Цели урока:
- ввести понятие геометрической прогрессии и знаменателя геометрической прогрессии; рассмотреть нахождение знаменателя и несколько первых членов прогрессии.
- способствовать развитию наблюдательности, умения анализировать, применять приемы сравнения, переноса знаний в новую ситуацию; развитию логического мышления, творческих способностей учащихся путем решения межпредметных (биология, экономика) задач.
- побуждать учащихся к преодолению трудностей, к самоконтролю, взаимоконтролю в процессе умственной деятельности. Воспитывать познавательную активность, самостоятельность, стремление расширять свой кругозор.
Оборудование: мультимедийная презентация, карточки с разноуровневыми заданиями.
Ход урока
1. Организационный момент.
– Сегодня на уроке мы познакомимся с понятием геометрической прогрессии и знаменателя геометрической прогрессии; рассмотрим нахождение знаменателя и несколько первых членов прогрессии.
2. Актуализация знаний.
Учитель предлагает учащимся ответить на вопросы и выполнить устное задание:
- Что называется числовой последовательностью?
- Какие способы задания последовательностей вы знаете?
- Какая числовая последовательность называется арифметической прогрессией?
- Как найти разность арифметической прогрессии?
- Какова формула n-го члена арифметической прогрессии?
- Какова формула суммы n первых членов арифметической прогрессии
Задание. Найти среди числовых последовательностей арифметические:
1) 6, 8, 10,…
2) – 12, – 9, – 6,…
3) 2, 6, 18,…
4) 25, 21, 17,…
Чем отличается третья последовательность от остальных? (Слайд 2)
3. Изучение нового материала.
Данный этап урока учитель проводит в виде учебно-познавательной работы по самостоятельному приобретению знаний.
На раздаточных карточках у учащихся записана задача и вопросы, на которые необходимо ответить.
Задача. В благоприятных условиях бактерии размножаются так, что на протяжении одной минуты одна из них делится на две. Записать колонию, рожденную одной бактерией за 7 минут.
Вопросы к задаче:
- Записать последовательность в соответствии с условием задачи;
- Записать эту же последовательность с помощью таблицы;
- Найти частное от деления последующего члена на предыдущий;
- Задать эту последовательность рекуррентным способом;
- Дать определение геометрической прогрессии;
Учащиеся выполняют работу на доске и в тетрадях, отвечая на поставленные вопросы. (Слайд 3)
Учитель подводит итог работы учащихся, обращая внимание на новые формулы и определения, проверяя работу учащихся с помощью слайда 4
Проводит с учащимися физкультминутку для глаз. (Слайд 5)
4. Закрепление изученного материала.
Учитель разбивает класс на две группы: 1 группа работает самостоятельно по карточкам (вызывает за доску учащегося из группы), 2 группа – с учителем (у каждого на парте карточка с заданием).
Задание 1 группы.
- Найти знаменатель геометрической прогрессии, если:
- Дана геометрическая прогрессия 3, 6, 12,…
а) Вычислить девятый член этой прогрессии;
б) Найти номер члена последовательности, равного 144.
b11=-2, b6=128
Задание 2 группы.
- Для геометрической прогрессии вычислить:
- Записать формулу n члена геометрической прогрессии:
- Найти номер подчеркнутого члена геометрической
прогрессии:
4, 16, 64, …, 4096,…
b8, если b1=-3 и q=2
Затем учащиеся 2 группы выполняют самостоятельно № 409 (1), №410 (3) с последующей проверкой.
Учащиеся 1 группы проверяют задания с доской. Затем выполняют задание, предложенное учителем на доске и в тетради:
Задание 1 группы.
Для геометрической прогрессии b 1, b 2,…, b n,… найти:
b 1 b 2 b 3, если b 1 b 3= 9
5. Итог урока.
– Сегодня на уроке мы познакомились с новой последовательностью – геометрической прогрессией, применяли к решению задач формулу n-го члена геометрической прогрессии.
6. Домашнее задание.
1 группа. № 409 (2,4), № 410 (2), № 411 (4).
2 группа. № 413, № 414 (2), № 415 (2) (Слайд 6).