Цели.
Оборудование:
- Презентация.
- Карточки: опорные слова.
- Учебник.
- Разрезные карточки с качествами космонавтов.
- Тексты (для работы в группах).
Ход урока
1. Организационный момент
2. Вступительное слово учителя
– Рассмотрите 1 слайд. Что объединяет все эти предметы? (На слайде изображены шар, дирижабль, ракета, ковёр-самолёт, парашют, Карлсон)
Дети. Все они способны к полёту.
– С глубокой древности люди мечтали летать, как птицы. На чём только не отправлялись в небеса герои сказок и легенд! И на золотых колесницах, и на быстрых стрелах, даже на летучих мышах!
– Прошли века, и люди сумели покорить воздушное пространство Земли. Сначала они поднимались в небо на воздушных шарах, которыми нельзя было управлять. Куда подует ветер – туда и летит шар. Потом придумали дирижабль – управляемый воздушный шар. Он был очень неуклюжий и неповоротливый, позже появились аэропланы. Им на смену пришли быстроходные самолёты и вертолёты.
И, наконец, самый быстрый транспорт:
Чудо-птица, алый хвост,
Прилетела в стаю звёзд. (Ракета)
Отгадайте ещё одну загадку, она по смыслу связана с первой:
Он не лётчик, не пилот,
Он ведёт не самолёт,
А огромную ракету.
Дети, кто, скажите это? (Космонавт)
3. Постановка задач урока. Тема урока. (5 слайд)
- Кто догадался, о чём пойдёт речь на уроке?
- А почему мы будем говорить о космонавтах именно сегодня? (12 апреля - День космонавтики)
- Сегодня на уроке мы выясним, почему день12 апреля мы считаем необычным днем, почему его каждый год отмечает наша страна. Кто такие космонавты, и чем они занимаются.
4. Работа над лексическим значением слов
Сначала мне бы хотелось вас спросить:
- Что такое космос? (6 слайд)
Космос, Вселенная — вся система мироздания, весь мир.
Нашу планету вместе с воздушной оболочкой окружает бесконечно большое пространство, в нём находятся небесные тела, Солнце, звёзды, планеты, Луна, газ, пыль. Центром всей этой системы является Солнце.
5. Работа с ключевыми словами
– У каждого на столе лежат карточки с “ключевыми словами”. Это те слова, которые мы сегодня будем использовать на уроке. В конце урока мы выясним , как вы понимаете смысл каждого из них. А для того,чтобы эта работа не вызвала у вас затруднений, на уроке надо быть очень внимательными.
Космическая азбука: “Восток”, женщина-космонавт, искусственный спутник, космос, космонавт, космическая станция, Лайка, мышка, кролики, Белка и Стрелка,скафандр, Юрий Алексеевич, 12 апреля.
6. Работа с текстом учебника стр. 168
– Прочитайте только 2 первые предложения про себя и подчеркните “ключевые слова” (слова — подсказки лежат у вас на партах). Какие из ключевых слов встретились нам в этих предложениях? (Космос, Юрий Алексеевич, 12 апреля)
– Как вы поняли, почему именно 12 апреля считают днём космонавтики?
– 12 апреля 2011 года исполняется ровно 50 лет с первого полета человека в космос. (7 слайд)
– А сейчас мы с вами узнаем,как же проходил этот полет. Как себя чувствовал первый космонавт.
Чтение подготовленного ученика стр. 168—169.
Вопросы после чтения.
- Как себя чувствовал первый космонавт? Легко ли ему было в этом полете? Прочитайте.
- А какие-нибудь положительные эмоции испытывал космонавт? (Гордость, счастье, радость)
- Зачем люди летают в космос?
- Каждый может стать космонавтом?
- Какими качествами должен обладать космонавт мы узнаем из игры.
7. Игра “Собери слово”
- На столе у вас разрезные картинки. Соберите картинку правильно, и вы прочитаете качество настоящего космонавта.
Слова: трудолюбивый, умный, добрый, смелый, находчивый, внимательный, решительный, сообразительный, здоровый, заботливый, выносливый, терпеливый, наблюдательный.
Слова: трудолюбивый, умный, добрый, смелый, находчивый, внимательный, решительный, сообразительный, здоровый, заботливый, выносливый, терпеливый, наблюдательный.
- Каким же должен быть космонавт? (На слайде появляются названия качеств космонавто)
- В полёте космонавты должны выполнять специальные “космические правила”. Я буду произносить начало правила, а вы его заканчиваете.
Космонавт, не забудь
Во вселенную ты держишь (путь).Главным правилом у нас
Выполнять любой (приказ).Космонавтом хочешь стать
Должен много, много (знать).Любой космический маршрут
Открыт для тех, кто любит (труд).Только дружных, звездолёт
Может взять с собой (в полёт).Скучных, хмурых и сердитых
Не возьмём мы на (орбиту).
8. Физминутка “Ракета”
А сейчас мы с вами, дети,
Улетаем на ракете.
На носки поднимись,
А потом руки вниз.
Раз, два (стойка на носках, руки вверх, ладоши образуют “купол ракеты”)
Три, четыре – (основная стойка)
Вот летит ракета ввысь.
9. Работа в группах. Чтение с заданием
– Мы с вами выяснили,что космонавты должны обладать трудолюбием,чтобы достичь высоких результатов. Трудолюбие — это очень важное качество для любого человека. Сейчас мы с вами тоже будем воспитывать в себе это качество. Вы будете сами добывать знания. Каждая группа получила лист с текстом и заданием. Читаете текст про себя и готовите ответы на вопросы. Затем мы будем обмениваться полученными знаниями друг с другом. А также надо выбрать слова, которые являются в вашем тексте ключевыми.
Примерные тексты.
1 группа. Космическая орбитальная станция.
У космонавтов есть второй дом – в космосе. Космический дом особенный. Он называется орбитальная станция. Здесь космонавты живут и работают.
Космический дом похож на огромную птицу, которая раскинула крылья и летит над землёй. Но крылья нужны не для полёта – это “домашняя электростанция”. Блестящие пластины собирают солнечные лучи и превращают их в электрический ток, который питает все научные приборы, освещает и отапливает. (Космос, космическая станция)
Вопросы.
1. Как называется дом космонавтов?
2. Зачем он нужен?
3. На что похож космический дом?
2 группа. Как работают космонавты.
Ни на один час не прекращается работа на космической станции. Один экипаж сменяется другим. Космонавты наблюдают за звёздами, планетами, Солнцем, фотографируют и изучают Землю, ухаживают за растениями и животными, которые живут на станции, ремонтируют свой космический дом, проводят много различных научных опытов. За космическим полётом следят с Земли из Центра управления. (Космическая станция, космонавт)
Вопрос. Что делают космонавты на космической станции?
3 группа. Животные-космонавты.
Первыми космонавтами-разведчиками были кролики, насекомые, даже микробы.
Первая мышка-космонавт пробыла над Землёй почти целые сутки. В её чёрной шёрстке появились белые волоски. Они поседели от космических лучей, но мышка вернулась живой. (Мышка, кролики)
Вопросы.
1. Какие животные летали в космос?
2. Что вы узнали о полёте мышки?
4 группа. Собаки-космонавты.
Собаки полетели в космос вслед за мышами. Не каждая собака подходит для полёта. Она должна быть чуть больше кошки, весить 4-6 килограммов, ей должно быть 2-3 года, шерсть должна быть светлой.
Породистые собаки для трудных испытаний не годились. Ласковые, спокойные дворняжки лучше всего подходили для космических опытов.
В собачьем отряде каждый день тренировки. Собак учили не бояться тряски и шума, переносить жару и холод, по сигналу лампочки есть.
Лучше всех была умная и смелая собака Лайка. Для неё построили ракету, и отважная разведчица умчалась в космос. (Лайка)
Вопросы.
1. Как готовили собак для полёта в космос?
2. Как звали первую собаку-космонавта?
5 группа. Первый космонавт.
12 апреля 1961 года планету потрясла неожиданная весть “Человек в космосе! Русский!”
Солнечным утром мощная ракета вывела на орбиту космический корабль “Восток” с первым человеком на борту. Это был Юрий Алексеевич Гагарин.
Больше часа 108 минут (1 час 48 минут) длился первый полёт. За это время корабль облетел весь Земной шар и опустился на землю. Гагарин вернулся на землю живым и здоровым. (космонавт, Юрий Алексеевич, 12 апреля, “Восток”)
Вопросы.
1. Как зовут первого космонавта?
2. Сколько минут продолжался первый полёт?
6 группа. Скафандр.
В космосе одновременно и сильный холод, и невыносимая жара. На солнце припекает, а в тени всё замерзает. Единственный выход – скафандр.
Скафандр – это специальный герметичный костюм. В нём температура, как в комнате, и дышится легко. Если Солнце светит ярко, то можно в шлеме опустить шторки.
В скафандре есть радио, по которому можно разговаривать с товарищами, оставшимися на станции. (Cкафандр)
Вопросы.
1. Как называется одежда космонавтов?
2. Зачем нужен скафандр?
7 группа. Искусственные спутники.
4 октября 1957 года у нашей Земли появился спутник, который создали наши учёные.
Спутники следят за движением облаков – это помогает точнее предсказывать погоду. Следят за движением судов в океанах, разносят по всей Земле телеграммы, телефонные переговоры, передачи телевидения, изучают звёзды и планеты. Спутники фотографируют Землю для составления карт. Есть спутники-разведчики. (Искусственный спутник)
Вопрос. Что изучают искусственные спутники Земли
- Все ли ключевые слова использованы? (Женщина — космонавт). В космос летали не только мужчины, но и женщины.
(Сообщения подготовленных учеников)
– Терешкова Валентина Владимировна — первая женщина — космонавт планеты Земля. Она совершила свой полет 16 июня 1963 года на космическом корабле “Восток-6”. Продолжался он трое суток. Ей присвоили звание Героя Советского Союза.
– Савицкая Светлана Евгеньевна — вторая женщина — космонавт и первая женщина — космонавт, вышедшая в открытый космос. Звание Героя Советского Союза ей присвоено дважды.
10. Подведение итогов
Кто из живых существ первым полетел в космос?
Почему это были животные, а не люди?
Как готовили собак в космическое путешествие?
Кто был первым космонавтом и как проходил первый полёт?
Как называется второй дом космонавтов?
Как работают космонавты на орбитальных станциях?
Расскажите о специальной одежде для космонавтов.
Как вы понимаете слово “спутник”?
Спутник:
1. Человек.
2. Небесное тело.
3. Космический аппарат, который запускают в космос на орбиту с помощью ракетных устройств.
Зачем же нужны искусственные спутники?
– Вернёмся к нашей “Космической азбуке”.
Я показываю вам слово из “космической азбуки”. А вы должны составить мне предложение с ним.
11. Организационный момент
Если спросить космонавтов, с чего у них начиналась дорога в космос, мы непременно услышим: “С мечты”. Я желаю вам мечтать, фантазировать, стремиться к намеченной цели, и необязательно,чтобы вы стали космонавтами. Главное, чтобы вы стали хорошими людьми. И, думаю, сегодняшний урок останется в вашей памяти не только, как познавательный, но и как урок доброты, взаимовыручки, гордости за свою страну.
Использованные материалы:
- Сайт www.4stypeni.ru.
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия.
- С.И. Ожегов. Словарь русского языка.
- Н.Ф. Виноградова. “Окружающий мир”. 1 класс.
Приложение 1 (карточки)
Приложение 2 (опорные слова)
Приложение 3 (разрезные карточки)
Приложение 4 (карточки)