Дорога в космос. 2-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 2


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5 МБ)


(Слайд 1)

Цели:

  • расширить знание детей о космосе, о первом космонавте Ю.А. Гагарине;
  • способствовать развитию познавательных интересов;
  • воспитывать любовь к Родине, гордость за героев Отечества и бережное отношение к Земле.

Оборудование:  

  • мультимедийный проектор, экран;
  • иллюстрации о космосе;
  • журнал «Наша история. 100 великих имен», выпуск № 5, 2010 г.;
  • портреты космонавтов;
  • 3 модели ракет;
  • 3 конверта с деталями машин (1 машина для образца);
  • звездочки разной формы и разного цвета.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

1. Вступительная беседа

– На дворе весна. А какие весенние праздники вы знаете?
– Среди этих праздников есть особенный, 12 апреля – День космонавтики.
– Почему именно 12 апреля отмечают день космонавтики? (12 апреля 1961 года первый в мире человек поднялся в космос.)
– Кто это? (Юрий Алексеевич Гагарин)

(Слайд 2)

2. Дорога в космос

2.1 Детство и юность Ю.А. Гагарина.

Родился Юрий Алексеевич Гагарин в городе Гжатске Смоленской области. Теперь этот город переименован и назван именем героя – Гагарин. Детство Юры прошло в деревне Клушино, что недалеко от города. В семье было четверо детей. Юра любил играть в мяч, лазить по деревьям, как все мальчишки. Но беззаботное его детство внезапно кончилось: началась Великая Отечественная война. В деревню ворвались фашисты. Юра ненавидел врагов так же, как его старшие брат и сестра, которые были на войне, и как мог, боролся с ними: разбрасывал на дороге осколки бутылок, по которым ездили вражеские машины, кривые гвозди. Машины наскакивали на Юрины «мины» и «подрывались»– протыкали себе шины.

Когда советские солдаты прогнали врагов, Юра пошел в школу. Взрослые начали строить и восстанавливать разрушенные дома, школы, заводы. Юра пошел учиться в ремесленном училище, одновременно работал на заводе. Получил направление в Саратовский техникум. Здесь он активно занимался спортом, любил баскетбол, волейбол, прекрасно бегал на короткие дистанции.

Во время учебы в техникуме Гагарин посещал кружок по физике, организованный педагогом Николаем Ивановичем Москвиным. Однажды тот предложил Юрию подготовить доклад о Константине Эдуардовиче Циолковском – калужском учителе, который разрабатывал теории космического полета, мечтавшем о покорении космического пространства. Его называют отцом космонавтики. Гагарина поразили идеи Циолковского. Юноша задумался о полетах в космос, казавшихся тогда несбыточными фантазиями. Он записался в Саратовский аэроклуб, учился водить самолеты и прыгать с парашюта. Служил в армии под Мурманском, был отличным полярным летчиком, совершал боевые вылеты.

Ученые и конструкторы создали первый космический корабль «Восток».
Руководителем советской космической программы был Сергей Павлович Королев.  (Слайд 3)
Космический корабль – это сложная техническая система. И прежде чем посадить в него человека, технику надо проверить.
Первой в космос отправилась  собака Лайка.   (Слайд 4)
В то время люди ещё очень мало знали о космосе. Лайка навсегда осталась в космическом пространстве.
Через 3 года после неудачного  полета собаки Лайки, в1960 году в космос отправляются уже две собаки – Белка и Стрелка.
В космосе они пробыли  всего один день и  удачно приземлились на Землю.
Кроме России космосом интересовались так же и американцы. Они так же использовали животных для испытания новой ракетной техники. Первой в Америке, на ракете «Рэд-Стоун», в космос полетела обезьянка.

2.2 Юрий Алексеевич Гагарин – первый космонавт

После удачного полета в космос животных, стала открытой дорога человеку к звёздам. Через 8 месяцев на таком же космическом корабле, на котором летали собаки Белка и Стрелка, в космос отправился и человек.
12 апреля 1961 года в 9 часов 7 минут с космодрома Байконур стартовала ракета-носитель «Восток-1».(Слайд 5)
Корабль пилотировал советский космонавт старший лейтенант  Юрий Алексеевич Гагарин.

Стих (читают ученики)

Рассвет еще знает ничего,
Обычные «Последние известия».
А он уже летит через созвездия,
Земля проснется с именем его.
«Широка страна моя родная»…
Знакомый голос первых позывных.
Мы наши сводки начинаем с них,
И я недаром это вспоминаю.
Не попросив подмог ни у кого,
Сама восстав из пепла и из праха,
Моя страна, не знающая страха,
Шлет в космос ныне сына своего!

(К. Симонов)

Впервые в мире космический корабль с человеком на борту ворвался в просторы         Вселенной. Космический корабль «Восток» совершив полный виток вокруг Земли. Юрий Алексеевич Гагарин был первым человеком, который собственными глазами увидел, что Земля действительно круглая, действительно большей частью покрыта водой и действительно великолепна.
Через 108 минут после старта совершил посадку неподалеку от деревни Смеловки Саратовской области. 14 апреля Юрия Гагарина в Москве восторженно встречали толпы людей. В этот день ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Живем мы на нашей планете
В такой замечательный век.
И первый из первых в ракете
Советский летит человек!
Не с целью разведки военной
На сверхскоростном корабле
Летел он один во вселенной,
Чтоб снова вернуться к Земле!
Не зря потрудились умелые руки
Во славу народа, во славу страны!
Рабочие люди и люди науки
Содружеством мирным сильны!

(С. Михалков)

3. Освоение космоса

Космос стремительно осваивается. 16 июня 1963 года первая в мире женщина-космонавтка Валентина Терешкова на корабле «Восток-6» обогнула Землю 48 раз.(Слайд 6)

В 1965 году состоялся первый выход в открытый космос, который тоже совершил гражданин Советского Союза Алексей Леонов.

3.1. Исследования в космосе (Слайд 7)

  • Биологические (выращивают растения, проводят различные опыты).
  • Медицинские наблюдения (влияние космоса на организм)
  • Технические наблюдения (обеспечивают космическую и радиотелевизионную связь, изучают поверхность земли, сообщают о местах, где обнаружены полезные ископаемые и др.)

4. Конкурсная игра-путешествие. (Слайд 8)

Я приглашаю вас в увлекательное космическое путешествие по необыкновенным планетам. Наш отряд юных космонавтов состоит из трех экипажей, в каждом из них свой командир. Первый экипаж полетит на зеленой ракете, второй – на синей, а третий отправится на желтой ракете. Нам осталось лишь запустить наши ракеты.

Внимание! Взлет!
И наша ракета помчится вперед
Прощально мигнув.
И растают вдали огни золотые
Любимой земли.

Итак, наши ракеты уже готовы к старту. Экипажи на своих местах. Я буду подавать команду, а командиры всех трех экипажей дружно будут сообщать о готовности.
Итак, я начинаю.
– Ключ на старт.
– Есть ключ на старт.
– Подключить топливо.
– Есть подключить топливо.
– Старт.
– Есть старт.

Мчатся ракеты к дальним мирам,
К подвигам сердце рвется…
Кто верит крылатым, как песня, мечтам,
Тот цели своей добьется!

– Наше путешествие начинается. Наши ракеты с каждой секундой набирают скорость и все дальше удаляются от Земли и летят по направлению к планете Розовой. (Слайд 9)
Путешествие у нас необычное. Это будет путешествие-игра. По ходу полета у нас будут проходить конкурсы. За победу в конкурсах экипажам присваиваются звездочки, которые загорятся на ваших экранах. (У каждого свой экран)  У кого загорится больше звездочек, тот экипаж станет  победителем.

4.1. Конкурс. «Уборка космического мусора»

Чтобы ваша планета была экологически чистой, нам нужно убрать космический мусор.
Вам нужно передавать друг-другу космический мусор. У командира экипажа  должен собраться весь космический мусор в коробочке (по 8-10 деталей). Который экипаж раньше всех справится с заданием – загорится звездочка на экране.

4.2 Конкурс «Космический словарь»

Вы по очереди должны называть слова по теме «Космос»  Победителем будет экипаж, который назовет больше слов.

 4.3 Конкурс «Природоведческая викторина»

И вот наши ракеты приземлились на Желтой планете.
На этой планете живут очень любознательные жители. Они ни разу не слышали о планете земля и хотят как можно больше узнать о ней. Вот такие они задали вопросы.

  • Какая птица барабанит? (Дятел)
  • Какая птица не вьет гнезда, не высиживает своего птенца? (Кукушка)
  • Какая птица весной прилетает к нам с юга первой? (Грач)
  • Какое растение называется другом пешехода? (Подорожник)
  • Назовите растения, из которых изготовляют ткани?  (Лен, конопля, хлопок)
  • Какие растения первыми зацветают весной?  (Мать-и-мачеха, подснежник, первоцвет, медуница, хохлатка и др.)
  • Почему в лесу почва сильно не промерзает?
  • Где снег тает быстрее: в лесу или в поле?
  • Кто считается санитаром ваших лесов?

Жители Желтой планеты благодарят вас за ваши ответы (зажигают звездочку победителю) Они много знают о космосе и с удовольствием поиграют с вами в игру-загадку, которую они приготовили вам.

4.4 Конкурс «Игра-загадка» (Слайды 10-11)

1. Сперва блеск,
За блеском треск,
За треском плеск.  (Молния, гром, дождь)

2. Ночью на небе один
Золотой апельсин.
Миновали две недели,
Апельсина мы не ели
Но осталась в небе только
Апельсиновая долька.   (Луна, месяц)

3. Постелен ковер, рассыпан горох
Ни ковра не поднять,
Ни гороха не собрать.  (Небо, звезды)

4. Из какого ковша
Не пьют, не едят,
А только на него глядят. (Созвездие Большой Медведицы)

5. Сито свито,
Золотом покрыто.
Кто взглянет,
Тот заплачет.  (Солнце)

6. Синяя шубка
Покрыла весь мир.  (Небо)

(Победителю зажигают самую яркую звездочку.)

4.5. Конкурс «Конструкторское бюро»

А мы отправляемся на следующую планету – Сиреневую. И вот мы у необыкновенных жителей этой планеты, которые себя называют Того-Тотами. Они обращаются с просьбой сконструировать и собрать машину, на которой Того-Тоты могли бы передвигаться по планете. А наши конструкторы сконструировали  на уроке труда такую машину (образец машины). Нужно только собрать их по деталям (детали машин в коробочках у каждого экипажа, это может быть в виде мозаики).

(По команде экипажи начинают сборку машины.  Подводится итог. У победителя  конкурса загорается звездочка)

4.6 «Конкурс телеграфистов»

Эта планета – Голубая. На Земле нас, наверное, уже ждут, волнуются. Поэтому давайте пошлем телеграмму. Каждому экипажу нужно послать телеграмму.  (Текст телеграммы на конвертах для каждого экипажа,  сидящих за последними стульчиками.  «Скоро вернемся на Землю. Наш полет подходит к концу»)

Вы должны прочитать предложение про себя и передать его устно на ушко впереди сидящему игроку. Командир, сидящий за первым стульчиком, должен быстро записать телеграмму и передать жюри. Учитывается скорость и правильность написания слов.

5. Итог

Жюри подводит итог конкурсов.

– Давайте посмотрим на экраны экипажей. Рядом с чьей ракетой  горит больше всех звездочек?

Из полета возвратились.
Мы на Землю приземлились.(Слайд 12)

– Вам понравилась наша игра-путешествие?
– Что вам больше всего запомнилось?
– Что нового узнали? Может быть у кого-то из вас появилась мечта полететь к далеким планетам, открывать новые планеты и звезды.
– Мне очень понравилось с вами путешествовать. Вы показали свои знания, смелость, были внимательны, показали умение работать в коллективе. Хочу, чтобы вы как все космонавты  любили свою Землю, Родину. Как никто они знают, что планета Земля самая красивая, где есть жизнь. А мы ее жители. Только от нас зависит ее будущее. Берегите нашу планету!

6. Исполнение песни «Юные космонавты» Сл. и музыка Елены Пономаренко

1. Мы смотрим на синее небо,
А в небе нам звезды видны.
Сверкают, летая, кометы
И дарят мальчишкам мечты.

Припев:

Нам хочется в космосе всем побывать
И сделать один только шаг на Луну.
Желанье скорее успеть загадать,
Увидев упавшую  с неба звезду.

2. Мы знаем, что Юрий Гагарин
В реальность мечту воплотил.
Героем он стал настоящим
И в космос полет совершил.

Припев:

3. Гордится Гагариным наша страна.
И нам улыбается с неба Луна,
Мы знаем, что Солнце – большая звезда,
И ближе стать может мальчишек мечта.

Припев:

Нам хочется в космосе всем побывать
И сделать один только шаг на Луну.
Желанье скорее успей загадать,
Увидев упавшую с неба звезду.

Список литературы:

  1. Журнал «Наша история. 100 великих имен», выпуск № 5, 2010 г.,