Цели: изучить механизм образования ковалентной полярной химической связи.
Задачи:
- Образовательные:
- изучить механизм образования ковалентной полярной химической связи;
- научиться составлять электронные формулы молекул веществ с ковалентной полярной связью;
- ввести понятие электроотрицательности и на основе этого объяснить природу ковалентной полярной связи.
- Развивающие:
- закрепить знания учащихся о распределении электронов в атоме;
- формировать умения написания электронных формул веществ;
- формировать умения определять вид ковалентной связи.
- Воспитательные:
- воспитывать умение работать в сотрудничестве, оказывать взаимовыручку и взаимопомощь.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование:
- Презентация в PowerPoint.
- Периодическая система химический элементов Д.И.Менделеева.
- Учебник: О.С.Габриелян, Химия, 8 класс, часть 1.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Учитель: Добрый день! В начале урока давайте вспомним с вами тот материал, который изучался нами на предыдущем уроке.
2. Актуализация знаний
Слайд 1. Дается задание конкретному ученику и всему классу.
Слайд 2.
Учитель: Мы условно разделили элементы на металлы и неметаллы. Рассмотрели, как образуются связи между атомами металлов и неметаллов (как называется такой вид связи?), между атомами одного и того же элемента неметалла (как называется такой вид связи?)
Ученики (вставляют пропущенные фразы): ионная связь, ковалентная неполярная.
Слайд 3.
Учитель: А какой тип связи мы можем ожидать при образовании соединений между атомами разных неметаллов?
Ученики: Вероятно, тоже ковалентную, но, какую?
Слайд 4.
Учитель: Да, очевидно, опять ковалентную связь – засчет образования общих электронных пар.
Но ведь элементы – то разные!!!
Наверное, следует ожидать, что такая ковалентная связь будет отличаться от рассмотренной ранее ковалентной связи.
Слайд 5.
Учитель: Атомы разных элементов по-разному относятся к общим электронным парам: те неметаллы, что сильнее, будут сильнее оттягивать к себе общие электронные пары, совсем как у Крылова: «У сильного всегда бессильный виноват…»
3. Изучение нового материала
Слайд 6.
Учитель: Давайте запишем с вами сегодняшнее число и тему урока: «Ковалентная полярная связь».
Слайд 7.
Учитель: Цель нашего урока:
1. Продолжить формирование понятия о ковалентной химической связи.
2. Познакомить учащихся с полярной ковалентной химической связью и электроотрицательностью (ЭО) как мерой неметалличности элементов.
3. Продолжить формирование умения записывать схемы образования молекул бинарных соединений элементов – неметаллов.
Слайд 8.
Учитель: Что же такое электроотрицательность? Запишите это определение к себе в тетрадь. Способность атомов химических элементов оттягивать к себе общие электронные пары, называется электроотрицательностью (ЭО).
Слайд 9.
Учитель: Посмотрите на данный слайд. На нем расположен ряд электроотрицательности элементов в порядке возрастания. Значит, самым электроотрицательным элементом будет…
Ученики: Фтор.
Учитель: Правильно. Такой же ряд есть в ваших учебниках. Найдите его. Он располагается на последней странице, где расположена таблица растворимости кислот, оснований и солей (учитель показывает место нахождения этого ряда в учебнике).
Ответьте мне на вопрос: Какой из элементов будет более электроотрицательным – углерод или азот?
Ученики: Азот, т.к. он располагается правее углерода и ближе к самому электроотрицательному элементу – фтору.
Учитель: Правильно.
Слайд 10.
Учитель: Запишите в тетрадь (на странице 64, §11) как изменяется ЭО в периоде и подгруппе (смотрите запись курсивом со слов: в каждом периоде…) – работа с учебником.
Слайд 11.
Учитель: Ряд электроотрицательности элементов поможет вам определить, в сторону атомов какого химического элемента будут смещены общие электронные пары, а, следовательно, на каком из атомов будет избыточный отрицательный заряд (он будет обозначаться буквой «δ» – греч. дельта), а, значит, где будет отрицательный полюс молекулы.
Слайд 12.
Учитель: Разумеется, атомы менее электроотрицательного элемента будут иметь избыточный положительный заряд, т.е. будут представлять собой как бы положительный полюс молекулы с зарядом δ+.
Вот вам и стало понятно название этой разновидности ковалентной связи – полярная.
Слайд 13.
Учитель: Между атомами одного и того же элемента неметалла, т.е. с одинаковой электроотрицательностью, общие электронные пары не смещеныни к одному из атомов, поэтому они не имеют заряда – полюса и это неполярная ковалентная связь.
Слайд 14.
Учитель: Теперь давайте с вами запишем алгоритм образования молекулы SCl2.
Слайд 15.
Учитель:
1. Определить число внешних электронов у атомов неметаллов и по формуле 8 – N число неспаренных электронов (где N номер группы, в которой расположен химический элемент). Записать электронные формулы атомов:
Слайд 16.
2. Записать символ элемента – неметалла, который представлен одним атомом (S), в центр и знаком «плюс» – два атома другого элемента (Сl):
Слайд 17.
3. Записать электронную и структурную формулы получившейся молекулы:
→
→
Сl – S – Cl
Слайд 18.
4. Определить по ряду электроотрицательности, к атомам какого из элементов смещены общие электронные пары, и заменить черточки маленькими стрелками, обозначить полюса:
Clδ– ← Sδ+ → Clδ–
Слайд 19.
Учитель: Давайте теперь с вами закрепим изученный материал. Для этого выполним упражнение 2 на странице 66.
Учитель: Подведем итог сегодняшнего урока, выставим оценки.
4. Домашнее задание
Учитель: Домашним заданием вам будет следующее –
- §11, закончить 2, стр. 66
- Повторить все виды химической связи: определения, механизм образования.
– Всем спасибо!!!
Используемая литература:
- О.С.Габриелян, Химия. 8 класс, часть 1 – М.: Дрофа, 2008.
- О.С.Габриелян, Н.П.Воскобойникова, А.В.Яшукова. Химия. Настольная книга учителя. 8 класс – М.: Дрофа, 2007.