Цель:
- Ознакомить учащихся со структурой текста-повествования, описания, рассуждения.
- Учить приемам разграничения повествования, описания, рассуждения (прием вопроса, фотографирования, иллюстрации).
- Формировать умения учащихся ориентироваться в содержании высказывания.
Оборудование к уроку: иллюстрации пеликана, таблицы, памятка «Типы речи: повествование, описание, рассуждение».
Ход урока
Организационный момент.
Учитель:Сегодня у нас с вами не обычный урок, а урок знакомства, знакомства с новыми словами-терминами.
Побыстрей проверь дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке?
Книжка, ручка и тетрадки?
Если ты готов – тогда
Начинать уже пора!
Что такое? Почему на доске висит замок? А, догадалась. Чтобы его открыть нужен ключ. А ключ – это задания, которые нам нужно выполнить. Правильно я думаю?
Ученик:Думаем да. На доске мы видим высказывания. Нам нужно ответить на вопросы: ТЕКСТ? ТЕКСТ?
Высказывание 1.
В субботу мы с папой ходили в цирк. Какая там красота! Раздались звуки
музыки. На арену вышли слоны. Они кружились под музыку. Потом выступала
маленькая собачка. Она прыгала через колесо. Больше всего мне понравились
клоуны.
Высказывание 2.
Восьмое марта – праздник мам. Бусы красные висят, из кустов на нас глядят.
Тихо и спокойно в лесу. В зоопарк привезли маленького тигра. Ласкается кот,
выгибается, хвостом виляет.
Учитель: К какому выводу вы пришли, прочитав эти высказывания.
Предполагаемые ответы учеников:
Высказывание 1 – это текст. Предложения объединены общим смыслом. В тексте есть тема. Тема текста – цирк. Так мы его с можем озаглавить. Есть части: начало, главная часть, заключение).
Высказывание 2 – набор предложений.
Учитель: Очень хорошо. А вот и ключик. Продолжим наш урок. Познакомьтесь еще с одним текстом.
Текст.
На черной воде плавала громадная птица. Оперение ее переливалось лимонным и
розовым цветом. К голове был как будто приклеен клюв с кожаным красным мешком.
(По К.Паустовскому.)
Вопросы учителя | Предполагаемые ответы учеников |
- О ком говорится в тексте? | О необыкновенной птице. |
- Где находится птица? | Она плавает в воде. |
- В какой воде? | В черной воде. |
- Какая птица по размеру? | Птица, по утверждению автора, громадная. |
- Какое у птицы оперение? | Оперение переливалось лимонным и розовым цветом. |
- Лимонное – это какое? | Лимонное – это желто-зеленое. |
- А какой у этой птицы клюв? | Клюв как будто приклеенный с кожаным красным мешком. |
- Каким словом можно охарактеризовать птицу? Какая она? | Важная. Необыкновенная. |
- Прочитайте еще раз текст и скажите: признаки этой необыкновенной птицы мы увидели сразу, одновременно или нет? | Да, все признаки мы увидели сразу и хорошо ее представили. |
(Показывается фотография птицы.) - Такой вы представляли птицу? |
Да, такой. |
- Скажите, а если бы нам предстояло фотографирование, то можно ли содержание данного текста отразить на одном снимке. | Да, все поместилось бы на одном снимке. Какова эта птица видно сразу. |
Вывод. Тип речи этого текста – описание. Описание указывает на признаки объекта речи.
Учитель: Мы познакомились с новым термином – тип речи текста – описание. А на что указывает описание?
Ученик: Описание указывает на признаки предмета.
Учитель: Сколько фотографий или рисунков мы можем сделать к содержанию текста-описания?
Ученик: Только одну.
Учитель: Прочитаем следующий текст.
Текст.
Пеликан поспешно вылез на берег и приковылял к нашему привалу. Тут он увидел рыбу,
разинул клюв, щелкнул им с деревянным стуком, крикнул «уэк» и начал отчаянно
бить крыльями и притоптывать утиной лапой.(По К.Паустовскому.)
Вопросы учителя | Предполагаемые ответы учеников |
- Где происходят описываемые события? | Все события развиваются на берегу. |
- С чего начинаются события в данном рассказе? | С действий птицы пеликана. |
- Что произошло сначала? | Пеликан поспешно вылез из воды. |
- Правильно. Это начало событий в этом рассказе. Что произошло дальше? Перечислим все действия по порядку. | Затем пеликан приковылял к нашему привалу. |
- Что произошло потом? | Потом он увидел рыбу. |
- Каким было следующим действие пеликана? | Пеликан от удивления разинул клюв. |
- И, наконец… | И, наконец, щелкнул им с деревянным стуком. |
- Молодцы. Мы с вами рассмотрели развитие событий в рассказе. Как вы думаете, почему следующим действием пеликана был крик «уэк!» | Он обрадовался, что нашел еду. |
- Мы почувствовали радость за него? А чем заканчивается рассказ? | Да, мы были рады за него. Наш пеликан бьет крыльями, притоптывает, т.е танцует. |
- Скажите, как развиваются события в рассказе? Прочитайте мне начало текста, середину и конец. | Все события в рассказе идут один за другим, т.е. одно действие сменяется другим. Можно сказать действия развиваются по цепочке. |
- Если бы вы делали фотографии к нашему рассказу, то смогли бы вы отразить содержимое рассказа в одном снимке? | Нет. |
- А сколько бы снимков вы сделали? | Пять картин приходят друг другу на смену. |
- Ребята, мы ведь не только можем фотографировать цепь событий, но и рисовать к ним иллюстрации. Давайте сделаем так: Я показываю вам рисунок, а вы подписываете его предложением из текста. | 1 рисунок: Пеликан поспешно вылез на
берег. 2 рисунок: Пеликан приковылял к нашему привалу. 3 рисунок: Птица видит рыбу, удивлена, широко разевает рот. 4 рисунок: Пеликан начал отчаянно бить крыльями и притоптывать утиной лапой. |
Вывод. Тип речи текста – повествование.
Учитель: Тип речи такого текста, где происходит развитие событий – повествование.
Итак, если мы хотим рассказать о чем-то, что произошло однажды, мы создаем текст-описание.
Физкультурная минутка.
Учитель: Переходим к следующему тексту.
Текст.
Пеликаны не могут нырять. Это связано с особым строением костей и наличием
подкожных воздушных мешков. Вот такие они – пеликаны!
Вопросы учителя | Предполагаемые ответы учеников |
- О чем говорится в первом предложении? | Пеликаны не могут нырять. |
- Скажите, это предположение, или утверждение? | Я думаю предположение. А я думаю утверждение. |
- Значит, точно мы не можем это определить. То есть свои умозаключения мы должны доказать. | Да. |
- Та часть, которая в тексте
доказывается будет называться тезис.
Тезис – это мысль или предположение, или утверждение, которое надо доказать. |
|
- Как подтверждается в нашем тексте
то, что пеликаны не умеют нырять?
Вот и попробуем это сделать, т.е. доказать. Поможет нам в этом схема: ТЕЗИС---ДОКАЗАТЕЛЬСТВА---ВЫВОД В доказательстве мы можем использовать слова-помощники:
|
|
- Приступаем к первому доказательству. Попробуйте его создать. | Во-первых, это связано с особым строением костей, так сказано в рассказе. |
- Продолжим доказательство. Берем следующее слово-помощник. | Во-вторых, наличием подкожных мешков, утверждает автор. |
- Эта часть текста, которую вы сейчас создали - доказательство, т.е. факты на основе которых мы можем утверждать о верности или неверности нашего утверждения. | На основе всех фактов мы можем утверждать, что наше предположение, что пеликаны не умеют нырять – верно. |
- Ребята, это самая большая и самая главная часть в рассуждении. Без этой части тезис не будет иметь силы. | |
- К какому выводу мы пришли? | Вот какой он, пеликан! |
- Скажите, а можно ли сделать снимки к этому тексту? Можно ли сфотографировать мнение о предмете, его оценку? | Нет. Потому что невозможно то, о чем говорится в данном тексте. |
- Подумайте, на какой вопрос отвечает этот текст? | Почему это так? |
- Верно. Этот текст объясняет причины по которым пеликан не умеет нырять. |
Вывод. Тип речи такого текста – рассуждение.
Учитель: С какими тремя типами речи сегодня на уроке мы познакомились?
Ученик: Описанием, повествованием, рассуждением.
Терминологический диктант.
Учитель: Как назвать тип речи, если:
- В тексте сообщается о последовательности действий и событий, можно сделать несколько рисунков-фотографий, употребляются действия предметов. (Повествование.)
- В тексте говорится о признаках предмета, можно сделать один рисунок-фотографию, употребляются признаки предметов. (Описание.)
- В тексте доказывается, объясняется что-то, нельзя нарисовать-сфотографировать. Употребляются слова: во-первых, во-вторых, значит, поэтому. (Рассуждение.)
Учитель: Молодцы. А теперь перед вами таблица всех типов речи, с которыми вы на уроке сегодня познакомились.
Что такое тип речи описание? Повествование? Рассуждение?
Повествование – это сообщение о том, что произошло, как развивались события. К нему можно сделать несколько снимков. | Описание – это словесное изображение предмета речи, его признаков. К нему можно сделать только одну фотографию. | Рассуждение – это размышление о том, почему предмет такой, почему к нему такое отношение. Невозможно сделать ни одного снимка. |
|
|
|
Учитель: Наш урок подошел к концу. Понравились ли вам тексты, с которыми вы работали?