Цель урока: подвести учащихся к осознанию: что звук (ж) – всегда твердый звук.
Задачи:
- Предметные: создать условия для понимания уч-ся того, что звук (ж) всегда твердый; правильному чтению слов с сочетанием жи;
- Метапредметные: развивать универсальные учебные действия: интерес к новому учебному материалу, умение принимать и сохранять учебную задачу, ориентацию на разнообразие способов решения заданий, умение формулировать собственное мнение и позицию.
Оборудование: учебник «Азбука», 1 класс (авторы Н.В.Нечаева, К.С.Белорусец).
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Этапы: подготовительный, усвоения новых знаний, первичной проверки усвоения, итог.
Формирование ключевых компетенций:
- учебно-познавательной;
- коммуникативной.
Граница знания и незнания:
- учащиеся знают, что (ж) всегда твердый;
- учащиеся не знают, что жи – опасный слог и пишем с и.
I. Подготовительный этап
Подготовка к активной познавательной деятельности.
Задачи этапа:
- Мобилизация детей к активной деятельности.
- Актуализация опорных знаний.
- Формулирование темы урока
1. Мобилизирующая часть урока
Слайд 1
Светло-пушистая Снежинка белая. Какая чистая! Какая смелая! Дорогой бурною Легко проносится Не в высь лазурную, На землю просится. Но вот кончается Дорога дальняя, Земли касается Звезда кристальная. Лежит пушистая Снежинка смелая. Какая чистая! Какая белая! |
Психологический настрой: К нам в класс залетело три снежинки и у каждой свое настроение. Определите свое настроение с помощью снежинки. Выберите для себя одну из них. Покажите. Желаю вам, чтобы такое настроение у вас сохранялось до конца урока.
Учащиеся выбирают снежинку.
2. Актуализация опорных знаний
В зимний день оправилась Машенька в деревню к бабушке с дедушкой. Выберите название деревни: словоград уаогртб Словоград
Слайд 2
Учащиеся доказывают правильность своего выбора.
Слайд 3.
– Пройдет Машенька по улице
«Бкувица», если сможем найти все буквы, при
помощи которых изображена снежная баба. Давайте
назовем эти буквы.
Учащиеся называют буквы: О А Ж К Л С
– Какое задание можно предложить? (Разбить
буквы на две группы: гласные и согласные.)
– Какие бывают согласные? (Согласные бывают
твердые и мягкие.)
– От чего это зависит? (Какой гласный стоит
после согласного. И – обозначает мягкость
согласного, Ы – твердость согласного.)
– Назовите особенные буквы? (Й – мягкий, Ж –
твердый)
– Пошла Машенька по улице «Слоговица».
Слайд 4
Учебник с. 53. Чтение слов 1 столбика по одному, хором. Чтение слогов.
– Что заметили? (Согласный то твердый, то
мягкий.)
– От чего это зависит? (От гласного, который
стоит после согласного: Ы, И)
3. Формулирование темы урока
Слайд 5
– Но вот на перекрестке «Слово» видит она
три тропинки: Жа Жи Жу. По какой тропинке
пойдет Машеньки? Какую тропинку выбрали бы вы?
Учащиеся предлагают выбор
– Кто еще считает, что по тропинке ЖИ Машенька
не дойдет? Почему? (Т.к. после Ж слышим Ы)
– Какую учебную задачу нам предстоит решить? (С
какой буквой пишется опасный слог ЖИ.)
Физминутка для глаз Слайд 6
II. Усвоение нового
Задачи этапа:
- Организация групповой работы по решению учебной задачи.
- Обобщение новых знаний.
Слайд 7
– На этом перекрестке она повстречалась с
животными. Давайте найдем слова. (Жираф)
– Чтобы назвать других животных, нужно
дополнить слоги до слов.
еЖИ уЖИ стриЖИ Жираф
– Что общего в этих слогах? Какую букву слышим после буквы ж? С какой буквой пишем сочетание ЖИ? Почему?
Вывод: ЖИ пиши с буквой И.
Слайд 8
Слайд 9
– Затем Машенька продолжила свой путь по дороге «Читающая». А мы вместе с ней. Ведь нам нужно дойти до деревни, в которой живет бабушка.
Азбука с. 53. Чтение 1 столбика.
– Что заметили? (Сочетание ЖИ, одушевленные,
отвечают на вопрос Кто? Имя существительное)
– На что показывает буква B? S? (Согласный то
мягкий, то твердый.)
– Меняется ли значение слова? (Значение слова
меняется)
Чтение 2 столбика
Чтение про себя, чтение 1 учеником.
– Какой частью речи являются эти слова?
– Что нужно поставить к слову, чтобы определить
часть речи? (Постановка вопроса)
– Что можно определить у глаголов? (Время,
род, число.)
– Что общего в этих словах? (Прошедшее время)
Чтение 3 столбика
Чтение про себя, хором
– В том слове, где ударение падает на 1 слог,
определите род.(Это невозможно, т.к. мн.ч.)
– В том слове, где ударение падает на 2 слог,
определите часть речи. (Определение части речи:
прилагательное.)
– Какое задание можно выполнить со словами 4
столбика? (Вставить пропущенные слоги.)
– Что нужно помнить, чтобы правильно написать
эти слова? (ЖИ пиши с И, т.к. Ж – всегда
твердая)
III. Первичная проверка
Задачи этапа: проверка умения применять новые знания при решении практических задач.
Физминутка Слайд 10
– Сейчас мы пойдем по зимнему снегу, где настоящих снежинок видимо – невидимо. Нам понадобится предмет, чтобы не провалиться в снег.
Они по снегу быстро мчаться
И провалиться не боятся. (Лыжи)
– Проходя, мы будем делать остановку около предметов, в которых есть сочетание ЖИ.
Медвежата, ежик, дятел, березка, кедр, снежинки, осинка, лиса, подснежник, моржи.
Слайд 11
– Проходит Машенька мимо озера «Снежное».
Вокруг озера летали снежинки. А вы можете быть
снежинками? Когда это возможно? (Высказывают
свое мнение)
– Вставьте пропущенный слог с слове снежинки.
С какой буквой пишется буква ж? (ЖИ пиши с И)
– Какие многозначные слова мы видим на рисунке? (Называют
многозначные слова.)
– В каких случаях человека называют моржом?
– Вставьте пропущенный слог. (Буква И)
– С какой буквой будем писать сочетание ЖИ? (ЖИ
пиши с И)
– Идет, идет Машенька дальше по зимнему лесу и
видит домик. Хотите узнать кто в нем живет?
– Значит правильно выбрала Машенька тропинку ЖИ?
Какие знания ей помогли, чтобы дойти до деревни
Словоград?
– Давайте узнаем, кто жил в домике. Прочитаем.
Какую букву пропустил автор? Вставить букву в
слове Ж_ЛИ.
– Как еще начинаются сказки?
– Рассмотрите картинку.
Игра «Доскажи словечко»
Из муки он был печён,
На сметане был мешён.
На окошке он студился,
По дорожке он ... (катился).Был он весел, был он смел
И в пути он песню ... (пел),Съесть хотел его Зайчишка,
Серый волк и бурый ... (Мишка).А когда малыш в лесу
Встретил рыжую ... (Лису),От неё уйти не смог.
Что за сказка? «...!»
– Назовите героев сказки. Давайте расположим
героев сказки. З М Л
– Впишите в кружки первые буквы имен героев
сказки.
– Кто главный герой сказки?
– Прочитаем песню, которую исполнял главный
герой
– В этой песенке встречаются устаревшие слова. (Объясняют
значение слов: амбар, сусек)
– Кто хотел бы побывать в роли главного героя?
Инсценирование песни
IV. Итоговая рефлексия
Задачи:
- Диагностика понимания и усвоения новой единицы содержания.
- Организация рефлексии собственных действий, их оценивание.
– Какую учебную задачу вы решали?
– В какой ситуации будете применять новые
знания?
– Какое у вас настроение?