Классный час "Зимой зажигаются свечи"

Разделы: Внеклассная работа


Форма проведения мероприятия: музыкально-литературная композиция.

Цели:

  • научить видеть вокруг себя прекрасное, замечать, наблюдать, узнавать;
  • воспитывать любовь к природе, потребность в чтении и культуре чтения;
  • развивать творческие задатки и способности детей, воспитывать чувства коллективизма.

Оборудование:

  • магнитофон, записи песен и музыки;
  • иллюстрации зимнего пейзажа;
  • свечи;
  • две простыни (занавес), на одной изображён зимний лес, на другой- деревенская изба.

Ход мероприятия

Зал оформлен под зимний сказочный лес. Дети сидят за столами. На столах зимняя мишура, поделки, горят свечи. Приглушённо звучит «Зимняя песня».

Учитель:

Тихо-тихо сядем рядом –
Входит зимушка в наш дом
В удивительном наряде,
В разноцветном, расписном!
И раздвинутся вдруг стены –
Вся земля видна вокруг:
Плещут волны речкой пенной,
Чутко дремлют лес и луг...
Вдаль бегут степные тропки,
Тают в дымке голубой...
Это зимушка торопит
И ведёт нас за собой.

(Когда учитель читает стихи, входит Зима, осыпает всех снегом-серпантином.)

1-й ученик: Какая наша зима? Кто-то скажет – холодная и снежная, а кто-то возразит: красивая, пушистая, белоснежная. Наша зима, действительно, очень разная. На первый взгляд каждый год одно и тоже: снег да Мороз: Но на самом деле, если присмотреться, она и студёная, и с оттепелью, с метелями и капелью, снежная да с солнцем.

2-й ученик: И день зимой разный! Утро – раннее, тихое, неслышное, со съёжившими в морозной синеве солнцем и снегом хрустящим. А вечер – длинный-предлинный, задумчивый и немножко загадочный, будто сама природа ждёт появления сказки (звучит музыка Чайковского.) И сказка приходит, заглядывая в окна домов. Она осторожно прокрадывается к людям из черноты дальнего леса, из таинственного света луны и неожиданно громкого треска сучьев в замёрзшей тишине ночного воздуха.

3-й ученик: Наша зима у поэтов, музыкантов, художников – красавица, порой озорная, порой тихая, словно сон. Вот как она появляется у А.С. Пушкина, холодная, спокойная и величественная.

Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл — и вот сама
Идет волшебница зима. (Звучит музыка.)
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз…

4-й ученик: Но есть в зиме и что-то очень молодое, весёлое. Другой поэт, П. Вяземский, встречая зиму, восклицает:

Здравствуй, русская молодка,
Раскрасавица-душа.
Белоснежная лебёдка,
Здравствуй, матушка-зима!

5-й ученик: Все рады проказам матушки-зимы. Мороз румянит щёки, пощипывает нос. А снег – мягкий, пушистый и очень скользкий. Санки летят по нему так, что дух захватывает. Весело зимой! А.А. Блок писал:

Внукам-шалунишкам
По колено снег.
Весел ребятишкам
Быстрых санок бег...
Бегают, смеются,
Лепят снежный дом,
Звонко раздаются
Голоса кругом...

6-й ученик: А порой – не до веселья. Бывает зима настоящей злюкой.

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела…

Смолкнет буря, наступит светлое и доброе утро, и мы восхитимся вместе с Пушкиным:

А нынче… Погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

Так и хочется пуститься в пляс… (Танец «Камаринская».)

7-й ученик: Бывает и загрустит зимушка – зима. Спокойна и печальна она у С. Есенина:

Еду. Тихо. Слышны звоны
Под копытом на снегу.
Только серые вороны
Расшумелись на лугу…
Скачет конь, простору много.
Валит снег и стелет шаль.
Бесконечная дорога
Убегает лентой вдаль.

Зима – волшебница. Она околдовывает всех, кто подвластен её чарам. (Танец «Вальс».)

Сидишь зимним вечерком перед огоньком, угасающем в камине или печке, и чувствуешь, как тепло, от горячих углей, разливается по комнате. Тепло, уютно, тихо…

Так хочется услышать сказку, которую в сумерках рассказывает бабушка своим внукам…

Морозко.

Действующие лица: Мачеха, отец, Настенька, Марфушка, Мороз Иванович, волк, белка, заяц, Ворон:

Действие I (занавес-изба)

(Настя метёт пол, дед охает, Марфушка спит, мать отгоняет мух.)

Мачеха: Настька! Змея подколодная, ишь распылилась! Марфушеньке-душеньке спать-почевать мешаешь.

Настя: Да неужто я мешаю Марфушеньке-душеньке?

Мачеха: А как же не мешаешь? Это ты, кобылица, за день намаешься, спишь – не просыпаешься, а Марфушенька-душенька хребта не ломала, день отдыхала, и теперь она от любого шороха проснуться может.

Дед: Охо-хо!

Мачеха: Что кряхтишь, старый? Собирай, да вези свою дочь в лес, чтоб глаза мои её больше не видели!

Дед: Да я…

Мачеха: Молчи, старый!

(Старик берёт под узцы коны, дочка садится на лошадь и они уезжают.)

Действие II (занавес-лес)

Волк: У-у-у! Поглядишь, будто нет никого в лесу, будто пусто кругом. Да меня не надуешь! Я чую – и заяц тут, и белка в дупле, и ворон на суку, и куропатки в сугробе. У-у-у! Так бы всех и съел!

Ворон: Карр! Карр! Вр-рёшь – всех не съешь.

Волк: А ты не каркай. У меня с голодухи брюхо свело, зубы сами щёлкают.

Ворон: Кар-р! Кар-р! Иди, брат, своею дорогой, никого не тр-рогай!

Волк: Скучно слушать тебя, старого, побегу туда, где тебя нет! (Убегает.)

Ворон: Эх, какой мороз ударил. Расправить бы крылья, полетать, согреться – да стар я, стар…Кар-р-кар-р… (Прячется среди ветвей. Выбегает заяц.)

Заяц: От мороза дух захватывает, лапы на бегу к снегу примерзают. Белка, давай играть в горелки.

Белка: (выглядывает) Давай.

Заяц: Кому первому гореть?

Заяц: Кому выпадет. Считаться будем.

Белка: Считаться так считаться!

Косой, косой.
Не ходи босой, а ходи обутый,
Лапочки закутай.
Если будешь ты обут,
Волки зайца не найдут,
Не найдёт тебя медведь,
Выходи – тебе гореть!

(Они пробуют догнать друг друга, белка убегает.)

Заяц: Убежала. Что-то совсем холодно стало. (Садится у пенька. Дрожит. Медленно идёт Мороз Иванович.)

Мороз:

Гляжу – хорошо ли метели
Лесные тропы занесли,
И нет ли где трещины, щели,
И нет ли где голой земли?
Пушисты ли сосен вершины,
Красив ли узор на дубах?
И крепко ли скованы льдины
В великих и малых водах?
Богат я, казны не считаю,
А всё не скудеет добро,
Я царство моё убираю
В алмазы, жемчуг, серебро.

(Прислушивается.) Кто-то к нам в гости собрался. Давай-ка, зайчик, посмотрим. (Уходят.)

Появляется старик с дочкой. Сажает её под ёлкой. Собирается уезжать, медлит.

Дед: Эх, будь, что будет! Поехали, доченька, обратно.

Настя: Что ты, батюшка, она тебя со света сживёт. Езжай домой. (Старик уезжает.)

Мороз: (обегает вокруг Насти 3 раза) Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?

Настя: Тепло, батюшка. Тепло, Морозушко. (На 3 раз Настя закрывает глаза, замерзает.)

Мороз: Какая девица хорошая, непугливая, вежливая. Как бы не замёрзла. Надо её в свой замок отвести, обогреть. (Уводит Настю.)

Действие III (занавес-изба)

Марфушка несёт ведро, роняет его. Мачеха бьёт её, потом жалеет, приговаривая: «Доченька моя милая». Обращается к деду.

Мачеха: Это ты, старый, виноват. Не кого за косы таскать. Вези Настеньку обратно.

(Старик запрягает лошадь,уезжает.)

Действие IV (занавес-изба)

Старик привозит Настеньку с ларцом. Старуха и дочь прислушиваются.

Мачеха: Едут!

Марфушка: Едут!

Мачеха: Настенька! Откуда такое богатство?

Настя: Это мне Мороз Иванович подарил.

Мачеха: Старый! Запрягай лошадь! Настенька твоя один ларец привезла, а моя Марфушенька три привезёт. (Старик увозит Марфушку.)

Действие V (занавес-лес)

Старик оставляет её под елью. Марфушка кусает пирог, запивает молоком.

Мороз: Это что за чудо-юдо? (Обегает её 1 раз.) Тепло ли тебе девица, тепло ли тебе, красная?

Марфушка: Совсем сдурел старый? (Хватает его за грудки.) Подарков давай, да побольше. (Толкает его в снег.)

Действие VI (занавес-изба)

Все в ожидании.

Мачеха: Едут! Едут! (Появляется Марфушка на корове.)

Марфушка: (руки в боки) Ну, что много я богатства привезла?

Мачеха: Доченька! Молодец! Давай скорей посмотрим…

Марфушка: (плачет) Маманя…(открывает ларец с сосульками. Мачеха тоже плачет.)

Действие VII (занавес-лес)

Мороз:

Верные слуги, снежные вьюги,
Заметите все пути,
Чтобы в чащу не пройти
Ни конному, ни пешему!
Ни леснику, ни лешему!

Танец «Снежинки».

8-й ученик: Можно сказать, что ни одно время года так не волшебно, как зима. Летом и весной земля шумит жизнью, шепчутся листвой деревья, бегут наперегонки озорные волны рек и речушек, луга смеются пестротой трав и цветов, стрекотаньем и писком насекомых, птиц – всё движется, дышит, радуется теплу и свету. Зимой всё по-другому. Всё живое спряталось в глубину земли и спит, ожидая солнца. Деревья обнажились, птицы улетели, а те, что остались, не поют и летают зябко и неторопливо. Чародейка-зима дарит всему этому безмолвию новую жизнь: неподвижную, немую, таинственную. Эта жизнь – жизнь сна, время белой и тихой природы.

Зажечь свечи на столах, где сидят дети.

Песня «Остыли реки…»

Учитель:

Концерт окончен,
Музыка вдруг смолкла.
Но так ли это?
Кажется, сейчас она звучит
И будет долго-долго
Ещё звучать для каждого из нас.

Звучит музыка.