Цель: Уточнить навыки наблюдений за перелётными птицами. Каких птиц называют перелётными, зимующими. Пользу или вред приносят птицы? Где ночуют птицы? Способствовать развитию любознательности. Развивать связную речь, умение отвечать на вопрос, полным ответам.
Ход занятия
Ведущий: 21 МАРТА день весеннего равноденствия – день с ночью мерятся (полсуток на небе солнышко, полсуток – ночь). В этот день в лесу празднуют Новый год – к весне поворот. Весна прилетела к нам на солнечных крыльях.
Утром 21 МАРТА по старинному русскому обычаю пекут «жаворонки» - булочки с носиком, с изюминками на место глаз. В этот день у нас выпускают на волю птиц. И с этого дня по новому нашему обычаю начинается месяц птиц. Ребята в этот месяц должны помочь маленьким пернатым друзьям – развесить на деревьях птичьи домики (скворечники, синичники, дуплянки), перевязать кусты для гнёзд, устроить бесплатные столовые для милых гостей.
А мы с вами на праздник птиц расскажем о том, как пернатые защищают наши леса, поля, сады и огороды, и о том, как надо беречь и привечать наших весёлых крылатых певцов. Ведь птиц в природе становиться всё меньше и меньше – вырубают леса, кустарники, много шума от городов и заводов, растёт загрязнение воздуха, рек. Зато растёт число птиц в «Красной книге Татарии» - уже около 40 видов птиц (дятлы, коршуны, сапсаны, совы, цапли, и др.) Этих птиц нам с вами в природе не увидеть, их голоса не услышать. Печально. «Птицы в книге». Жить птицы должны не в книге, а в природе. Поможем, дети, птицам!
СТИХИ О ПТИЦАХ (Г. Ладонщиков):
«МОРОЗЫ»
Морозы жестокие в этом году.
Тревожно за яблоньку в нашем саду,
Тревожно за жучку в её конуре
Такой же морозец, как на дворе.
Но больше всего беспокойно за птиц,
За наших воробушек, галок, синиц.
Ведь очень уж холодно в воздухе им.
Поможем ли мы беззащитным таким?
Поможем! Их надо кормить, и тогда
Им будет легко пережить холода.
«ВОЗВРАЩАЮТСЯ ПЕВЦЫ»
Возвращаются певцы,
Наши старые жильцы.
От невидимых лучей
Побежал горой ручей.
И подснежник маленький
Вырос на проталинке.
Возвращаются скворцы
Наши старые жильцы,
Воробьи у лужицы
Стайкой стойкой кружатся.
И малиновка и дрозд
Занялись устройством гнёзд,
Носят, носят в домики
Птицы по соломинке.
«ЛЮБЛЮ ПТИЦ»
Я, ребята, птиц люблю.
Никогда их не ловлю.
Ни ловушками.
Ни в сети.
Не держу их дома в клетке.
Никогда гнездо не трону
Ни сороки,
Ни вороны,
Ни скворца,
Ни воробья
Не обидел в жизни я.
«ПРИГЛАШЕНИЕ»
Грач на берёзовой ветке
Признался синичке – соседке:
– Ты славная птичка – синичка,
Словно родная сестричка.
Мне жалко тебя покидать,
Но время уже улетать.
Тут холодно будет зимой.
Давай-ка синичка с тобой
Отправимся вместе на юг.
Поверь мне, что я тебе друг.
– На юг я совсем не хочу! –
Синичка сказала грачу. –
В дружбу я верю, и всё же
Не полечу никуда.
Нам Петя зимой поможет
Перенести холода.
Он и заботлив, и весёл.
Я верю, что снова зимой
Для нас он кормушку повесит
Под ёлкой или под сосной.
Двое мальчиков с корзинкой в руках подбегают к берёзкам, на которых висят кормушки для птиц, достают корм и высыпают в кормушки.
-
Мы овсом и ячменём
Кормим птичек за окном,
К нам обедать по привычке
Прилетают две синички. -
Пара сизых голубей
И знакомый воробей,
А за ним его семья,
И соседи и друзья.
Вылетают зимующие птицы (синицы, воробей, голубь, ворона, снегирь), подлетают к кормушкам, клюют, потом, вылетают на середину зала, говорят:
Не страшны нам холода.
Ведь в кормушке есть еда.
ВЕДУЩИЙ: Выбегайте-ка, друзья, да постройте им дома. (Проводится игра «Займи домик»).
ВЕДУЩИЙ:
Покажись нам, солнышко, посвети немножечко,
Посвети немножечко, просуши дорожки.
Под музыку плывёт «Солнышко» (девочка):
Вам дарю своё тепло,
Чтобы всё кругом цвело,
Чтоб листочки распускались,
Птички песней заливались.
Входят два мастера (мальчики) с девочками:
- Через море, через горы
Стайкой птицы к нам летят.
Мы для них построим город,
Птичий город – птицеград.
(Песня «Скворушка» и танец «Сделаем скворечники»).
- И сегодня в день весенний
Справим птичье новоселье –
Эти домики все вместе
На берёзках мы развесим.
ВЕДУЩИЙ: Дети, спасибо за скворечники. Но в ваших игрушечных скворечниках могут поселиться разве лишь сказочные птицы. А у нас, взрослых, есть для вас подарок – настоящие скворечники. Мы вам дарим, зная, что вы обязательно повесите их в уголке леса для пернатых.
И каждую весну птицы будут радовать вас своим пением, щебетанием.
МАЛЬЧИКИ:
Мы ребята – дошколята,
Приглашаем всех пернатых,
Прилетайте, кто захочет,
Мы вас любим очень – очень.
Вылетают перелётные птицы: Здравствуйте, дети!
ДЕТИ: Здравствуйте! Желанные друзья!
Встреча перелётных и зимующих птиц:
Скворец (подлетев к синичке):
Здравствуй, птичка – невеличка!
Здравствуй, добрая синичка!
ГРАЧ:
Здравствуй, дятел, наш приятель!
Здравствуй, голубь и снегирь!
ДЯТЕЛ:
Расскажите, птицы, где вы побывали?
Расскажите, птицы, что вы повидали?
СКВОРЕЦ:
В жарких странах жаркое лето –
Ни зимы, ни снега там нету.
ГРАЧ:
Бродят там слоны – великаны,
Целый день кричат обезьяны.
Там растут деревья, лианы,
Там растут на пальмах бананы.
ДЕТИ: Все мы рады вам, друзья, будьте с нами вы всегда. (Исполняется песня о птицах).
ВЕДУЩИЙ:
Вы б для нас потанцевали
Мы вас очень – очень ждали.
(Танец птиц).
ЛАСТОЧКА: Гнезда вы не разоряйте.
СКВОРЕЦ: Птичьих гнезд не трогайте.
ГОЛУБЬ: Яичек теплых не берите.
ГРАЧ: Нас, друзья, вы берегите.
МАЛЬЧИК:
Нет, мы не будем разорять,
Вот слово всех ребят.
Пусть птичьи песни опять
В саду у нас звенят.
Из соседней голубятни
Голубь вылетел ручной
И сверкнул в глазах закатных
Свежей снежной белизной.
Это наш, КАЗАНСКИЙ, мальчик
Из окошка чердака
В небо выбросил, как мячик,
Молодого голубка.
И напомнил нам, что дети
Городов и деревень
Мира требуют на свете
В этот славный день.
Под музыку «Летите, голуби» вылетают голуби.
ГОЛУБИ:
Мы, летим, летим,
Всю планету облетим
Мир и счастья принесем
В каждый город, в каждый дом.
Взявшись за руки, встав полукругом все дети:
Давайте будем дружить друг с другом,
Как птицы с небом, как ветер – с лугом,
Как парус – с морем, трава с дождями,
Как дружит солнце со всеми нами.
ВЕДУЩИЙ: Дети, мы с вами напекли вкусные «жаворонки», давайте угостим ими всех наших гостей. Пусть сердце и душа их станет добрее, заботливее ко всему живому на земле!
Литература:
- Калегина Н.Г. Опыт работы по экологическому воспитанию дошкольников – Казань: Издательство «Книжный дом», 1994.
- Рыжова Н.А. Волшебница вода. Москва, 1997.
- Журнал «Дошкольное воспитание» № 2. 1998.