Ведущая педагогическая цель урока: ввести основные свойства функции.
Триединая дидактическая цель урока:
Обучающий аспект:
- специальные ЗУН;
- формировать умения находить свойства функции с опорой на графики функции;
- формировать навыки использования функциональной символики для записи свойств функции;
- формировать умение анализировать.
Развивающий аспект:
- развитие познавательного интереса;
- развивать абстрактное мышление;
- находить решения в различных проблемных ситуациях;
Воспитательный аспект:
- воспитание сознательного отношения к учебе;
- воспитание сознательной дисциплины;
- воспитание культуры умственного труда;
- воспитание культуры поведения;
- умение слушать и работать в группах.
Тип урока: объяснения нового материала.
Форма проведения: урок практикум с использование группой работы.
Структура урока:
- Организация начала урока.
- Подготовка к активной учебно-познавательной и учебно-исследовательской деятельности на уроке.
- Объяснение нового материала.
- Закрепление нового материала.
- Подведение итогов урока, рефлексия.
Оборудование:
- компьютер,
- мультимедийный проектор,
- презентация,
- конверты с заданием.
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель формулирует тему урока, цели и задачи, знакомит учащихся с планом предстоящего урока.
II. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности на уроке.
Проводится устная работа, по средствам которой учитель актуализирует опорные знания и умения.
На рисунке показан график функции, показывающий изменение температуры воздуха с течением времени. Ответьте наследующие вопросы, используя предложенный график:
- Наибольшее и наименьшее значение температуры за рассматриваемый промежуток времени;
- Время, в которое температура воздуха была равна 0°;
- Промежутки времени, в которые температура воздуха была выше 0°С; ниже 0°С.
- Промежутки времени, в которые температура воздуха повышалась; понижалась.
Учитель отмечает, что по графику функции можно выяснить любую нужную информацию, что дает возможность определить все свойства функции.
III. Объяснение нового материала.
Объяснение материала осуществляется с использованием компьютерной презентации. На примере одного графика вводятся все свойства функции. При рассмотрении нового материала не дается никаких определений свойств функции, их смысл раскрывается наглядно с помощью графика.
IV. Закрепление нового материала (по группам).
Закрепление материала делится на два этапа:
А) нахождение свойств функции по изображенному графику
Каждая группа получает задание: определить свойства функции по заданному графику (приложение 1). От каждой группы вызывается ученик для отчета работы группы. В презентации размещены графики функции каждой группы, поэтому очень легко отследить выполнение задание каждой группы.
Б) Схематически построить график функции, обладающей заданными свойствами.
Каждая группа получает задание: начертите график какой-нибудь функции, обладающей следующими свойствами.
1-я группа.
Область определения функции – отрезок [-3; 4], наибольшее значение равно 5, наименьшее равно -1.
2-я группа.
Функция возрастает при х≤2, убывает при х≥2, а ее нули функции являются числа 3 и -1
3-я группа.
Значение функции положительны при х<-3 и при х>5 и отрицательны при -3<x<5; при х=0 она принимает наименьшее значение.
От каждой группы вызывается ученик для отчета работы группы.
V. Итоги урока.
VI. Домашнее задание.
п. 5.4 №740, 746, 747(б)
Используемая литература:
- «Математика. Алгебра. Функции. Анализ данных. 8 класс», Г.В. Дорофеев и др., – Москва, «Дрофа», 2005.
- «Математика 8 класс II полугодие. Поурочные планы по учебнику под редакцией Г.В. Дорофеева», Т.Ю. Дюмина – Волгоград, «Учитель», 2009.