Цели.
1. Создать условия для ознакомления детей с основными правилами создания текста эпистолярного жанра (служебные письма).
2. Способствовать развитию коммуникативной компетентности учащихся, формированию культуры письменной речи, предоставлению каждому ребенку возможности проявить себя.
3. Отработка навыка постановки запятой при обращении и вводных словах.
4. Воспитание аккуратности, доброжелательности, приветливости.
Оборудование: компьютерная презентация, мультимедийный проектор, экран, карточки с опорными словами, орфографические словари, памятка для каждого обучающегося. Презентация
Ход урока
1. Отгадай загадки (слайды с № 4–11. Презентация).
Заклеили клеем прочно
И ко мне прислали срочно.
Я его не пожалею:
Получу и вмиг расклею.
Я разного цвета,
Вишу на стене.
И много предметов
Хранится во мне…
Сбоку марка и картинка
В круглых штампах
Грудь и спинка.
Маленькое очень,
Быстрое, как птица,
Если ты захочешь
За море умчится.
2. Слово учителя.
О чем пойдет речь? Конечно же, о письме.
3. Словарная работа (слайд № 13).
(Работа с орфографическими, этимологическими словарями словарями)
- Почтальон –
- Адресат –
- Индекс –
- Эпистолярный –
- Этикет –
- Адресант -
4. Слово учителя. Повторение ранее изученного.
Что мы уже знаем о написании письма?
5. Подсказки (слайды №14-15).
а) Виды писем:
б) Алгоритм написания письма.
- Приветствие или обращение – имя того, кому предназначено письмо. (Здравствуйте, …)
- Вступление-вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, добрые слова в его адрес, пожелания.
- Основная часть – изложение информации, интересующей адресата.
- Заключение – выражение уважения, любви, преданности, формулы прощания.
- Подпись, дата.
в) Правила заполнения конверта.
5. Самостоятельная работа. Напишите письмо:
1 вариант.
А) Письмо-просьба. Вы просите друга приехать к вам на каникулы.
2 вариант.
Б) Письмо-поздравление. Написать письмо-поздравление первой учительнице.
Слайды (слова-подсказки № 16):
Письмо-поздравление
- Поздравляю … .
- Разрешите поздравить ... от всей души … .
- Позвольте пожелать … от всего сердца.
- Дорогая … .
- Уважаемая … .
Письмо-просьба
6. Проверка работ (слайд № 24).
7. Новая тема. Цели (слайд № 2, 3).
Слово учителя.
Ребята, мы живём с вами в современном мире информационных технологий, каких-то сверхскоростей, куда-то торопимся и совершенно забыли о письмах. Очень редко теперь в почтовом ящике можно увидеть письмо.
А ведь это целое искусство, которое, благодаря нам с вами, может исчезнуть. Сотовая связь, так прочно вошедшая в нашу жизнь, наряду с пользой приносит и вред.
Сегодня у нас речь пойдет о служебных письмах. Каждому из нас придется составлять деловые тексты. При поступлении в ВУЗ, на работу мы пишем заявление о приеме, у многих возникает необходимость подготовить текст служебного письма, составить акт, оформить протокол или написать отчет.
Но чтобы правильно и быстро составить подобный текст, важно хотя бы в общих чертах знать особенности языка служебных документов и предъявляемые к нему требования. Невыполнение этих требований в лучшем случае затрудняет работу с документом, в худшем — лишает его практической и юридической значимости.
Слайды(тема, цель урока).
8. Знакомство с классификацией служебных писем (слайд № 28).
- Информационные.
- Сообщение.
- Напоминание.
- Требование.
- Запрос.
- Ответ.
- Приглашение.
- Благодарность.
- Поздравление.
- Подтверждение.
- Извещение.
- Сопроводительное.
- Гарантийное.
- Предложение.
- Просьба.
- Заявка.
Помните!
- Перед тем как набрать какой-либо текст в новом письме, ответьте себе на 2 вопроса:
1. Зачем я это пишу?
2. Что должно быть результатом этого письма?
Если вы не можете дать четких ответов, повремените с отправкой письма до тех пор, пока вы это сможете. Люди получают десятки, сотни и даже тысячи писем ежедневно, и поэтому, естественно, они адекватно реагируют только на хорошо продуманные письма, авторы которых ценят время и внимание получателя. Как правило, письма, написанные “как попало”, не провоцируют нормального ответа. Поэтому если вам действительно что-то нужно, не поленитесь потратить время на то, чтобы ваши слова оказали требуемое воздействие.
- Укажите характер вашего письма.
- Краткость — залог получения ответа.
- Какого именно действия вы добиваетесь?
Учитель: При составлении писем необходимо строго соблюдать нормы современного делового языка в области лексики, морфологии, синтаксиса и стилистики. Нельзя допускать тяжеловесных синтаксических конструкций, неправильного употребления терминов. Но в деловых письмах не следует избегать стандартных оборотов речи, которые ускоряют и облегчают составление деловые бумаг, например: “Прошу сообщить...”, “В соответствии с тем-то...”, “Просим разъяснить”. Важно также придать безупречную внешнюю форму, обратить внимание на обращение.
Учитель: Итак, составим план, по которому пишутся деловые письма.
1) Наименование должности, или указывается инициалы, и фамилия лица и названия учреждения, организации, которым адресуется письмо.
2) Содержание просьбы или уведомление.
3) Подпись автора письма.
4) Дата.
(Учащиеся записывают план)
9. Самостоятельная работа. Составление служебных писем по образцам.
Работа в группах.
Написать письмо…
1 группа - написать письмо-благодарность.
2 группа - написать письмо-приглашение.
3 группа – написать письмо-сообщение.
4 группа – написать письмо-извещение.
Работа с раздаточным материалом.
Карточка №1
(слайд №30)
Письмо-благодарность – деловое письмо, направляемое организации, должностному лицу или гражданину с выражением благодарности за совершенные действия.
Эта разновидность писем, как правило, составляется в более свободной форме, чем другие письма. Ключевыми фразами письма могут быть следующие выражения:
- Благодарим за …
- Выражаем Вам свою благодарность за …
- Позвольте Вас поблагодарить за …
- И т.д.
Карточка №2
(слайд №30)
Письмо-приглашение – деловое письмо, разновидность письма-извещения. Отличается тем, что может составляться не на бланке, иметь различный формат, цвет, дополнительные элементы оформления в виде орнамента, рисунков и т.д.
При приглашении большого количества лиц используются трафаретные, заранее изготовленные тексты приглашений.
Как правило, письма-приглашения адресуются конкретному лицу или лицам, поэтому в них используются формулы обращения к адресату.
- Уважаемый ..!, например:
- Уважаемый господин Лужков!
- Уважаемые господа! и т.п.
Письма-приглашения могут рассылаться по факсу, но в особо торжественных случаях следует направлять приглашения по почте или курьерской связью. В письмах-приглашениях используются следующие выражения:
Приглашаем Вас принять участие в …
Карточка №3
(слайд №30)
Письмо-сообщение – деловое письмо, которым автор информирует адресата о каких-либо событиях, фактах, представляющих взаимный интерес.
Письмо-сообщение может быть инициативным или являться ответом на письмо-просьбу или письмо-запрос. Как правило, письма-сообщения - письма небольшого объема, нередко состоящие из 1-2 предложений.
Письмо-сообщение может начинаться с обоснования или непосредственно с изложения сообщаемой информации:
- Сообщаем Вам, что …
- Доводим до Вашего сведения, что …
- Считаем необходимым поставить Вас в известность о …
Карточка №4
(слайд №30)
Письмо-извещение - деловое письмо, информирующее о публичных мероприятиях(конкурсах, семинарах, выставках, конференциях и т.п.).
Письма-извещения, как правило, рассылают широкому кругу организаций, учреждений, предприятий с целью их привлечения или приглашению к участию в проводимых мероприятиях.
В зависимости от конкретной ситуации письма-извещения могут только сообщать о проводимом мероприятии и содержать другую вспомогательную информацию.
Письмо-извещение может иметь приложения. В них могут быть карта участника, анкета участника, программа мероприятия и другие информационные материалы.
Письма-извещения, как правило, рассылаются по списку, поэтому реквизит “Адресат” оформляется обобщенно или не оформляется вообще.
Подписываются такие письма руководителем организации или заместителем руководителя, отвечающим за организацию и проведение мероприятия, либо несколькими руководителями, если мероприятие проводится совместно несколькими организациями.
10. Защита работ (слайд №32).
11. Рефлексия (слайд №33).
Как Вы считаете, что сегодня на уроке нам удалось, а над чем еще предстоит работать?
12. Подведение итога урока.