Звук (ж) – всегда твердый согласный звук. Движение как выразительное средство

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (11 МБ)


Цель урока: подвести учащихся к осознанию: что звук (ж) – всегда твердый звук.

Задачи:

  • Предметные: создать условия для понимания уч-ся того, что звук (ж) всегда твердый; правильному чтению слов с сочетанием жи;
  • Метапредметные: развивать универсальные учебные действия: интерес к новому учебному материалу, умение принимать и сохранять учебную задачу, ориентацию на разнообразие способов решения заданий, умение формулировать собственное мнение и позицию.

Оборудование: учебник «Азбука», 1 класс (авторы Н.В.Нечаева, К.С.Белорусец).

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Этапы: подготовительный, усвоения новых знаний, первичной проверки усвоения, итог.

Формирование ключевых компетенций:

  • учебно-познавательной;
  • коммуникативной.

Граница знания и незнания:

  • учащиеся знают, что (ж) всегда твердый;
  • учащиеся не знают, что жи – опасный слог и пишем с и.

I. Подготовительный этап

Подготовка к активной познавательной деятельности.

Задачи этапа:

  • Мобилизация детей к активной деятельности.
  • Актуализация опорных знаний.
  • Формулирование темы урока

1. Мобилизирующая часть урока

Слайд 1

Светло-пушистая
Снежинка белая.
Какая чистая!
Какая смелая!
Дорогой бурною
snowfliЛегко проносится
Не в высь лазурную,
На землю просится.
Но вот кончается
Дорога дальняя,
snowfliЗемли касается
Звезда кристальная.
Лежит пушистая
Снежинка смелая.
Какая чистая!
Какая белая!

Психологический настрой: К нам в класс залетело три снежинки и у каждой свое настроение. Определите свое настроение с помощью снежинки.  Выберите для себя одну из них. Покажите. Желаю вам, чтобы такое настроение у вас сохранялось до конца урока.

Учащиеся выбирают снежинку.

2. Актуализация опорных знаний

В зимний день оправилась Машенька в деревню к бабушке с дедушкой. Выберите название деревни: словоград    уаогртб   Словоград

Слайд 2

Учащиеся доказывают  правильность своего выбора.

Слайд 3.

– Пройдет Машенька по улице  «Бкувица»,  если сможем найти все буквы, при помощи которых изображена снежная баба. Давайте назовем эти буквы.
Учащиеся называют буквы: О А Ж К Л С
– Какое задание можно предложить? (Разбить буквы на две группы: гласные и согласные.)
– Какие бывают согласные? (Согласные бывают твердые и мягкие.)
– От чего это зависит? (Какой гласный стоит после согласного. И – обозначает мягкость согласного, Ы – твердость согласного.)
– Назовите особенные буквы? (Й – мягкий, Ж – твердый)
– Пошла Машенька по улице «Слоговица».

Слайд 4

Учебник с. 53. Чтение слов 1 столбика по одному, хором. Чтение слогов.

– Что заметили? (Согласный то твердый, то мягкий.)
– От чего это зависит? (От гласного, который стоит после согласного: Ы, И)

3. Формулирование темы урока

Слайд 5  

– Но вот на перекрестке «Слово» видит она три тропинки: Жа Жи Жу. По какой тропинке пойдет  Машеньки? Какую тропинку выбрали бы вы?
Учащиеся предлагают выбор
– Кто еще считает, что по тропинке ЖИ Машенька не дойдет?  Почему? (Т.к. после Ж слышим Ы)
– Какую учебную задачу нам предстоит решить? (С какой буквой пишется опасный слог ЖИ.)

Физминутка для глаз    Слайд 6

II. Усвоение нового

Задачи этапа:

  • Организация групповой работы по решению учебной задачи.
  • Обобщение новых знаний.

Слайд 7

– На этом перекрестке она повстречалась с животными. Давайте найдем слова. (Жираф)
– Чтобы  назвать других животных, нужно дополнить слоги до слов.

еЖИ  уЖИ   стриЖИ Жираф

– Что общего в этих слогах? Какую букву слышим после буквы ж? С какой буквой пишем сочетание ЖИ? Почему?

Вывод: ЖИ пиши с буквой И.

Слайд 8

Слайд  9

– Затем Машенька продолжила свой путь по дороге «Читающая». А мы вместе с ней. Ведь нам нужно дойти до деревни, в которой  живет бабушка.

Азбука с. 53. Чтение 1 столбика.

– Что заметили? (Сочетание ЖИ, одушевленные, отвечают на вопрос Кто? Имя существительное)
– На что показывает буква B? S? (Согласный то мягкий, то твердый.)
– Меняется ли значение слова? (Значение слова меняется)

Чтение 2 столбика

Чтение про себя, чтение 1 учеником.

– Какой частью речи являются эти слова?
– Что нужно поставить к слову, чтобы определить часть речи? (Постановка вопроса)
– Что можно определить у  глаголов? (Время, род, число.)
– Что общего в этих словах? (Прошедшее время)

Чтение 3 столбика

Чтение про себя, хором

– В том слове, где ударение падает на 1 слог,  определите род.(Это невозможно, т.к. мн.ч.)
– В том слове, где ударение падает на 2 слог, определите часть речи. (Определение части речи: прилагательное.)
– Какое задание можно выполнить со словами 4 столбика? (Вставить пропущенные слоги.)
– Что нужно помнить, чтобы правильно написать эти слова? (ЖИ пиши с И, т.к.  Ж – всегда твердая)

III. Первичная проверка

Задачи этапа: проверка умения применять новые знания при решении практических задач.

Физминутка   Слайд 10

– Сейчас мы пойдем по зимнему снегу, где настоящих снежинок видимо – невидимо. Нам понадобится предмет, чтобы не провалиться в снег.

Они по снегу быстро мчаться
И провалиться не боятся.  (Лыжи)

– Проходя,  мы будем делать остановку около предметов, в которых есть сочетание ЖИ.

Медвежата, ежик, дятел, березка, кедр, снежинки, осинка,  лиса, подснежник, моржи.

Слайд 11 

– Проходит Машенька  мимо озера «Снежное». Вокруг озера летали снежинки. А вы можете быть снежинками? Когда это возможно? (Высказывают свое мнение)
– Вставьте пропущенный слог с слове снежинки. С какой буквой  пишется буква ж? (ЖИ пиши с И)
– Какие многозначные слова мы видим на рисунке? (Называют многозначные слова.)
– В каких случаях человека называют моржом?
– Вставьте пропущенный слог. (Буква И)
– С какой буквой будем писать сочетание ЖИ? (ЖИ пиши с И)

– Идет, идет Машенька дальше по зимнему лесу и видит домик.  Хотите узнать кто в нем живет?
– Значит правильно выбрала Машенька тропинку ЖИ? Какие знания ей помогли, чтобы дойти до деревни Словоград?
– Давайте узнаем, кто жил в домике. Прочитаем. Какую букву пропустил автор? Вставить букву в слове Ж_ЛИ.  
– Как еще начинаются сказки?
– Рассмотрите картинку. 

Игра «Доскажи словечко»

Из муки он был печён,
На сметане был мешён.
На окошке он студился,
По дорожке он ...  (катился).

Был он весел, был он смел
И в пути он песню ...  (пел),

Съесть хотел его Зайчишка,
Серый волк и бурый ...  (Мишка).

А когда малыш в лесу
Встретил рыжую ...  (Лису),

От неё уйти не смог.
Что за сказка? «...!»

– Назовите героев сказки. Давайте расположим героев сказки. З М Л
– Впишите в кружки первые буквы имен героев сказки.
– Кто главный герой сказки?
– Прочитаем песню, которую исполнял главный герой
– В этой песенке встречаются устаревшие слова. (Объясняют значение слов: амбар, сусек)
– Кто хотел бы побывать в роли главного героя?

Инсценирование песни

IV. Итоговая рефлексия

Задачи:

  • Диагностика понимания и усвоения новой единицы содержания.
  • Организация рефлексии собственных действий, их оценивание.

– Какую учебную задачу вы решали?
– В какой ситуации будете применять новые знания?
– Какое у вас настроение?