Все дети, независимо от их индивидуально – психологических особенностей развития, нуждаются в целенаправленном влиянии взрослого, сознательно использующего различные методы и приемы для формирования определенных черт характера ребенка. У всех дошкольников воспитывают устойчивые нравственные чувства, нравственные мотивы поведения, послушание и любознательность, активность. Однако в воспитании детей с различными индивидуальными особенностями важно опираться на положительные особенности высшей нервной деятельности, изменяя при этом нежелательные их проявления.
Так, у подвижных, уравновешенных детей особое внимание обращают на воспитание устойчивых интересов, устойчивых нравственных мотивов поведения. Если эта задача воспитания будет решаться правильно, то у ребенка появятся терпеливость, упорство, которого до сих пор не было, и умение доводить начатое дело до конца, даже если оно ему не интересно. Воспитание нравственных чувств позволит ребенку сознательно выполнять правила и требования взрослых, предупредит развитие таких качеств, как легкомыслие и самоуверенность.
Воздействие взрослого формирует у ребенка умение сознательно оценивать свои поступки с точки зрения их нравственности. Взрослый должен обратиться за помощью к ребенку. Получив его согласие, объяснить ребенку, для чего нужна его помощь. Но ребенок быстро охладевает к поручению и начинает отвлекаться. Постарайтесь удержать его, обратившись к опыту ребенка, обратитесь к нему, как к взрослому. Если ребенок не хочет доводить начатое дело до конца, не бойтесь показать ему свое неудовольствие или обиду. Это не должно выражаться в виде нотаций. Достаточно сказать, что ты меня обидел.
Если ребенок все сделал вместе с вами, то наградой ему будет удовольствие от работы, доведенной до конца, и ваша улыбка.
Подобные воздействия взрослых воспитывают у дошкольника способность к волевой регуляции, устойчивое нравственное поведение в повседневной жизни.
В воспитании детей другого типа – возбудимых, неуравновешенных – родители предупреждают их вспыльчивость, воспитывают самообладание, настойчивость, умение правильно оценивать свои силы, обдумывать решения и этапы своей деятельности.
Взрослые должны быть требовательными и терпеливыми. Требуя от детей послушания и предупреждая вспыльчивость и упрямство, ребенку объясняют обоснованность того или иного требования. Взрослые не уговаривают, а объясняют, оставаясь требовательными. Не забывайте иногда подходить к нему – ребенку может понадобиться ваша помощь. Не надо бояться доверять ребенку, но следует оказывать ему необходимую помощь. Дошкольнику можно поручить накрыть на стол, сходить к соседям с какой – либо просьбой. Подобные поручения требуют от ребенка внешней и внутренней собранности, сдержанности, вежливости, то есть тех качеств, которых ему не хватает. Взрослые высоко оценивают именно эти качества, проявленные неуравновешенным ребенком, для того, чтобы они стали устойчивыми чертами характера.
В воспитании медлительных детей особенно обращается внимание на формирование у них активности, инициативности, любознательности. У них развивают умение быстро переключаться с одного дела на другое.
С такими детьми особенно часто совершают прогулки в парк, лес, ходят в театр, цирк. Воображение медлительных детей будят, включая их во все события семейной жизни. Это способствует созданию привычки быть всегда занятым, активным. Если ребенок все делает очень медленно, важно быть терпеливым, не раздражаться. Полезно делать с ним что-то наперегонки, стараясь дать ему ограниченное время для выполнения поручения. При этом можно напомнить ребенку о том, что собирались почитать ему книгу, посмотреть мультфильм, но из-за его медлительности можно не успеть сделать этого. У детей развивается точность, ловкость, быстрота движений. Полезно с такими детьми играть в подвижные игры, требующие этих качеств («Ловишки», «Мышеловка» и др.)
В воспитании чувствительных, ранимых детей строго соблюдают режим дня, дают малышу только посильные задания и вовремя помогают ему. Не следует раздражаться, если ребенок будет обращать внимание на мелочи. У ранимых детей воспитывают веру в свои силы, инициативность, самостоятельность, общительность. При посторонних нельзя обращать внимание на проявление застенчивости или неправильные действия ребенка. В воспитании не применяются строгие наказания или угрозы наказанием в ответ на неуверенность, неправильные действия ребенка. Нельзя запугивать чувствительных детей –им и так свойственна боязливость, страх перед новым. Необходимо учить их преодолевать чувство страха. Если ребенок боится темноты, надо вместе с ним зайти в темную комнату и включить свет. Затем ребенок сделает это один, а взрослый будет где-то рядом. Поиграйте с ним в «Разведчиков». Воспитывая смелость, учите малыша преодолевать свой страх. Если по-доброму относиться к ранимому ребенку, его неудачам, то со временем, благодаря терпеливости и доброжелательности взрослого, его опережающей высокой оценке смелости, самостоятельности ребенка, у дошкольника появляется уверенность в своих силах, он становится общительным и доверчивым.