Форма урока: технология естественного обучения (ТЕО).
Тип урока: обобщение и систематизация ЗУН.
Учебная задача будет решена на основе следующих действий:
- Организационный момент.
- Работа с дидактическими карточками.
- Резюме.
- Диктант-миниатюра.
- Рефлексивно-оценочный этап.
Цели урока:
образовательная: осуществить мониторинг качества усвоения теоретических знаний и практических умений;
развивающая: продолжить развитие навыков постановки знаков препинания в сложных предложениях с различными видами союзной и бессоюзной связи, актуализация полученных ранее знаний;
воспитательная: развитие самооценки, навыков общения, чувства ответственности.
Урок 2. Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи. (Продолжение темы)
(Слайд №1)
Цель урока: формирование умения правильно ставить знаки препинания в предложениях указанной структуры, составлять схемы предложений с различными видами связи. (Слайд №2)
Оборудование: дидактические карточки трёх видов, листы учёта деятельности учащихся, алгоритм поведения учащихся на уроке, учебник “Русский язык. 9 класс” под редакцией С.Г. Бархударова. М.: Просвещение. -2005 г., рабочая тетрадь, мультимедийная установка.
Ход урока
I. Организационный момент.
1. Постановка целей урока.
2. Ознакомление учащихся дидактическими карточками трех видов (приложение № 1, 2, 3, 4, 5), алгоритмом поведения учащихся на уроке (приложение №6), листами учёта деятельности учащихся (приложение №7).
II. Алгоритм работы учащихся. (Слайд № 3)
1. Получите карточку № 1, прочтите её, выберите то задание, которое предполагаете выполнить (1А, 1Б). Приступайте к выполнению. Затем попросите товарища проверить.
2. Закончив работу с карточкой № 1, выходите на контроль к учителю.
Поставьте себе оценку за выполненное задание в лист учёта деятельности учащегося.
3. Ознакомьтесь с карточкой № 2, выберите то задание, с которым предполагаете работать (2А, 2Б). Приступайте к выполнению.
Контроль выполняете самостоятельно. (Взаимопроверка)
Поставьте себе оценку за выполненное задание в лист учёта деятельности учащегося.
4. С карточкой № 3 работаете самостоятельно.
Контроль выполняете самостоятельно. (Cамопроверка)
Поставьте себе оценку за выполненное задание в лист учёта деятельности учащегося.
5. Карточка №4 содержит рефлексивно-оценочный этап.
III. Работа с дидактическими карточками.
Карточка № 1 (слайд 4) |
Содержит задания
репродуктивного характера, нацеленные на
усвоение понятийного аппарата темы,
воспроизведение ранее изученного, на работу с
карточкой № 1 отводится пять минут. В ходе работы
учащиеся могут задавать вопросы друг другу,
обращаться за помощью к учебнику, рабочей
тетради. Та группа, которая выполнила задания
первой, выходит на контроль к учителю. Контроль
выполняется путём построения схем предложений. Остальные учащиеся проверяют свои знания с ответами на доске, выявляя неточности, исправляя ошибки, допущенные на доске и на месте. Задания дифференцированы. Вариант сложности учащиеся выбирают сами. Вариант А: расставить знаки препинания, построить схемы. 1. Народный календарь – уникальное явление русской культуры: в нём нашли своё отражение многовековой опыт наших предков и их наблюдение за всем, что было вокруг: за землёй, водой, небесными светилами и различными стихиями. Правильное выполнение задания. 2. День был голубой, нежный, на диво солнечный; слева наползала бархатистая тень, и невозможно было понять, где кончается тень и начинается расплывчато – оранжевая листва дерева, заполнявшего двор. Правильное выполнение задания. Вариант Б: построить только схемы, знаки препинания расставлены. Работа с листом деятельности учащегося: Оцените свой ответ по пятибалльной шкале, поставьте себе оценку во второй строке под номером выбранного вами задания. (Приложение №7). |
Карточка № 2 (слайд 5) |
Содержит задание на постановку
знаков препинания в сложносочиненном
предложении с союзом И и общим второстепенным
членом или общим придаточным предложением. Вариант А: расставить знаки препинания, произвести пунктуационный разбор предложения, вставить пропущенные орфограммы.
Вариант Б: только расставить знаки препинания и вставить пропущенные буквы. На работу с карточкой отводится восемь минут. В ходе работы учащиеся могут помогать друг другу, проверять свои знания и знания одноклассников, задавая вопросы, а так же при возникновении вопросов прибегнуть к помощи учебника или тетради. Выполнение задания проверяет консультант группы (на проверку отводится две минуты) по образцу и ставит оценку в лист деятельности учащегося. |
Правильное выполнение задания
Карточка № 3 (слайд 6) |
Содержит задания на знание
теории сложных предложений с различными видами
союзной и бессоюзной связи. На работу с карточкой отводится пять минут. Работу выполняют все самостоятельно. Учебники закрыты. Вариант А: ответьте на вопросы в форме сложных предложений. - Когда ставится запятая в сложных предложениях, если рядом оказались сочинительный и подчинительный союзы? - когда предложения называются сложными предложениями с различными видами связи? Самопроверка на стр. 67, 68 учебника Оценка ставится в лист деятельности учащегося. |
IV. Резюме (5 минут).
Вернитесь к началу урока и выставите себе итоговую оценку в листе учета деятельности учащегося.
V. Домашнее задание: Упражнение 166 (в соответствии с заданием). (Cлайд7)
VI. Вывод урока.
VII. Итоговое задание на выявление усвоения каждым учеником строения сложных предложений с различными видами союзной и бессоюзной связи и пунктуация в них.
Диктант-миниатюра (5 минут).
Оглянувшись, Зоська увидела на забелевшей кочковатой траве заметные издали следы своих ног, обутых в уже отсыревшие и латаные – перелатанные сапожки. Правда, снег засыпал следы, и, если снегопад не прекратится к ночи, следов можно будет не опасаться. Хуже, что она заблудилась. Теперь ей самой не понять, как она сбилась с тропы, проглядев в кустарнике очередной поворот, или, возможно, та просто исчезла под снегом. Она знала, что ближайшая деревня километрах в восьми и до деревни надо было добираться и добираться.
VIII. Рефлексивно-оценочный этап. (Слайд №8)
Оцените вашу деятельность на уроке, ответив на вопросы анкеты:
- Какое значение для тебя лично имеют знания и умения, полученные сегодня?
- При работе на уроке ты помогал другим или другие помогали тебе?
- Что вызвало наибольшую трудность?
- Было ли тебе интересно на уроке?