отложить векторов равных данному вектору от заданной точки?
Вопросы по вертикали:
- Произведение векторов.
- Третья координата точки в пространстве.
- Вектор, перпендикулярный плоскости.
- Вектор, длина которого равна единицы.
- Вторая координата точки в пространстве.
2 гейм «Дальше, дальше…»
Команде предлагается решить 6 простейших задач по теме урока. Путем жеребьевки устанавливается порядок начала гейма. Правильно ответившая на вопрос команда, имеет право назвать номер следующего вопроса. Каждая верно решенная задача оценивается 1 баллом. (Максимальное количество баллов за конкурс – 6.)
3 гейм «Математические заморочки в ЕГЭ»
Командам предлагается решить задачу С2 из ЕГЭ методом координат. На решение отводится 7-10 минут. Решенную задачу команды сдают в жюри. (Максимальное количество баллов за конкурс – 3.)
4 гейм «Домашнее задание»
Каждая команда заранее выбрала одно математическое понятие и одну формулировку теоремы. Должны показать их без слов жестами. Другая команда должна угадать. (Максимальное количество баллов за конкурс – 3.)
5 гейм «Конкурс капитанов
Капитанам предлагается решить ответить на 10 вопросов по теме урока. Путем жеребьевки устанавливается порядок начала гейма. Каждый правильный ответ оценивается 1 баллом. (Максимальное количество баллов за конкурс – 10.)
Вопросы для капитана первой команды:
- Верно ли, что любые два сонаправленных вектора коллинеарны? (Да)
- Верно ли, что любые два вектора компланарны? (Да)
- Первая координата точки называется … (Абсцисса)
- Как называется ось оz? (Ось аппликат)
- Результатом произведение векторов является … (число, скаляр)
- На какой оси лежит точка с координатами (0;2;0) (ось Оу)
- В какой четверти лежит точка с координатами (0;1;-2) (Оуz)
- Векторы, лежащие на одной или параллельных прямых называются … (коллинеарными)
- Ненулевые векторы равны, если … (сонаправлены и их длины равны)
- Как называются координаты точки в пространстве? (абсцисса, ордината, аппликата)
Вопросы для капитана второй команды:
- В какой четверти лежит точка с координатами (-2;0;3) (Оxz)
- Вектор, у которого начало совпадает с концом (точка)
- Верно ли, что любые два равных вектора коллинеарны? (да)
- Как называется ось Ох? (ось абсцисс)
- Как называются векторы, которые при откладывании от одной и той же точки, будут лежать в одной плоскости … (компланарными)
- Какие векторы называются перпендикулярными? (угол между ними равен 90°)
- На какой оси лежит точка с координатами (0;0;-2) (ось Оz)
- Сколько координат имеет точка в пространстве? (три)
- Верно ли, что любые три вектора компланарны (Нет)
- Результатом сумма векторов является …(вектор)
Пока жюри подчитывает количество очков, набравшей каждой командой. Объявляется последний гейм.
6 гейм «Черный ящик»
То, что лежит в чёрном ящике, изобрёл очень талантливый юноша, который придумал гончарный круг и пилу. Под пеплом Помпеи археологи обнаружили много таких предметов, изготовленных из бронзы. В нашей стране это было обнаружено при раскопках в Нижнем Новгороде. В древней Греции умение пользоваться этим предметом считалось верхом совершенства, а уж умение решать задачи с его помощью– признаком высокого положения в обществе и большого ума. Этот предмет незаменим в архитектуре и строительстве. За многие сотни лет конструкция этого предмета не изменилась. В наше время им умеет пользоваться любой старшеклассник.
Вопрос: Что лежит в чёрном ящике? Ответ: Циркуль.
(Максимальное количество очков – 3.)
III. Подведение итогов.
Жюри объявляет результаты конкурса. За особые успехи, проявленные в математическом бое, присваивается 1-е место (2-е место) все награждаются грамотами и сладкими призами.
Приложение для работы в жюри:
Конкурс | Количество баллов |
Разминка | |
Дальше, дальше … | |
Математические заморочки | |
Домашнее задание | |
Конкурс капитанов | |
Черный Ящик | |
Итог |