Коррекционно-развивающая работа по развитию чувства ритма с детьми старшего дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


М.Е.Хватцев отмечает: “В результате расстройства произносительного ритма на письме появляются пропуски гласных, слогов, окончаний”.

Ритм организует двигательную деятельность человека. В образовании и развитии чувства ритма участвует всё тело. Слуховое восприятие ритмических сигналов развивает слуховую память, стимулирует деятельность слухового анализатора. Ритм регулирует не только движение, но и слово. Разнообразные движения в сочетании с речевыми упражнениями способствуют развитию двигательной памяти, внимания и речи.

Для некоторых детей характерно несовершенство слухо– зрительно– двигательной координации.

Каждый ребёнок обладает собственной скоростью протекания во времени психических процессов. Это касается и речи. Чаще дети говорят в ускоренном темпе. Это отрицательно отражается на внятности, чёткости речи. Иногда звуки и слоги проглатываются. Особенно часто это бывает при произнесении длинных слов или фраз. Необходимо стремиться к тому, чтобы дети научились говорить в умеренном темпе, при котором слова звучат особенно отчётливо. Из ритмических движений используются отхлопывание, притопывание, прыжки. Допускается отстукивание ритмов ногами, отхлопывание руками или одной рукой по какому– нибудь предмету.

Сложным видом работы является восприятие и воспроизведение ритмов стихотворений или небольших текстов.

Последовательность работы:

– прослушивание ритма стихотворения;
– отхлопывание его;
– прослушивание текста стихотворения;
– отхлопывание ритма в сопровождении проговаривания;
– воспроизведение текста стихотворения с движениями;
– воспроизведение стихотворения без движений.

В работе над ритмом выделили 2 задачи:

1) восприятие простых и сложных ритмов;
2) воспроизведение простых и сложных ритмов.

Умение дифференцировать разнообразные ритмы и сознательно подчинять им свои движения способствует их автоматизации, а это исключает напряжение в двигательном аппарате, что положительно сказывается на качестве речи.

Рисунок 1

Ритмический рисунок (хлопки)

Простые ритмы

Сложные ритмы

!!-!

!-!!

!!-!-!

!-!-!!

!-!!!

!-!!-!

!-!!!!-!

!!!-!!-!

!-!!!-!!!

!-!-!!

!!!-!-!

!-!!-!!

!-!!!-!

!!-!!!-!

 

!!-!!!-!!!

!!!-!!-!!

!-!!-!!!

!!!-!!-!

!-!!!-!-!!

Прослушать серию звуков и определить их число; прослушать, запомнить и как можно точнее воспроизвести ритмический рисунок с помощью отхлопывания, отстукивания или зарисовывания

Сосчитай удары

Логопед предлагает детям закрыть глаза и внимательно (про себя) сосчитать, сколько ударов в бубен они услышат. Открыв глаза, необходимо найти и показать карточку с соответствующей цифрой (или выложить на столе столько фишек, сколько ударов было слышно).

Молоточки

Логопед предлагает детям по очереди отстучать “молоточком” (карандашом) тот или иной ритмический рисунок. За каждый правильно повторенный ритм игрок может получить поощрительную фишку. Выигрывает тот, кто справится с игровым заданием лучше остальных.

Ритмические рисунки

Перед началом игры логопед объясняет детям, как можно с помощью знаков “записывать” тот или иной ритмический рисунок. Например, длинными и короткими вертикальными палочками можно обозначать громкость и количество звуковых сигналов (хлопков, ударов в бубен и др.), а горизонтальными палочками– паузы между сериями сигналов.

Рисунок 2

Ритмический рисунок (хлопки)

I-ii

I-ii-II

II-ii-II

III-iii

iIi-iIi

Игровое задание – прослушать предлагаемые логопедом ритмические рисунки и зарисовать их. Обратное задание– воспроизвести (отхлопать, отстучать) ритмический рисунок по образцу.