Отражение русской действительности 2-й половины XIX в. в произведениях живописи и музыки

Разделы: МХК и ИЗО


Цель урока: Дать представление о критическом реализме в произведениях живописи и музыки XIX в.

Задачи урока:

  • Познакомить c произведениями живописи и музыки
  • Развивать творческое мышление
  • Продолжить воспитывать чувство прекрасного

Оборудование: ТСО - компьютер, проектор

ХОД УРОКА

Учитель: Сегодня на нашем уроке мы будем с вами говорить о прекрасном времени ! Русская художественная культура II-ой половины XIX века дала человечеству блестящую плеяду крупных творческих индивидуальностей, множество первоклассных произведений искусства Именно в это время окончательно сформировалась национальная художественная школа. Острая критическая направленность реализма XIX века нашла свое отражение в творчестве Пушкина, Тургенева, Гоголя, Некрасова, Достоевского, Чехова, Толстого, художников-передвижников, композиторов "Могучей кучки". Критический реализм в это время превращается в метод познания, раскрытия, поиска пути преодоления противоречий общественного развития, касающихся не только "текущего момента" и ближайших задач, но куда более глубоких сущностных явлений социального, политического, духовно-нравственного порядка и жизни личности в мире этих явлений.

Ученик 1: В Санкт-Петербурге, на широкой набережной Васильевского острова, против гранитных сфинксов, высится величественное здание с колоннами и громадными статуями греческой богини Флоры и героя античных мифов Геракла. Это - Академия Художеств.

Ученик 2: 28 ноября 1871 года к ее массивным дверям, ёжась от пронизывающего ветра, спешили всё новые и новые посетители. В этот день в Академии открылась первая передвижная выставка, устроенная группой художников Петербурга и Москвы.

Ученик 3: Пройдя через высокий круглый вестибюль, украшенный колоннами, поднявшись по нарядным лестницам, зрители попадали в просторные залы с окнами на Неву. Здесь, посреди холодного велико­лепия екатерининских времен, висели небольшие картины в скромных рамах, и каждая из них расска­зывала о России! Давайте послушаем современников тех событий.

Актёр 1: Господа, что вы думаете об этой новой выставке? Кажется, ее назвали "передвижной художественной выставкой?" По-моему, она великолепна! А её открытие - просто невиданное событие!

Актёр 2: Да, я с вами согласен. Кстати, там был известный критик, господин Владимир Васильевич Стасов, повсюду только и слышился его голос: "Всё это неслыханно, всё это новизна поразительная!".

Актёр 3: Особенно много разговоров было у картины петербургского профессора живописи господина Николая Николаевича Ге "Пётр Первый допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе".

Актёр 1: Как замечательно, что на ней Пётр Великий не вытянут в полный рост, не потрясает руками, не сверкает глазами. Царевич Алексей не стоит на коленях с искаженным лицом, не заносит на себя рук и не ломает их... В этом-то именно и состоит тайна искусства, чтобы драма была ясна сама по себе, независимо от внешних ухищрений художника: опрокинутых столов, сломанных стульев и разбросанных бумаг.

Актёр 2: А сколько замечательных было пейзажей! Они рождали у меня совсем иное настроение Что-то особенно щемящее поднималось в душе возле картины "Грачи прилетели", написанной А.К.Саврасовым. А ведь насколько прост её сюжет.

Актёр 3: Да, действительно: окраина захолустного городка, старая церковь, покосившийся забор, поле, тающий снег, и на первом плане несколько березок, на которых уселись прилетевшие грачи,- и только! Но ведь именно за этой простотой чувствуется мягкая душа художника, которому всё это дорого и близко. И это очень чувствуется.

Актёр 1: А вы читали Санкт-Петербургские ведомости? Там с восторгом отзывались об этой выставке. Вот послушайте выдержки: "самая крупная городская новость - это открытие выставки московских и петрбургских художников. Образованное ими "Товарищество передвижных художественных выставок" сделает искусство доступным для всех обывателей Российской империи вообще !"

Актёр 2: А вот, что написал Иван Николаевич Крамской пейзажисту Васильеву в письме об этой выставке: "Мы открыли выставку с 28 ноября, и она имеет успех, по крайней мере, Петербург говорит весь об этом. Ге царит решительно... Затем Перов, и даже называют Вашего покорнейшего слугу. Пейзаж Саврасова - есть лучший, и он действительно прекрасный ! В нём есть душа."

Актер 3: А всего этого могло бы и не быть, если бы не то событие в Академии Художеств: Знаменитый "Бунт четырнадцати!"

Ученик 4: 9 ноября 1863 года в Академии Художеств разразился скандал, какого не было за все 100 лет её существования. 14 выпускников, допущенных к конкурсу на золотую медаль, отказались писать картины на предложенную академическим Советом тему из скандинавской мифологии "Пир в Валгалле". Собственно, речь идёт о 13 художниках и одном скульпторе. В прошении, поданном на имя ректора Академии, они просили дать им право свободного выбора сюжета, но получили отказ.

Ученик 1: Тогда молодые люди решидись на отчаянный поступок: оставить Академию. При этом они лишались её поддержки и шанса на получение пенсионерской поездки за границу. Этот скандал вошёл в историю под названием "Бунта 14".

Ученик 2: Вот. что известно из протокола Совета Академии Художеств от 9 января 1863 г. : "По утвержденному списку конкурентов на золотые медали приглашены к сочинению эскизов по заданным программам на 1-ю золотую медаль по живописи. Вениг, Дмитриев. Литовченко, Корзухин, Шустов, Морозов, Маковский, Журавлев, Крамской, Лемох., Григорьев, Песков, Петров. Но они, а равно и скульптор Кретан, тут же подали прошения, что не могут вступить в конкурс и продолжать учение, по независящим от них причинам, прося уволить их с выдачей по приобретенным ими правам аттестатов. Посему определенно записать о сём в журнал. Вместе с тем поручить г. инспектору объявить вышеука­занным лицам, чтобы они очистили мастерские к 1-му числу декабря сего года."

Ученик 3: Уход из Академии и создание затем свободной " Артели художников ", или "Артели Крамского", как её в те времена называли иногда, стали предпосылкой для возникновения нового направления в русской живописи. Мысль о создании Товарищества впервые родилась у художника Григория Мясоедова, вернувшегося из заграничной поездки. В ноябре 1870 г. был принят устав нового обьединенмя, который подписали члены-учредители; художники Перов, Крамской, Ге, Шишкин, Маковский и другие. Главной целью Товарищества стала организация художественных выставок. Само слово "передвижник" появилось в связи с программой "пердвижения" выставок по стране.

Ученик 4: С 1871 г, по 1923г. прошло 48 выставок. Более ста живописцев состояли членами Товари­щества, и еще столько же участвовали в его выставочной деятельности. Художники-передвижники работали в разных жанрах : бытовой, пейзаж, портрет, историческая живопись. Послушаем опять очевидцев тех событий.

Актёр 5: Вы слышали, на очередной выставке передвижников представлены картины г.Василия Григорьвича Перова. Они просто поражают воображение. В его "Проводах покойника" столько скорби... Глядя на спину женщины, сердце сжимается, хочется плакать.

Актёр 2: А сколько горя и безысходности в его " Тройке ". Насколько точно он подмечает трагичность существования русского народа. А сколько можно услышать таких же трагических нот в музыке. ( звучит " Колыбельная Еремушки " Мусоргского ). У меня складывается впечатление, что и композитор, и художник, и поэт рассказали об одном !

Ученик 1: Действительно, тема трагедии в творчестве этих великих людей звучит как обличение времени! Но не только в теме трагедии можно услышать эти взаимосвязи. В статье В. В. Стасова " Перов и Мусоргский " написано следующее : " Крестьянские типы, крестьянские сцены принадлежат к наивысшему, что только создано Перовым и Мусоргским, Фигуры мужиков в " Охотниках на привале ", " В сельской проповеди " столь же верные и поразительные типы, как и мужики в операх " Борис Годунов " и " Хованщина " (звучит песня Варлаама },

Ученик 2: Композиторы " Могучей кучки " предвосхитили во многом то, что продолжили уже художники- передвижники. Ведь появились они десятью годами ранее передвижников. Композиторы стремились передать в музыке " правду жизни ", В свою очередь, всю ту же " правду жизни " представляли в своих картинах передвижники.

Ученик 3: В раскрытии внутренней и внешней жизни человека во всей ее сложности композиторы и художники пошли путем одним ; их интересовала личность человека, этим интересом рождены лучшие музыкальные и живописные образы. Обратимся опять к современникам.

Актёр 3: Господа, вы слышали отзывы о новой картине г. Василия Ивановича Сурикова ? Говорят, появление " Утра стрелецкой казни " на 9 передвижной выставке 1 марта 1881г. горячо приветствовали члены Товарищества. Сам Репин сказал, что " картина Сурикова наша гордость на этой выставке ". А другие художники называли " стрельцов " первой русской исторической картиной.

Актёр 4: А его " Боярыня Морозова " ! Настоящий шедевр! Говорят, он долго не мог создать образ Федосии Прокофьевны Морозовой. Для нее писал этюды и со своей тетки Авдотьи Васильевны, склонявшейся к старой вере, и со случайно встреченной прислуги в одной из гостиниц, но ни одно лицо не удовлетворяло художника, пока он вдруг, случайно не увидел нужное.

Актёр 3: И кто же это был ?

Актёр 1: Это была старообрядка с Урала, по имени Анастасия Михайловна, Как говорил сам Суриков: "Я с нее написал этюд в садике, в два часа. И как вставил в картину - она

всех победила.

А Юродивого знаете, где он нашел ? Вот, что пишет по этому поводу художник: " На толкучке. Еле уговорил его. Зима была, холодно на снегу его так и писал Водки дал и водкой ноги натер. А он ведь был в одной холщовой рубахе".

Актёр 2: Господа, а вам не кажется, что г. Мусоргский в своей " Хованщине " предвосхитил сюжеты обеих картин г.Сурикова ? Конечно, трактовка событий различается, но совпадает сам факт освещения трагедии в истории России! ( звучат фрагменте из оперы "Хованщина "}

А ведь нередко случалось так, что литературное произведение становилось одновременно источником музыкального и живописного произведения. Судите сами.

(Звучат фрагменты "половецких плясок " из оперы " Князь Игорь " Бородина и показывается слайд картины Васнецова "После побоища Игоря Святославича с половцами").

Актёр3: Действительно, и опера г.Бородина и картина г Васнецова навеяны " Словом о полку Игореве". И именно эта картина обеспечила г.Васнецову положение одного из ведущих художников России. Картина сразу же после её появленияна 8-ой передвижной выставке 1880г. была приобретена г. Павлом Михайловичем Третьяковым.

Актёр 4: А вообще-то г. Васнецов- мастер сказочных картин :

"Три царевны подземного царства", "Алёнушка", " Иван Царевич на сером волке " - его лучшие сказочные произведения. А его былинные "Богатыри " - истинный шедевр творчества. В них сила и могучая мощь русского народа, причем сила торжествующая, спокойная и важная. Глядя на картину, так и хочется услышать звуки " Богатырской симфонии 11 Бородина. (звучит фрагмент ),

Актёр 1: Да, какая сильная музыка, истинно богатырская. А вы знаете, кого г. В.В.Стасов назвал " бога­тырем русской живописи ", этаким Самсоном ? Илью Ефимовича Репина ! Его портреты, сюжетные картины из народного быта и исторические картины - наивысшие достижения' русской живописи 2~ой половины XIX века ! Недаром он говорил, что " окружающая жизнь его слишком волнует, не дает покоя, сама просится на холст. Всеми своими силами он стремился осуществить свои идеи в правде ".

Актёр 2: Послушайте, господа, что пишут наши " Ведомости ": " Петербург взволнован, все разговоры около картины г Репина " Иван Грозный и сын его Иван". Восторг, негодование. Тысячи посетителей, попавших и не могущих попасть на выставку. Конный наряд жандармов у дома Юсуповых на Невском, где первые дни открытия Передвижной выставки находилась картина."

Актёр3: Да, эта картина, если можно так сказать, стала гвоздем 13 передвижной выставки. А вот, что написал г.Крамской по поводу этой картины: " Выражено и выпукло выдвинуто на первый план - нечаянность убийства. Отец ударил своего сына жезлом в висок... Минута - и отец в ужасе закричал, бросился к сыну, схватил его, присел на пол, приподнял его к себе на колени и зажал крепко-крепко одною рукою рану на виске, другою рукою прижимает к себе и целует в голову своего бедного сына, а сам орет от ужаса, в беспомощном положении. В картине есть страшное, шумно выраженное отцовское горе, и его громкий крик, и умирающий сын, который, чувствуя горе отца, его ужас, крик и плач, как будто хочет ему улыбнуться и сказать: "Ничего, дескать, папа, не бойся ?"

Актёр 4: Как бы эту картину не сняли с выставки. Ведь она в определенном смысле очень современна, особенно, если вспомнить события весны 1881г.- убийство Александра II, а затем жестокая расправа над заговорщиками.

Ученик 1: Так: и случилось: изображение царя-убийцы встревожило придворные круги и было воспринято как обличение царизма. На картину был наложен запрет, ее сняли с выставки. Третьякову, который приобрел картину, в течение нескольких месяцев было запрещено показывать ее публике.

Актёр1: : Да, господа ! Павел Михайлович Третьяков- величина значительная ! Думаю, наши потомки будут в ноги кланяться ему за его галерею. Это Человек с большой буквы ! А вы знаете, что г..Третьяков для своей галереи приобрел еще одну замечательную картину. Это картина г. Левитана " Над вечным покоем ". Сколько толков было вокруг нее на выставке и в печати !

Актёр 2: А сам художник говорил про нее, что в ней весь он сам, со всей его психикой, со всем его содержанием. Известно, что г.Левитан много работал над картиной А во время написания просил свою ученицу Кувшинникову играть Героическую симфонию с траурным маршем Бетховена.

Ученик 2: В этой картине художник выразил то, что мир существует вечно, природа всегда прекрасна, а человек с его тревогами и страданиями, только маленькое звено в бесконечной цепи жизни.

Ученик 3: Да, человеческая жизнь - только миг. И вот эти мгновения в своей красоте правдиво представили в своем творчестве художники-передвижники и композиторы " Могучей кучки " Этот ряд прекрасных творений бесконечен ( слайд-шоу картин передвижников ).

Учитель: На одном уроке невозможно представить все грани творчества людей искусства того времени. Но я думаю, что нам совместно удалось прикоснуться к вершинам их творчества и представить это несколько в необычной форме, когда сами учащиеся были как бы свидетелями тех событий и одновременно рассказчиками. Для домашнего задания я прошу вас выбрать особенно полюбившуюся картину и подумать о своих впечатлениях при её просмотре, и о том, как она на вас воздействует.

Приложение