Форма проведения мероприятия: музыкально-литературная композиция.
Цели:
- научить видеть вокруг себя прекрасное, замечать, наблюдать, узнавать;
- воспитывать любовь к природе, потребность в чтении и культуре чтения;
- развивать творческие задатки и способности детей, воспитывать чувства коллективизма.
Оборудование:
- магнитофон, записи песен и музыки;
- иллюстрации зимнего пейзажа;
- свечи;
- две простыни (занавес), на одной изображён зимний лес, на другой- деревенская изба.
Ход мероприятия
Зал оформлен под зимний сказочный лес. Дети сидят за столами. На столах зимняя мишура, поделки, горят свечи. Приглушённо звучит «Зимняя песня».
Учитель:
Тихо-тихо сядем рядом –
Входит зимушка в наш дом
В удивительном наряде,
В разноцветном, расписном!
И раздвинутся вдруг стены –
Вся земля видна вокруг:
Плещут волны речкой пенной,
Чутко дремлют лес и луг...
Вдаль бегут степные тропки,
Тают в дымке голубой...
Это зимушка торопит
И ведёт нас за собой.
(Когда учитель читает стихи, входит Зима, осыпает всех снегом-серпантином.)
1-й ученик: Какая наша зима? Кто-то скажет – холодная и снежная, а кто-то возразит: красивая, пушистая, белоснежная. Наша зима, действительно, очень разная. На первый взгляд каждый год одно и тоже: снег да Мороз: Но на самом деле, если присмотреться, она и студёная, и с оттепелью, с метелями и капелью, снежная да с солнцем.
2-й ученик: И день зимой разный! Утро – раннее, тихое, неслышное, со съёжившими в морозной синеве солнцем и снегом хрустящим. А вечер – длинный-предлинный, задумчивый и немножко загадочный, будто сама природа ждёт появления сказки (звучит музыка Чайковского.) И сказка приходит, заглядывая в окна домов. Она осторожно прокрадывается к людям из черноты дальнего леса, из таинственного света луны и неожиданно громкого треска сучьев в замёрзшей тишине ночного воздуха.
3-й ученик: Наша зима у поэтов, музыкантов, художников – красавица, порой озорная, порой тихая, словно сон. Вот как она появляется у А.С. Пушкина, холодная, спокойная и величественная.
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл — и вот сама
Идет волшебница зима. (Звучит музыка.)
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз…
4-й ученик: Но есть в зиме и что-то очень молодое, весёлое. Другой поэт, П. Вяземский, встречая зиму, восклицает:
Здравствуй, русская молодка,
Раскрасавица-душа.
Белоснежная лебёдка,
Здравствуй, матушка-зима!
5-й ученик: Все рады проказам матушки-зимы. Мороз румянит щёки, пощипывает нос. А снег – мягкий, пушистый и очень скользкий. Санки летят по нему так, что дух захватывает. Весело зимой! А.А. Блок писал:
Внукам-шалунишкам
По колено снег.
Весел ребятишкам
Быстрых санок бег...
Бегают, смеются,
Лепят снежный дом,
Звонко раздаются
Голоса кругом...
6-й ученик: А порой – не до веселья. Бывает зима настоящей злюкой.
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела…
Смолкнет буря, наступит светлое и доброе утро, и мы восхитимся вместе с Пушкиным:
А нынче… Погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Так и хочется пуститься в пляс… (Танец «Камаринская».)
7-й ученик: Бывает и загрустит зимушка – зима. Спокойна и печальна она у С. Есенина:
Еду. Тихо. Слышны звоны
Под копытом на снегу.
Только серые вороны
Расшумелись на лугу…
Скачет конь, простору много.
Валит снег и стелет шаль.
Бесконечная дорога
Убегает лентой вдаль.
Зима – волшебница. Она околдовывает всех, кто подвластен её чарам. (Танец «Вальс».)
Сидишь зимним вечерком перед огоньком, угасающем в камине или печке, и чувствуешь, как тепло, от горячих углей, разливается по комнате. Тепло, уютно, тихо…
Так хочется услышать сказку, которую в сумерках рассказывает бабушка своим внукам…
Морозко.
Действующие лица: Мачеха, отец, Настенька, Марфушка, Мороз Иванович, волк, белка, заяц, Ворон:
Действие I (занавес-изба)
(Настя метёт пол, дед охает, Марфушка спит, мать отгоняет мух.)
Мачеха: Настька! Змея подколодная, ишь распылилась! Марфушеньке-душеньке спать-почевать мешаешь.
Настя: Да неужто я мешаю Марфушеньке-душеньке?
Мачеха: А как же не мешаешь? Это ты, кобылица, за день намаешься, спишь – не просыпаешься, а Марфушенька-душенька хребта не ломала, день отдыхала, и теперь она от любого шороха проснуться может.
Дед: Охо-хо!
Мачеха: Что кряхтишь, старый? Собирай, да вези свою дочь в лес, чтоб глаза мои её больше не видели!
Дед: Да я…
Мачеха: Молчи, старый!
(Старик берёт под узцы коны, дочка садится на лошадь и они уезжают.)
Действие II (занавес-лес)
Волк: У-у-у! Поглядишь, будто нет никого в лесу, будто пусто кругом. Да меня не надуешь! Я чую – и заяц тут, и белка в дупле, и ворон на суку, и куропатки в сугробе. У-у-у! Так бы всех и съел!
Ворон: Карр! Карр! Вр-рёшь – всех не съешь.
Волк: А ты не каркай. У меня с голодухи брюхо свело, зубы сами щёлкают.
Ворон: Кар-р! Кар-р! Иди, брат, своею дорогой, никого не тр-рогай!
Волк: Скучно слушать тебя, старого, побегу туда, где тебя нет! (Убегает.)
Ворон: Эх, какой мороз ударил. Расправить бы крылья, полетать, согреться – да стар я, стар…Кар-р-кар-р… (Прячется среди ветвей. Выбегает заяц.)
Заяц: От мороза дух захватывает, лапы на бегу к снегу примерзают. Белка, давай играть в горелки.
Белка: (выглядывает) Давай.
Заяц: Кому первому гореть?
Заяц: Кому выпадет. Считаться будем.
Белка: Считаться так считаться!
Косой, косой.
Не ходи босой, а ходи обутый,
Лапочки закутай.
Если будешь ты обут,
Волки зайца не найдут,
Не найдёт тебя медведь,
Выходи – тебе гореть!
(Они пробуют догнать друг друга, белка убегает.)
Заяц: Убежала. Что-то совсем холодно стало. (Садится у пенька. Дрожит. Медленно идёт Мороз Иванович.)
Мороз:
Гляжу – хорошо ли метели
Лесные тропы занесли,
И нет ли где трещины, щели,
И нет ли где голой земли?
Пушисты ли сосен вершины,
Красив ли узор на дубах?
И крепко ли скованы льдины
В великих и малых водах?
Богат я, казны не считаю,
А всё не скудеет добро,
Я царство моё убираю
В алмазы, жемчуг, серебро.
(Прислушивается.) Кто-то к нам в гости собрался. Давай-ка, зайчик, посмотрим. (Уходят.)
Появляется старик с дочкой. Сажает её под ёлкой. Собирается уезжать, медлит.
Дед: Эх, будь, что будет! Поехали, доченька, обратно.
Настя: Что ты, батюшка, она тебя со света сживёт. Езжай домой. (Старик уезжает.)
Мороз: (обегает вокруг Насти 3 раза) Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?
Настя: Тепло, батюшка. Тепло, Морозушко. (На 3 раз Настя закрывает глаза, замерзает.)
Мороз: Какая девица хорошая, непугливая, вежливая. Как бы не замёрзла. Надо её в свой замок отвести, обогреть. (Уводит Настю.)
Действие III (занавес-изба)
Марфушка несёт ведро, роняет его. Мачеха бьёт её, потом жалеет, приговаривая: «Доченька моя милая». Обращается к деду.
Мачеха: Это ты, старый, виноват. Не кого за косы таскать. Вези Настеньку обратно.
(Старик запрягает лошадь,уезжает.)
Действие IV (занавес-изба)
Старик привозит Настеньку с ларцом. Старуха и дочь прислушиваются.
Мачеха: Едут!
Марфушка: Едут!
Мачеха: Настенька! Откуда такое богатство?
Настя: Это мне Мороз Иванович подарил.
Мачеха: Старый! Запрягай лошадь! Настенька твоя один ларец привезла, а моя Марфушенька три привезёт. (Старик увозит Марфушку.)
Действие V (занавес-лес)
Старик оставляет её под елью. Марфушка кусает пирог, запивает молоком.
Мороз: Это что за чудо-юдо? (Обегает её 1 раз.) Тепло ли тебе девица, тепло ли тебе, красная?
Марфушка: Совсем сдурел старый? (Хватает его за грудки.) Подарков давай, да побольше. (Толкает его в снег.)
Действие VI (занавес-изба)
Все в ожидании.
Мачеха: Едут! Едут! (Появляется Марфушка на корове.)
Марфушка: (руки в боки) Ну, что много я богатства привезла?
Мачеха: Доченька! Молодец! Давай скорей посмотрим…
Марфушка: (плачет) Маманя…(открывает ларец с сосульками. Мачеха тоже плачет.)
Действие VII (занавес-лес)
Мороз:
Верные слуги, снежные вьюги,
Заметите все пути,
Чтобы в чащу не пройти
Ни конному, ни пешему!
Ни леснику, ни лешему!
Танец «Снежинки».
8-й ученик: Можно сказать, что ни одно время года так не волшебно, как зима. Летом и весной земля шумит жизнью, шепчутся листвой деревья, бегут наперегонки озорные волны рек и речушек, луга смеются пестротой трав и цветов, стрекотаньем и писком насекомых, птиц – всё движется, дышит, радуется теплу и свету. Зимой всё по-другому. Всё живое спряталось в глубину земли и спит, ожидая солнца. Деревья обнажились, птицы улетели, а те, что остались, не поют и летают зябко и неторопливо. Чародейка-зима дарит всему этому безмолвию новую жизнь: неподвижную, немую, таинственную. Эта жизнь – жизнь сна, время белой и тихой природы.
Зажечь свечи на столах, где сидят дети.
Песня «Остыли реки…»
Учитель:
Концерт окончен,
Музыка вдруг смолкла.
Но так ли это?
Кажется, сейчас она звучит
И будет долго-долго
Ещё звучать для каждого из нас.
Звучит музыка.