До недавнего времени целью образования была подготовка подрастающего поколения к простому воспроизведению существующего социально-экономического и политического положения общества. Прогресс в науке и технике, а также процессы распространения информации в мире происходили менее стремительно, чем сегодня.
Человеку сегодня, для активного участия в жизни общества, осуществления себя как личности в современном обществе, необходимо постоянно проявлять свою творческую активность, обнаруживать и развивать свои индивидуальные способности, непрерывно учиться и самосовершенствоваться.
На первое место выдвинута задача – обеспечить развитие ребенка. На первый взгляд все ясно и понятно. Многие скажут, что ребенок развивается в процессе любого обучения. Но изменения ценностей, целей и задач образования и углубленные научные педагогические исследования привели к изменению трактовки понятия «развития». Тогда, что же сегодня означает «развитие ребенка»?
На современном этапе термин «развитие» понимается как целостное развитие каждого ребенка, что предполагает максимально возможное разностороннее и гармоническое развитие его способностей, интересов и склонностей, формирование культурной, высоконравственной, творчески активной личности.
К новому содержанию образования выдвигается ряд требований, оно должно стремиться к целостности, непрерывности и учитывать возрастные особенности детей.
Одним из условий решения этих задач является – разнообразие форм и методов организации познавательной деятельности.
Ведь раньше основным источником получения знаний для дошкольников являлся – взрослый. Теперь у детей таких источников множество (видео, интернет и т. д.). Но каждому педагогу (да и родителю) хочется идти в ногу со временем, не отставать от ребят, а идти впереди, чтобы вести их за собой.
Социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска средств формирования гуманных чувств у дошкольников в новых условиях.
Человека во многом формирует и воспитывает среда. И мы не ограничиваемся рамками дошкольного учреждения. Пространство города, в котором живет человек, играют здесь важную роль, так как полная гармония в человеке достигается благодаря равновесию между внутренней жизнью и внешним окружением.
Условия детского сада не всегда позволяют обеспечить непосредственное восприятие социальной жизни. При внимательном отношении родителей каждая прогулка может стать средством формирования гуманных чувств.
Использование мультимедийных презентаций позволяют сделать занятия эмоционально окрашенными, привлекательными вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия.
Так, использование мультимедийных презентаций в работе с дошкольникамиобеспечивает активность детей при рассматривании, обследовании и зрительном выделении ими признаков и свойств предметов, формируются способы зрительного восприятия, обследования, выделения в предметном мире качественных, количественных и пространственно-временных признаков и свойств, развиваются зрительное внимание и зрительная память.
С помощью мультимедийных презентаций разучиваются с детьми комплексы зрительных гимнастик, упражнений для снятия зрительного утомления. На экране монитора появляются картинки – символы различных упражнений. Дети любят и упражнения, и мультимедиа. «Звездочки», «Рыбка», «Зимний лес» и др. упражнения они выполняют, глядя на экран. Движения глаз детей соответствуют движениям предметов на экране.
Однако, хочется отметить, что использование компьютерных заданий не заменяет привычных коррекционных методов и технологий работы, а является дополнительным, рациональным и удобным источником информации, наглядности, создаёт положительный эмоциональный настрой, мотивирует и ребёнка, и его наставника; тем самым ускоряет процесс достижения положительных результатов в работе.
Предлагаю активные формы и методы с использованием ИКТ в работе с дошкольниками:
Таким образом, применение компьютерной техники позволяет оптимизировать коррекционно-педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями развития и значительно повысить эффективность любой деятельности.
Кроме того, в процессе замысла, создания новых заданий для коррекционно-развивающих занятий с использованием компьютера и мультимедийного проектора, развиваются и совершенствуются креативные качества педагога, растёт уровень его профессиональной компетентности. Желание взрослого разнообразить деятельность детей, сделать занятия ещё более интересными и познавательными, выводит их на новый виток общения, взаимопонимания, развивает личностные качества детей, способствует отличной автоматизации полученных на занятиях навыков на новом коммуникативном этапе педагогического и коррекционного воздействия.
Таким образом, информатизация образования открывает воспитателям новые пути и средства педагогической работы.
Компьютер, мультимедийные средства – инструменты для обработки информации, которые могут стать мощным техническим средством обучения, коррекции, средством коммуникации, необходимыми для совместной деятельности педагогов, родителей и дошкольников.
От того, какими глазами ребенок увидел окружающее, от того, что поразило его воображение, от того, какие уроки извлек он из объяснений о событиях современности и историческом прошлом, зависит и становление личности.
Воспитание гуманных чувств у детей – сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается.
Таким образом, систематическая работа, использование средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты.