Исследовательская работа в начальной школе

Разделы: Начальная школа


В последние годы сочетание «проектная и исследовательская работа обучающихся» стало привычным – вошло в школьную практику и закрепилось в речи. Учебно-исследовательскую работу школьников принято относить к «инновационным педагогическим технологиям»: учитывается их новизна, прогрессивная роль в школьном образовании. В этой работе огромный образовательный потенциал: исследовательская деятельность школьников формирует самостоятельность в добывании знаний, воспитывает научное мировоззрение, усиливает положительную мотивацию в обучении, способствует развитию личности школьника, ее творческих и интеллектуальных возможностей, способствует самопознанию.

Актуальность учебно-исследовательской работы объясняется сменой образовательных подходов. Перед современной школой стоит задача формирования личностных метапредметных и предметных результатов ФГОС второго поколения. Произошел поворот к деятельностному подходу, направленному на самостоятельное, активное добывание знаний обучающимися. Он закреплен в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года и развит в Федеральном государственном стандарте основного общего образования.

Ведущую роль сегодня играют творческие методы обучения. В арсенале инновационных педагогических средств особое место занимает исследовательская творческая деятельность. Ее выбор во многом зависит от возраста обучающихся, от присущих каждому возрастному периоду характерных стремлений, интересов, предпочтений, уровня развития. Разумеется, методика исследовательской творческой деятельности ориентирована в большей степени на старшеклассников, чьи предметные интересы уже сформировались. А начальная школа осталась немного в стороне. Но ведь именно в начальной школе закладывается фундамент знаний, умений навыков активной творческой самостоятельной деятельности обучающихся, приемов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности.

На мой взгляд, исследовательская работа – один из важных путей в решении данной проблемы. Она заставляет и приучает детей работать с книгой, газетой, журналом, что в наше время очень важно, потому что по собственному опыту и , основываясь на мнении коллег, я знаю, дети в лучшем случае читают только учебники.

Несомненно, учение становится учебной деятельностью только в том случае, если школьник в процессе добывания (а не получения!) знаний овладевает новыми способами учебных действий, усваивает приемы самоконтроля и самооценки своей учебной деятельности. Опираясь на основные положения теории учебной деятельности, можно с уверенностью сказать, что она позволяет не просто сформировать у детей определенную сумму знаний, умений, навыков, а обеспечивает развитие личности обучающихся, самостоятельность их мышления, желание и умение учиться.

Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. С 1 класса я начинаю вовлекать своих учеников в мини-исследования. В 1 и 2 классе почти все работы носят коллективный характер. В 3-4 - дети уже знают, какой предмет им интересен, могут сами выбрать тему исследования.

Для получения положительного результата детской исследовательской работы считаю необходимым дать позитивный настрой и показать перспективу обучающимся. Следует чутко и умело руководить исследовательской деятельностью школьников. Проведя анкетирование в своем классе, я узнала, что мои ребята хотят хорошо учиться, стать известными, знаменитыми, хотят, чтобы о них и их достижениях знали хотя бы в нашей школе. На таких желаниях легко строить работу учителю, если он правильно преподнесет детям цель и задачи исследования и простимулирует (пока на словах) положительный результат.

В 3 классе обучающиеся выбрали тему исследовательской работы «Мое село». Дети получили задания поискового характера.

Изучая историю возникновения деревни Кирилловка, улицы, памятники, знакомясь с растительным и животным миром окрестных лесов, культурным наследием наших предков, разрабатывая проекты мест отдыха и развлечений, обучающиеся в течение всего учебного года вели настоящую исследовательскую работу. В результате создан проект «История возникновения деревни Кирилловка», который в конце учебного года третьеклассники защитили. В 4 классе они, воодушевленные результатами своего труда, решили отыскать материал о том, как образовались близлежащие деревушки «Марьино», «Михайлоанненка», «Плотавец», «Александровка», поселок «Садовый». Так, в результате большой совместной исследовательской деятельности обучающиеся составили и защитили проекты:

  1. «История возникновения деревни Александровка».
  2. «История возникновения деревни Михайлоанненка».
  3. «История возникновения деревни Плотавец».
  4. «История возникновения деревни Марьино».
  5. «История возникновения поселка Садовый».

Учебно-исследовательские виды работ эффективны в достижении концептуальных для современного школьного образования личностных и метапредметных результатов: формируются регулятивные умения, направленные на организацию, планирование школьниками своей познавательной деятельности; познавательные умения строить логическое рассуждение, умозаключение, делать выводы. В процессе исследовательской работы у школьников развивается коммуникативная компетенция: умение организовывать учебное сотрудничество, совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе, осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей, владеть устной и письменной речью.