Цели.
Дидактические цели:
- cформировать представления учащихся о лесе, как природном сообществе;
- познакомить с разнообразием лесных обитателей, ярусами леса, ролью грибов;
- закрепить умение составлять цепь питания из растений и животных сообщества леса.
Развивающие цели:
- развивать познавательную активность детей;
- развивать умение использовать в работе ранее полученные знания, умение рассуждать, выражать свои мысли.
Воспитательные цели:
- научить детей бережному отношению к лесу;
- продолжать формирование умения учащихся видеть красоту родной природы.
Тип урока: комбинированный.
Форма проведения: беседа.
Оборудование: записи голосов птиц, компьютер учителя, мультимедийный проектор, экран, презентация-сопровождение к уроку, рабочие материалы для учащихся (приложение 1).
Формы работы учащихся на уроке: индивидуальная, устная, письменная.
Учащиеся должны:
знать:
- названия живых организмов леса;
- ярусы леса;
- роль грибов в лесу;
- знать правила поведения в лесу;
уметь:
- составлять цепь питания из растений и животных сообщества.
План урока:
1. Организационный момент – 1 мин.
2. Проверка домашнего задания – 8 мин.
3. Сообщение темы и постановка целей урока – 2 мин.
4. Работа над новым материалом – 20 мин.
5. Закрепление нового материала – 10 мин.
6. Итог урока – 3 мин.
7. Домашнее задание – 1 мин.
Ход урока
Оргмомент
- Здравствуйте, ребята. Садитесь.
Вот опять звенит звонок,
Приглашает на урок.
Проверка домашнего задания.
- Какую тему мы изучали на прошлом уроке?
- Давайте проверим, как вы усвоили эту тему. Перед вами тест по теме “Луг – природное сообщество”. Вам необходимо внимательно прочитать вопрос и выбрать правильный ответ из предложенных вариантов.
(Ребята самостоятельно выполняют тест.)
Сообщение темы и целей урока:
- Послушайте стихотворение:
Хочу пригласить вас сегодня я в лес.
В добрый лес, могучий лес,
Полный сказок и чудес.
Если внимательны будете, дети,
Чудные тайны откроете эти.
- О чем будем говорить на уроке?
- Правильно, о лесе.
Слайд № 1. (Презентация 1)
- Тема нашего урока “Жизнь леса. Лес – природное сообщество” (вывешиваю на доску тему урока). На уроке мы должны выяснить, почему лес называют природным сообществом, познакомимся с разнообразием лесных обитателей и ярусами леса.
Работа над новым материалом.
Звучит запись голосов птиц.
Слайд №2.
- Внимательно рассмотрите лес. С чем вы его можете сравнить? (С лестницей, будто ступеньки поднимаются вверх.)
- Чем является лес для живых организмов? (Для живых организмов лес является домом).
- А какой это дом? (Большой, многоэтажный.)
- Давайте выделим этажи леса. Каждый этаж имеет свое название, дайте этим этажам названия, используя следующие описания.
1) Многолетние растения, у которых от общего корня отходит несколько твердых стеблей. (Кустарники.)
2) Растения с мягкими зелеными стеблями. (Травы.)
3) Многолетние растения с крупным твердым стеблем. (Деревья.)
- Ученые называют этажи леса ярусами и располагают в порядке уменьшения. Расположите ярусы в данном порядке. (Деревья, кустарники, травы.)
(На доску вывешиваю карточки с названием ярусов)
- Какие деревья расположились в верхнем ярусе? (Ели, сосны, березы, осины и т.д.)
- В среднем ярусе?
- Что растет в нижнем ярусе?
- Заполните в своих рабочих материалах таблицу, записав по 2-3 представителя каждого яруса. (Взаимопроверка в парах.)
Слайд №3.
- А теперь интересная информация для вас.
- А знаете и вы, что лес – друг здоровья людей. Один гектар хвойного леса выделяет за сутки 5 кг фитонцидов – особых веществ, от которых погибают болезнетворные микробы.
- А легко ли в лесу найти животных? (Это не всегда удается сделать сразу.)
- А почему? (Животных в лесу меньше, чем растений, и они прячутся в листве деревьев, в траве.)
- Мы выяснили, что лес для животных является домом. А еще чем он служит животным? (В лесу животные находят пищу.)
- Давайте выясним, что растет и кто живет в лесу.
Слайд-презентация2 “Кто в лесочке живет? Что в лесочке растет?
- Посмотрите на картинки и запишите в три столбика названия лесных обитателей. (Учитель демонстрирует 20 картинок с изображением членов сообщества – растения, животные, грибы.)
- Вам необходимо заполнить таблицу в рабочих материалах к уроку.
Проверка.
Физкультминутка для глаз
Глазки видят все вокруг
Обведу я ими круг,
Глазкам видеть все дано
Где окно и где крыльцо,
Обведу я снова круг,
Посмотрю на мир вокруг.
- Рассмотрим такой пример: взаимоотношения дерева и жука-короеда. Здоровому молодому дереву жуки не страшны, любое повреждение на коре заливается смолой. А вот когда дерево стареет, оно уже не может справиться с множеством короедов и погибает, освобождая место молодым растениям. Вред или пользу приносят короеды лесу? (Для молодых деревьев это польза, а для старых - нет.)
- Тем не менее, короеды ускоряют круговорот веществ. Все в лесу взаимосвязано и неразрывно. Если нарушить эти связи, то нарушится и экологическое равновесие.
- Какие животные встречаются в нашем крае?
- Какие из них живут на деревьях?
- Какие ведут наземную жизнь?
- В своих рабочих материалах запишите 2-3 цепи питания, сложившихся в наших краях.
(Работа в парах с последующей коллективной проверкой.)
Физкультминутка.
- Могут ли растения жить без животных, а животные без растений? (Нет. Они живут как бы семьей, помогая друг другу.)
- Приведите примеры такой помощи. (Например, белка, запасая себе корм на зиму, уносит шишки далеко от дерева, на котором они выросли, так распространяются семена.)
- Так как же живут растения и животные в лесу? (Cообща, вместе.)
- Как вы думаете, что такое сообщество?
Слайд №4.
- В своем толковом словаре Ожегов дал такое определение. Сообщество – это группа растительных и животных организмов, живущих вместе.
- Еще об одних обитателях леса мы забыли сказать. Догадайтесь, о каких живых организмах идет речь.
И на горке, и под горкой,
Под березой, и под елкой,
Хороводами и в ряд
В шляпах молодцы стоят. (Грибы.)
- А какие грибы вы знаете?
- Отгадайте мои загадки, и вы узнаете какие грибы растут в лесу.
Слайд-презентация3 “Загадки про грибы”
- Как вы думаете, лесу грибы нужны? (Ответы детей.)
- Найдите ответ в учебнике на стр. 179 в статье “Нужны ли лесу грибы?”
- Так каким будет ваш ответ? (Лесу грибы нужны. Они помогают деревьям высасывать из почвы воду с растворенными солями. Грибами питаются и лечатся животные. Грибы способствуют разложению растительных остатков.)
Закрепление изученного.
- Что вы можете сказать о жизни леса? (Растения в лесу растут ярусами. Животные делят между собой эти этажи: одни живут на деревьях, другие - в кустах, третьи - на земле или даже под землей. Все живые организмы леса живут сообща. Растений в лесу больше, чем животных.)
- Молодцы! Как можно назвать лес? (Мы назовем лес природным сообществом.)
- “Лес – прочное природное сообщество. Леса существуют на земле сотни, тысячи лет. Никто и ничто не может уничтожить лес…”
- Так ли это? Кто может уничтожить лес? (Дети приходят к выводу, что человек.)
- Как должен вести себя человек в лесу, чтобы не навредить? Какие вы знаете правила?
- Сейчас я прочитаю вам экологический рассказ. А вы слушайте внимательно и скажите, вы так же ведете себя в лесу или иначе.
С веселой музыкой мы шагали по лесу. По дороге нам попадались грибы. Мы собирали грибы, вырывая их с корнем. Те грибы, которые мы не знали, - сбивали палкой.
Привал. Быстро наломали веток и разожгли костер. Поели и пошли дальше, побросав банки и пакеты. В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержали в руках яички и положили их обратно.
На лесной опушке нарвали большую охапку цветов. Увидев муравейник, решили добыть муравьиную кислоту. Наломали прутиков и начали ими протыкать весь муравейник.
Нам очень понравилась прогулка в лесу!
- А вы, ребята, так же ведете себя в лесу?
- Какие ошибки допустили ребята в рассказе?
- А теперь заполните самостоятельно в рабочих материалах пункт № 4 “Правила поведения в лесу”.
Подведение итогов.
- Что изучали на уроке?
- Что узнали нового?
- Что было самым интересным?
Оценивание.
Домашнее задание.
С.178–181, ответить на вопросы, т.с. 57 з.7.