Интегрированное мероприятие по математике и физике "Ассорти МиФ"

Разделы: Математика, Физика


Участники игры: обучающиеся 8Б класса.

Цели игры:

  • способствовать дальнейшему расширению кругозора учащихся и получению новых естественно-научных знаний;
  • содействовать формированию чувства ответственности перед членами команды, культуры общения, учить групповым формам работы, учить устанавливать межпредметные связи;
  • пособствовать развитию быстроты реакции, умения применять знания в необычных ситуациях.

Оборудование и оформление: ноутбук для прослушивания записи и звуков, таблицы с вопросами, картины Айвазовского, свеча, спички, трубы для сигнала, на доске: эмблема игры “Ассорти “МиФ””, карточки с надписями (названия категорий), слова: “Тем, кто любит математику и физику,

Тем, кто учит математику и физику,

Тем, кто ещё не знает, что можно любить математику и физику

Посвящается…

стол для жюри, по два стола для участников игры, место для болельщиков.

Ход игры

Ведущий 1:

Тем, кто любит математику и физику,
Тем, кто учит математику и физику,
Тем, кто ещё не знает, что можно любить математику и физику
Посвящается…

(Звучит голос (запись сделана предварительно). Ученик разыгрывает действие в ходе чтения стихотворения)

Трудно было человеку миллионы лет назад,
Он совсем не знал природы,
Слепо верил в чудеса,
Он всего, всего боялся.
И не знал как объяснить
Бурю, гром, землетрясенье.
Трудно было ему жить.

Но решил он, что ж бояться,
Лучше просто все узнать.
Самому во всё вмешаться
Всё измерить, рассчитать.

Итак, создал он науку,
Кратко “физикой” назвал,
Математику в подруги
Навсегда ей записал.

Много стал он очень думать,
Наблюдал, писал, считал,
Формулируя законы,
Он, однако, рисковал.
Но вы же поняли, друзья,
Что рискнул-то он не зря…

Человек рискнул…. Ведь риск – благородное дело. А умеете ли вы рисковать?. Итак, мы предлагаем вам сегодня рискнуть… Обдуманность ваших слов и поступков будет оценивать великолепное жюри: профессор Нобель (за точность и научность ответов) и барон Мюнхгаузен (за оригинальность ответов). А сегодня мы тоже решили рискнуть, предложив вам название команд: команда мальчиков – “Авантюристы”, команда девочек “Амазонки”.

Ведущий 2: Наша игра состоит из 8 “ассорти”. I “ассорти”. Возьмите по трубе и определите “трубача”. Чей сигнал окажется продолжительнее – та команда начинает. Итак, предлагаем вам не очень рискованное “ассорти”. За одну минуту вы должны дать ответы на 30 физико-математических вопроса. Отвечаете сразу и правильно -1 балл, неправильно или нет ответа(тогда трубач подает сигнал) – 0 баллов. Итак, рискуйте, жюри ведёт подсчет.

Вопросы I команде

  1. Что, по легенде, упало Ньютону на голову? (яблоко)
  2. Назовите два рода зарядов…..(положительные и отрицательные)
  3. Мельчайшая частица вещества……(молекула)
  4. Процесс перехода из жидкого состояния в газообразное…(испарение)..
  5. Температура кипения воды…..(100 °С)
  6. Единицы измерения массы в СИ….(килограмм).
  7. Каким прибором измеряют напряжение в цепи?(вольтметр)
  8. Как называется поле, вдоль линий которого ориентируется стрелка компаса? (магнитное)
  9. Какие частицы вращаются вокруг ядра атома? (электроны)
  10. Скорость векторная или скалярная величина? (векторная)
  11. Какой буквой обозначается количество теплоты? (ку)
  12. Явление сохранения скорости тела…….(инерция)
  13. Как называется сила притяжения земли? (сила тяжести)
  14. Назовите единственный металл, находящийся при комнатной температуре в жидком состоянии? (ртуть)
  15. Верите ли вы, что быстролетящие снежинки электризуются? (да)
  16. Дробь ? одним словом (четверть)
  17. Наименьшее натуральное число (1)
  18. Что больше: 24 или 9
  19. Сколько музыкантов в квартете (4)
  20. Найдите 1/10 часа (6 минут)
  21. Как называется результат деления? (частное)
  22. Прибор для измерения температуры (термометр)
  23. Чему равно значение числа ПИ ? (3,14)
  24. Прибор для измерения углов (транспортир)
  25. Как называется наибольшая сторона прямоугольного треугольника (гипотенуза)
  26. Половина от 50 (25)
  27. Луч, делящий угол пополам (биссектриса)
  28. Сумма противоположных чисел ( 0)
  29. Модуль числа – 100 (100)
  30. Прямоугольник, у которого все стороны равны (квадрат)

Вопросы II команде

  1. Кто из ученых, как гласит легенда, открыв закон, крикнул: “Эврика!”? (Архимед)
  2. Два положительных заряда при взаимодействии притягиваются или отталкиваются? (отталкиваются)
  3. Из чего состоит молекула? (из атомов)
  4. Процесс перехода из твердого состояния в жидкое (плавление)
  5. Температура таяния льда…(0 °С)
  6. Единица измерения времени в СИ…..(секунда)
  7. Каким прибором измеряют силу тока в цепи? (амперметр)
  8. Как называется поле, возникающее вокруг неподвижных зарядов? (электрическое)
  9. Какие частицы входят в состав атома? (протоны, нейтроны, электроны)
  10. Масса векторная или скалярная величина? (скалярная)
  11. Какой буквой обозначается удельная теплота плавления? (ламбда)
  12. Как называется состояние тела, при отсутствии веса тела? (невесомость)
  13. Сила, возникающая при деформации называется…(сила упругости)
  14. Назовите три агрегатных состояния воды. (твердое, жидкое, газообразное)
  15. Верите ли вы, что шуба греет? (нет)
  16. Автор формулы с2 = в2 + а2 (Пифагор)
  17. Квадрат числа -9 (81)
  18. Инструмент для вычерчивания окружностей (циркуль)
  19. Результат вычитания (разность)
  20. 50% от 200 (100)
  21. Площадь квадрата со стороной 5 см (25)
  22. В каком четырёхпрямоугольнике диагонали равны? (прямоугольнике)
  23. Что больше: 1/2 или 1/4 (1/2)
  24. Аршин – единица измерения длины или площади? (длины)
  25. Фигура, состоящая из трех точек и трёх отрезков, которые их соединяют (треугольник)
  26. Сколько лет в одном веке? (100)
  27. Двое играли в шахматы 4 часа. Сколько играл каждый? (4 часа)
  28. Частное чисел 15 и -15 (-1)
  29. Автор учебника геометрии (Атанасян)
  30. Что значит решить уравнение (найти его корни)

Дополнительно:

  1. Почему сначала видна молния, а позднее слышен гром? (Скорости разные)
  2. Действует ли сила Архимеда в космосе? (нет)
  3. Первый космонавт,,,,,,,,,(Юрий Алексеевич Гагарин)
  4. Будет ли больно космонавту, ударившемуся в космическом корабле? (да)
  5. Можно ли наблюдать явление конвекции в космосе? (нет)
  6. Кто разбил яйцо, о котором идет речь в русской народной сказке “Курочка Ряба”? (энергия потенциальная)
  7. Два в третьей степени (8)

Слово жюри

Ведущий 1: Более рискованное задание (II “ассорти”): выбери категорию. На доске 8 категорий (4 одной команде, 4 – другой). Каждой категории соответствует свой вопрос. Ваша задача: выбрав категорию – дать ответ. Если ответ звучит сразу – 2 балла, если после обдумывания (0,5 мин) – 1 балл, нет ответа – длинный гудок 0 баллов. Может ответить другая команда – +1 балл, если ответ неверный – -1 балл. Рискуйте….

Ведущий читает вопрос выбранной категории, игроки дают ответ:

Категория

Вопрос

Ответ

1.Капризы погоды 1.Когда кошки не любят, чтобы их гладили 1. В сухую погоду
2. Из истории математики 2. Французский математик, который ввел координатную прямую 2. Декарт
3. Всё о ней 3. Кому принадлежат слова: “Математика ум в порядок приводит” 3. Ломоносов М.В
4. Вопрос из “шляпы” 4. В шляпе находится предмет из материала, который кажется теплее металлического, хотя имеет ту же тем пературу 4. деревянный
5. Задача XVII века 5. Вокруг Земли построили мост, со вершено однородный по материалу на всем протяжении, равный по весу в любой части. Затем из под моста убрали все опоры. Обрушится ли мост? Можно ли им пользоваться? 5. Нет; нет.
6. О числах 6.Назовите математика, именем которого названа теорема, выражающая связь между коэффициентами и корнями квадратного уравнения 6. Виет
7. Из истории 7.Назовите первые математические знаки 7. Цифры.
8. Необычное деление 8. Если итальянца разделить на немца, то получится француз. О каком законе идет речь? 8. Закон Ома

Жюри подводит итоги.

Ведущий 2. III “ассорти” нашей игры. Перед вами картины Айвазовского. В течение 5 минут составить физико-математический рассказ по картине. Думаете – 5 минут, говорите – 1 минуту. Команды, рискуйте. Внимание, жюри, максимальный балл – 5

Жюри подводит итоги.

Ведущий 1. IV “ассорти” – 4 выбора. Каждой команде – по 2. На подготовку каждой пантомимы – 2 минуты. На показ – 0,5 минут. Если команда угадывает – 2 балла, показывающей команде – 1 балл, не угадывает – 0 баллов.

Пантомимы:

1. Корень квадратный из единицы.
2. Касательная к окружности
3. Взаимодействие зарядов

4. Правило правой руки

Жюри подводит итоги.

Следующий наш “ассорти” V будет…. (выносят черный ящик)

Ведущий 2. В этом черном ящике…..

Ведущий 1: История возникновения этого предмета насчитывает тысячи лет. Вряд ли кто-то возьмет на себя смелость назвать имя изобретателя. В древности этот предмет называли клепсидрами. Назовите этот предмет.

Ведущий 2: /подсказка/ Почти у каждого есть эта замечательная вещь.

Ведущий 1: /подсказка/ На протяжении веков эта вещь постоянно совершенствовалась и претерпевала изменения, уменьшалась в своих размерах, становясь унифицированной, В разное время в это внесли свою лепту Галилео Галилей, папа Римский, инженер Кулибин.

Ведущий 2: /подсказка/ В начале ХХ века поставщиком двора его величества этой важной вещи был владелец знаменитой фамилии. Спустя годы, его внук, знаменитый спортсмен, играющий в НХЛ, занялся наследственным бизнесом.

Ведущий 1: /подсказка/ В математике и физике без этого предмета трудно обойтись, особенно при решении задач на движение.

Ведущий 2: /подсказка/ Этой вещи свойственны эпитеты: солнечные, водяные, песочные, механические, электронные, водонепроницаемые, противоударные.

(Ответ: часы)

Без подсказки – 5 баллов
Одна подсказка – 4 балла
Две подсказки – 3 балла
Три подсказки – 2 балла
Четыре подсказки 1 балл
Жюри подводит итоги.

Ведущий 1. И вот VI “ассорти”… Ты рискни и жюри удиви: составь как можно больше формул физических и математических из предложенных знаков.

В течение 3-4 минут участники игры собирают формулы, жюри считает (за каждую собранную формулу 0,5 балла)

Жюри подводит итоги.

Ведущий 2. и последнее VII “ассорти”. По одному представителю от команды (пока жюри подводит окончательные итоги). Зажгите спичку. Чья спичка сгорит медленнее – 1 балл (или: Почему сгоревшая спичка искривляется и становится короче?)

Слово Жюри

Команду-победительницу приглашаем в путешествие

За 4-5 секунд под водой вокруг света,
Прямым сообщением без билета.
Всем доступно, всем бесплатно,
Веселое путешествие туда и обратно.
Любители сверхбыстрого движенья,
Скорей сюда без промедленья.

Команда-победительница встаёт кругом (вокруг света), поднимают над головой стаканы с водой (путешествие под водой) и под весёлую музыку вокруг зажженной свечи (путешествие вокруг света)…

Вручаются призы командам.

Итог: Дружить наукам можно вечно,

Вселенная ведь бесконечна!

Рефлексия. На доске перед вами три поля. Отметьтесь на одном из них. (“Красное” – понравилось, “желтое” – не понравилось, “зеленое” – безразлично).