Обобщение знаний учащихся об имени прилагательном

Разделы: Начальная школа


Тип урока: урок обобщения и закрепления знаний.

Форма проведения урока: урок-путешествие.

Цель урока: обобщить знания учащихся об имени прилагательном.

Задачи:

Образовательные:

  • обобщить знаний учащихся об имени прилагательном;
  • развивать умение правильно употреблять их в речи;
  • углубить знания учащихся о данной части речи;
  • формировать навыки правописания падежных и родовых окончаний.

Развивающие:

  • развивать познавательный интерес к окружающему нас миру;
  • развивать умение работать в доброжелательности и уважения к чужому мнению, преодолевать трудности;
  • развивать мышление при помощи умения анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать.

Воспитательные:

  • воспитывать у учащихся любовь к родному языку;
  • воспитывать у учащихся чувство ответственности за выполнение заданий;
  • воспитывать бережное отношение к природе.

Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, в парах, самостоятельная работа.

Оборудование и демонстрационный материал:

  • иллюстрации героев путешествия (доктор Айболит, Бармалей, кит, волки, орлы, «зелёный листок»);
  • картинки с птицами (горихвостка, щегол, жулан, зарянка);
  • сигнальные огни
    ;
  • листочки с дерева;
  • медицинские инструменты, сделанные из бумаги;
  • текст для выполнения самостоятельной работы;
  • плакат с нарисованным деревом «Имя прилагательное», где собран весь изученный материал.

Раздаточный материал:

  • сигнальный веер
    ;
  • сигналы самооценки.

Ход урока

I. Мотивация к учебной деятельности

На доске записан девиз урока:

Кто старается всегда,
Тот осилит все дела.
Всё он сделает, поймёт,
Разберётся и смекнёт.
Другу он в беде поможет
И достичь высот он сможет.

– Как понимаете слова, написанные на доске?

– Сегодня мы отправляемся в необычное путешествие. Один сказочный герой очень хочет вернуться домой, но ему это никак не удаётся. Вы готовы помочь? Трудностей не испугаетесь? Тогда отправляемся…

II. Сообщение цели и темы урока

– Чтобы помочь нашему герою, мы должны вспомнить всё, что узнали на протяжении нескольких уроках об имени прилагательном. Тем самым мы не только поможем другу, но и выявим знатоков большой и интересной темы «Имя прилагательное».

– Что же за герой, который сбился с пути?

Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей,
Он известный, знаменитый
Добрый доктор…(Айболит)

– Какая часть речи вам помогла догадаться?

– Что такое имя прилагательное?

– Что обозначает?

– Можем ли мы обойтись без этой части речи? Почему?

– Для чего мы используем в своей речи имена прилагательные?

III. Чистописание

– Почему доктору дали такое имя?

– Какой первый звук?

– Как обозначаем на письме?

– Вспомним написание прописной буквы А. Из каких элементов она состоит? Напишем пять раз элементы буквы и саму букву А в соединении.

IV. Языковая разминка

1. – Букву, с которой начинается имя доктора, вспомнили, а теперь давайте составим предложение о нём, используя данные слова.

На доске: Айболит, зверей, добрый, травами, больной, лекарственный, лечит.

– У всех ли получилось предложение? Почему нет?

– Что необходимо сделать для связи слов в предложении? (Изменить окончания у слов)

(Ученик у доски записывает предложение и выполняет его синтаксический разбор. Остальные в своих тетрадях.)

– За правильные ответы каждый из вас будет получать от доктора медицинские инструменты. Вот и посмотрим, кто больше их соберёт.

2. – Какие звери приходили лечиться к Айболиту?

Картинный словарь: корова, заяц, лисица, медведь, собака.

– На какие две группы можно разделить эти слова?

– Подбери к этим словам подходящие имена прилагательные и запиши словосочетания:

Рогатая корова, трусливый заяц, хитрая лисица, косолапый медведь, умная собака.

(Ученик у доски.)

– Выделите окончания, определите и подпишите род у имён прилагательных.

3. Фонетический разбор слова умная.

(Два ученика работают самостоятельно у доски. Остальные в тетрадях).

V. Обобщение знаний об имени прилагательном

1. – Айболит, вылечив в Африке зверей, отправился к своему дереву, под которым принимает больных. Но… злой, ужасный, кровожадный… – Кто это?

– Какая часть речи помогла узнать героя?

– Бармалей запутал все следы, нанёс вред животным. Что же делать доктору? И сейчас же с высокой скалы к Айболиту слетелись орлы. Мы поможем тебе, если подлечите раненое крыло. А ребята ответят:

– Как изменяются имена прилагательные?

– Что мы знаем о роде этой части речи?

– Определите род у слова пернатый.

– Почему нельзя?

– С какой частью речи дружит и служит имя прилагательное?

(Учитель показывает картинки с птицами и кратко рассказывает о них.

Дополнительный материал:

  • Горихвостка – дрожание хвоста при каждой смене места, при беспокойстве, при поимке добычи похоже на озноб. Эту птицу невозможно спутать с другой.
  • Щегол – они заслуживают красивого сравнения, но это для них бедновато; наряд взрослого щегла пятицветен. Песня его без конца и начала; её невозможно разделить на части, пение лишено мелодичности.
  • Жулан – птица-пересмешник, как эхо: без всяких различий и репетиций, повторяет любую песню любой птицы. Он – птичий враг, самый мелкий из пернатых птицеловов мира.
  • Зарянка – она довольна жизнью, всегда весёлая, не боится одиночества, но совершенно не переносит неволи. Песня её коротка и проста, звучит как трель.

Учитель читает словосочетания, а учащиеся записывают их, ставя слова в Им. п., ед. ч.: 1 ряд записывает словосочетания м. р., 2 ряд – ж. р., 3 ряд – ср. р.)

Садовую горихвостку (садовая горихвостка).
Соломенному гнезду (соломенное гнездо)
О ярком щегле (яркий щегол)
Глубокого дупла (глубокое дупло)
Молодым жуланом (молодой жулан)
Весёлой зарянкой (весёлая зарянка)

– Докажите, что имена прилагательные изменяются по родам.

– Какие окончания имеют имена прилагательные в мужском, женском, среднем родах?

– На какие вопросы отвечают?

– Разберите слова по составу (морфемам):

Садовая, яркий, соломенное.

2. – Долетели орлы до моря. Что же дальше?

– Но тут выплывает кит. Помогу тебе, Айболит, если подлечишь меня. Бармалей дал отравленную пищу. А ребята пусть расскажут о числе имён прилагательных.

– Какое число могут иметь имена прилагательные. От чего это зависит?

– Перед вами текст. Найдите в тексте имена прилагательные и выпишите их вместе с именами существительными, с которыми они связаны, вставляя нужное окончание.

(1 вариант выпишет в ед. ч.; 2 вариант - во мн. ч.)

Ледян… коркой покрыл мороз пруды, реки, озёра.
Только в проруби видна прозрачн… вода.
В глубок… местах лежит в ямке сом.
Широк… лещи лежат рядками без движения.
Проворн… окуни засыпают около камней.
В тишине, на речн… дне вот так спят рыбы.

– Выделить окончание, определить род и падеж.

3. – Вышел Айболит на берег и попал в дремучий лес. Куда идти дальше? И сейчас же к нему из-за ёлки выбегают мохнатые волки. Довезём мы тебя Айболит, если лапы подлечишь, ведь Бармалей капканы везде расставил. А ребята должны определить падеж у словосочетания «зелёный лист» – этот листочек с дерева Айболита, он покажет нам дорогу.

(Работа с сигнальными веерами)

Как-то раз с большого клёна
оторвался лист зелёный. (Им. п.)
И пустился вместе с ветром
путешествовать по свету.
Закружилась голова
у зелёного листа (Р. п.)
Ветер нёс и нёс,…а потом
бросил быстренько на мост.
В этот миг весёлый пёс
шмыг – к зелёному листу (Д. п.)
Лапой – хвать зелёный лист, (Д. п.)
дескать поиграем.
«Не хочу», – парашютист головой качает…
Ветер вмиг с листом зелёным (Т. п.)
над землёй взметнулся снова,
Но шалун листок упал…
Я пишу в саду под клёном
стих о том листе зелёном. (П. п.)

– Как определить род, число, падеж у имён прилагательных?

– Как правильно написать безударные окончания у имён прилагательных?

4. – А вот и знакомые места, ещё чуть – чуть, и доктор дома. Он идёт и вспоминает верных друзей, которые всегда готовы прийти на помощь. А у нас интересное задание.

– Перед вами текст, в нём пропущены имена прилагательные. Подберите подходящие по смыслу слова. (Работа в парах).

– Какой текст у вас получился? Запишите его. Выделите окончания, определите падеж у имён прилагательных.

__________ утром на _________ небе медленно плывут _________ облака. С высоты льётся __________ песня жаворонка. __________ дятел стучит по коре ________ берёзы. Пахнет ________ землёй. Легко дышится на ________ воздухе. Из- за ________ леса доносятся _______ звуки. Хорошо идти по __________ тропинке.

– Выпишите любое прилагательное и сделайте его морфологический разбор. (Три ученика у доски).

5. – А вот и лечебница. Давайте вспомним всё, что мы знаем об именах прилагательных.

(Открывается дерево, на котором отмечены все признаки прилагательных). (Рисунок 1)

– Всё ли мы сказали?

– Всё ли повторили?

Работа с синонимами и антонимами.

– Назовите слова – синонимы, в которых вторые буквы уже проставлены.

– Подберите ещё по одному слову, близкое по значению.

занимательный - .н…….. (интересный, увлекательный)
радостный - .е….. (весёлый, задорный)
мощный - .и…….. (гигантский, огромный)
смелый - .т…… (отважный, мужественный)
скорый - .ы….. (быстрый, резвый)
чистый - .р…….. (прозрачный, отчётливый)

– Все ли слова вам понятны?

– Объясните их значения?

– Зачем нужны нам слова-синонимы?

– Подбери слова – антонимы к словам:

Скучный, грустный, маленький, трусливый, медленный, мутный.

– Чем могут нам помочь слова-антонимы?

6. Игра «Требуется слово».

– Дан признак предмета, назовите предмет, обладающий этим признаком. Кто больше.

Лёгкий – …свёрток, задача, ветер.
Мелкий – …подчерк, дождь, интерес.
Мягкий – …пирог, свет, характер, вода, вагон, знак, наказание.

– Объясните свой выбор.

VI. Рефлексия

1. - Добрый доктор Айболит всех вас благодарит. Вы помогли уму добраться домой. Теперь он снова будет лечить зверей. А какие герои встретились нам на пути? Кто является положительным, а кто отрицательным героем? Почему?

– Мы не только совершили с вами увлекательное путешествие, но и замечательно работали.

– Назовите тему урока.

– Какова была наша цель?

– Достигли мы этой цели? (…)

– В чём возникали затруднения на уроке? (…)

– Над чем ещё надо поработать? (…)

– У кого остались вопросы на конец урока? (…)

– Кого бы вы хотели поблагодарить за помощь классу, особенно отметить.

– Оцените свою работу на уроке.

– Кто же из вас лучший знаток этой темы, у кого больше всего собралось подарков от доктора. (Подведение итогов.)

2. Дом. задание.