Цели и задачи урока:
- Закрепление навыков построения сечений на примере пирамиды.
- Обобщение учебного материала по теме через формирование умения применять приёмы построения сечений в новой ситуации (сечение параллелепипеда).
- Формирование навыков исследовательской работы; в том числе умения синтезировать и анализировать, обобщать, выделять главное.
- Формирование специальных умений и навыков, в том числе навыков использования математического языка.
- Развитие технического, логического, образно-пространственного мышления учащихся.
- Воспитание культуры графического труда.
Материалы и оборудование:
Для учащихся:
- Рабочая тетрадь.
- Ноутбук с презентационными и иными материалами к уроку.
- Ручка, карандаш, резинка.
- Раздаточный материал.
Модуль №5 материалов заочной естественно – научной школы при КрасГУ. Приложение 1
Карточки для индивидуальной работы. Приложение 2
Для учителя:
- Слайдовая презентация
Педагогические средства для решения поставленных задач:
- Тип урока: закрепление знаний.
- Материал, изучаемый на уроке, представлен, развернуто, введена научная терминология.
- Для повышения эффективности урока и подачи нового материала в более доступной динамичной форме, использованы слайдовая презентация (разработанные для урока учителем).
- Для изложения нового материала применены приемы фронтальной работы со слайдом, задана самостоятельная проблемная работа по построению сечений многогранников, стимулирующая саморазвитие учащихся и мотивирующая учащихся на изучение темы “Сечения многогранников” (задачи ЕГЭ).
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Проверка д/з (фронтально, ответы на доске)
3. Актуализация прежних знаний (повторение аксиом планиметрии, стереометрии и теорем о существовании плоскости), методы построения сечений. (Слайды №1,2,3)
Перед учащимися ставится задача, в ходе решения которых повторяются основные аксиомы и теоремы. Осуществляется пошаговая проверка построения сечения.
На данном этапе отрабатывается умение аргументировать свое решение.
4. Закрепление навыка построения сечений и запись алгоритма (сл.№4)
Два ученика выполняют данную задачу у доски с последующей проверкой с помощью презентации. Этап позволяет проконтролировать сформированность навыков грамотной математической записи.
5. Обобщение полученных знаний при построении сечений куба (слайд №7– работа на ноутбуках).
Ученики выполняют задание самостоятельно в тетради с последующей самопроверкой (материалы к уроку). В случае затруднения при работе ученики могут использовать подсказку в презентации “Для самостоятельного изучения” Приложение 4, а также модуль №5 материалов заочной естественно – научной школы при КрасГУ или материалы
CD – Виртуальная школа Кирилла и Мефодия, уроки геометрии 10 класс, 2005г.6. Применение полученных знаний при решении задачи из сборника ЕГЭ (Пример 12, 2005 год – учебно-тренировочные задания для подготовки к ЕГЭ). На уроке рассматривается только построение сечений. Рассмотрим задачу:
Дан куб
ABCDA1B1C1D1. Через точки С, D1 и середину ребра АА1 проведена плоскость. Найдите площадь сечения, если ребро куба равно 4.7. Обсуждение и проверка полученного результата.( слайд №8)
На данном этапе усиливается мотивация изучения данной темы, как необходимость для успешной сдачи ЕГЭ.
8. Подведение итогов урока и домашнее задание с комментариями к нему. (слайды №№24,25,26). Приложение 5
Домашняя работа
- на “3” – построить сечение на бумажном носителе без описания;
- на “4” – построить сечение с пошаговым описанием построения (см.слайд 4)
- на “5” – построить сечение с полным обоснованием (пошаговым описанием построения и ссылками на аксиомы и теоремы).