Участники игры: обучающиеся 8Б класса.
Цели игры:
- способствовать дальнейшему расширению кругозора учащихся и получению новых естественно-научных знаний;
- содействовать формированию чувства ответственности перед членами команды, культуры общения, учить групповым формам работы, учить устанавливать межпредметные связи;
- пособствовать развитию быстроты реакции, умения применять знания в необычных ситуациях.
Оборудование и оформление: ноутбук для прослушивания записи и звуков, таблицы с вопросами, картины Айвазовского, свеча, спички, трубы для сигнала, на доске: эмблема игры “Ассорти “МиФ””, карточки с надписями (названия категорий), слова: “Тем, кто любит математику и физику,
Тем, кто учит математику и физику,
Тем, кто ещё не знает, что можно любить математику и физику
Посвящается…
стол для жюри, по два стола для участников игры, место для болельщиков.
Ход игры
Ведущий 1:
Тем, кто любит математику и физику,
Тем, кто учит математику и физику,
Тем, кто ещё не знает, что можно любить математику и физику
Посвящается…
(Звучит голос (запись сделана предварительно). Ученик разыгрывает действие в ходе чтения стихотворения)
Трудно было человеку миллионы лет назад,
Он совсем не знал природы,
Слепо верил в чудеса,
Он всего, всего боялся.
И не знал как объяснить
Бурю, гром, землетрясенье.
Трудно было ему жить.Но решил он, что ж бояться,
Лучше просто все узнать.
Самому во всё вмешаться
Всё измерить, рассчитать.Итак, создал он науку,
Кратко “физикой” назвал,
Математику в подруги
Навсегда ей записал.Много стал он очень думать,
Наблюдал, писал, считал,
Формулируя законы,
Он, однако, рисковал.
Но вы же поняли, друзья,
Что рискнул-то он не зря…
Человек рискнул…. Ведь риск – благородное дело. А умеете ли вы рисковать?. Итак, мы предлагаем вам сегодня рискнуть… Обдуманность ваших слов и поступков будет оценивать великолепное жюри: профессор Нобель (за точность и научность ответов) и барон Мюнхгаузен (за оригинальность ответов). А сегодня мы тоже решили рискнуть, предложив вам название команд: команда мальчиков – “Авантюристы”, команда девочек “Амазонки”.
Ведущий 2: Наша игра состоит из 8 “ассорти”. I “ассорти”. Возьмите по трубе и определите “трубача”. Чей сигнал окажется продолжительнее – та команда начинает. Итак, предлагаем вам не очень рискованное “ассорти”. За одну минуту вы должны дать ответы на 30 физико-математических вопроса. Отвечаете сразу и правильно -1 балл, неправильно или нет ответа(тогда трубач подает сигнал) – 0 баллов. Итак, рискуйте, жюри ведёт подсчет.
Вопросы I команде
Вопросы II команде
- Кто из ученых, как гласит легенда, открыв закон, крикнул: “Эврика!”? (Архимед)
- Два положительных заряда при взаимодействии притягиваются или отталкиваются? (отталкиваются)
- Из чего состоит молекула? (из атомов)
- Процесс перехода из твердого состояния в жидкое (плавление)
- Температура таяния льда…(0 °С)
- Единица измерения времени в СИ…..(секунда)
- Каким прибором измеряют силу тока в цепи? (амперметр)
- Как называется поле, возникающее вокруг неподвижных зарядов? (электрическое)
- Какие частицы входят в состав атома? (протоны, нейтроны, электроны)
- Масса векторная или скалярная величина? (скалярная)
- Какой буквой обозначается удельная теплота плавления? (ламбда)
- Как называется состояние тела, при отсутствии веса тела? (невесомость)
- Сила, возникающая при деформации называется…(сила упругости)
- Назовите три агрегатных состояния воды. (твердое, жидкое, газообразное)
- Верите ли вы, что шуба греет? (нет)
- Автор формулы с2 = в2 + а2 (Пифагор)
- Квадрат числа -9 (81)
- Инструмент для вычерчивания окружностей (циркуль)
- Результат вычитания (разность)
- 50% от 200 (100)
- Площадь квадрата со стороной 5 см (25)
- В каком четырёхпрямоугольнике диагонали равны? (прямоугольнике)
- Что больше: 1/2 или 1/4 (1/2)
- Аршин – единица измерения длины или площади? (длины)
- Фигура, состоящая из трех точек и трёх отрезков, которые их соединяют (треугольник)
- Сколько лет в одном веке? (100)
- Двое играли в шахматы 4 часа. Сколько играл каждый? (4 часа)
- Частное чисел 15 и -15 (-1)
- Автор учебника геометрии (Атанасян)
- Что значит решить уравнение (найти его корни)
Дополнительно:
- Почему сначала видна молния, а позднее слышен гром? (Скорости разные)
- Действует ли сила Архимеда в космосе? (нет)
- Первый космонавт,,,,,,,,,(Юрий Алексеевич Гагарин)
- Будет ли больно космонавту, ударившемуся в космическом корабле? (да)
- Можно ли наблюдать явление конвекции в космосе? (нет)
- Кто разбил яйцо, о котором идет речь в русской народной сказке “Курочка Ряба”? (энергия потенциальная)
- Два в третьей степени (8)
Слово жюри
Ведущий 1: Более рискованное задание (II “ассорти”): выбери категорию. На доске 8 категорий (4 одной команде, 4 – другой). Каждой категории соответствует свой вопрос. Ваша задача: выбрав категорию – дать ответ. Если ответ звучит сразу – 2 балла, если после обдумывания (0,5 мин) – 1 балл, нет ответа – длинный гудок 0 баллов. Может ответить другая команда – +1 балл, если ответ неверный – -1 балл. Рискуйте….
Ведущий читает вопрос выбранной категории, игроки дают ответ:
Категория |
Вопрос |
Ответ |
1.Капризы погоды | 1.Когда кошки не любят, чтобы их гладили | 1. В сухую погоду |
2. Из истории математики | 2. Французский математик, который ввел координатную прямую | 2. Декарт |
3. Всё о ней | 3. Кому принадлежат слова: “Математика ум в порядок приводит” | 3. Ломоносов М.В |
4. Вопрос из “шляпы” | 4. В шляпе находится предмет из материала, который кажется теплее металлического, хотя имеет ту же тем пературу | 4. деревянный |
5. Задача XVII века | 5. Вокруг Земли построили мост, со вершено однородный по материалу на всем протяжении, равный по весу в любой части. Затем из под моста убрали все опоры. Обрушится ли мост? Можно ли им пользоваться? | 5. Нет; нет. |
6. О числах | 6.Назовите математика, именем которого названа теорема, выражающая связь между коэффициентами и корнями квадратного уравнения | 6. Виет |
7. Из истории | 7.Назовите первые математические знаки | 7. Цифры. |
8. Необычное деление | 8. Если итальянца разделить на немца, то получится француз. О каком законе идет речь? | 8. Закон Ома |
Жюри подводит итоги.
Ведущий 2. III “ассорти” нашей игры. Перед вами картины Айвазовского. В течение 5 минут составить физико-математический рассказ по картине. Думаете – 5 минут, говорите – 1 минуту. Команды, рискуйте. Внимание, жюри, максимальный балл – 5
Жюри подводит итоги.
Ведущий 1. IV “ассорти” – 4 выбора. Каждой команде – по 2. На подготовку каждой пантомимы – 2 минуты. На показ – 0,5 минут. Если команда угадывает – 2 балла, показывающей команде – 1 балл, не угадывает – 0 баллов.
Пантомимы:
1. Корень квадратный из единицы.
2. Касательная к окружности
3. Взаимодействие зарядов
4. Правило правой руки
Жюри подводит итоги.
Следующий наш “ассорти” V будет…. (выносят черный ящик)
Ведущий 2. В этом черном ящике…..
Ведущий 1:
История возникновения этого предмета насчитывает тысячи лет. Вряд ли кто-то возьмет на себя смелость назвать имя изобретателя. В древности этот предмет называли клепсидрами. Назовите этот предмет.Ведущий 2:
/подсказка/ Почти у каждого есть эта замечательная вещь.Ведущий 1:
/подсказка/ На протяжении веков эта вещь постоянно совершенствовалась и претерпевала изменения, уменьшалась в своих размерах, становясь унифицированной, В разное время в это внесли свою лепту Галилео Галилей, папа Римский, инженер Кулибин.Ведущий 2:
/подсказка/ В начале ХХ века поставщиком двора его величества этой важной вещи был владелец знаменитой фамилии. Спустя годы, его внук, знаменитый спортсмен, играющий в НХЛ, занялся наследственным бизнесом.Ведущий 1:
/подсказка/ В математике и физике без этого предмета трудно обойтись, особенно при решении задач на движение.Ведущий 2:
/подсказка/ Этой вещи свойственны эпитеты: солнечные, водяные, песочные, механические, электронные, водонепроницаемые, противоударные.(Ответ: часы)
Без подсказки – 5 баллов
Одна подсказка – 4 балла
Две подсказки – 3 балла
Три подсказки – 2 балла
Четыре подсказки 1 балл
Жюри подводит итоги.
Ведущий 1. И вот VI “ассорти”… Ты рискни и жюри удиви: составь как можно больше формул физических и математических из предложенных знаков.
В течение 3-4 минут участники игры собирают формулы, жюри считает (за каждую собранную формулу 0,5 балла)
Жюри подводит итоги.
Ведущий 2. и последнее VII “ассорти”. По одному представителю от команды (пока жюри подводит окончательные итоги). Зажгите спичку. Чья спичка сгорит медленнее – 1 балл (или: Почему сгоревшая спичка искривляется и становится короче?)
Слово Жюри
Команду-победительницу приглашаем в путешествие
За 4-5 секунд под водой вокруг света,
Прямым сообщением без билета.
Всем доступно, всем бесплатно,
Веселое путешествие туда и обратно.
Любители сверхбыстрого движенья,
Скорей сюда без промедленья.
Команда-победительница встаёт кругом (вокруг света), поднимают над головой стаканы с водой (путешествие под водой) и под весёлую музыку вокруг зажженной свечи (путешествие вокруг света)…
Вручаются призы командам.
Итог: Дружить наукам можно вечно,
Вселенная ведь бесконечна!
Рефлексия. На доске перед вами три поля. Отметьтесь на одном из них. (“Красное” – понравилось, “желтое” – не понравилось, “зеленое” – безразлично).