Формирование информационной компетентности обучающихся на уроках информатики через использование современных информационных технологий

Разделы: Информатика


Переход к информационному обществу вносит изменения во все сферы жизнедеятельности человека, поэтому современный специалист должен обладать обширными знаниями в области информатики, знать основы и перспективы развития новых информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), иметь практические навыки по использованию современной вычислительной техники, систем связи и передачи информации, уметь оценивать информационные ресурсы для принятия профессиональных решений.

Компетентность в определенной области – это обладание соответствующими знаниями и способностями, позволяющими обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней.

Важную роль в этом процессе играет информатика как наука и учебный предмет, так как компетентности, формируемые на уроках информатики, могут быть перенесены на изучение других предметов с целью создания целостного информационного пространства знаний обучающихся. Таким образом, одной из основных целей, встающих перед преподавателем информатики, является повышение уровня информационной и учебно-познавательной компетентностей обучающихся, способных адаптироваться к быстро меняющемуся миру.

Вместе с тем нужно отметить, что, говоря об информационной компетентности, нельзя исходить лишь из наличия умений использования компьютерной и информационной техники, этот компонент – лишь информационная грамотность. Но, будучи только информационно грамотным, нельзя быть информационно компетентным. Важно также присутствие такого компонента как информационная культура. Это понятие более широкое, чем грамотность, и выражает, прежде всего сознательное владение современными техникой и технологиями, способность к анализу и сознательному использованию информации. Использование ИКТ в учебном процессе позволяет поддерживать высокий уровень мотивации обучающегося, насытить их большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся и содействует развитию коммуникативных аспектов навыков работы с информацией. Использование информационных технологий, мультимедиа-технологий, сетевых технологий, метода проектов на уроках и во внеурочное время позволяют решать задачу формирования информационной компетентности обучающихся.

Например, мультимедийные презентации, созданные с помощью программы Microsoft PowerPoint могут иметь различные формы, применение которых зависит от знаний, подготовленности авторов, а так же предполагаемой аудитории. Наиболее эффективно использовать презентации при проведении лекции, практического занятия, лабораторной работы, самостоятельной работы, тестирования. Готовая продукция позволяет отказаться от всех остальных видов наглядности по ходу урока поэтапно выводится необходимый материал на экран и рассматриваются основные вопросы данной темы. В случае использования слайда-задания организуется обсуждение поставленного вопроса, и подводятся его итоги. В случае необходимости можно заменить текст, рисунок, диаграмму, или просто скрыть ненужные слайды. Эти возможности программы позволяют максимально настраивать любую имеющуюся презентацию под конкретный урок в конкретной группе. Возможно сопровождение урока не только путем показа хороших презентаций, но и привлечение звукового и видео сопровождения, использование различных видов анимации.

Метод проектов является эффективным методом при формировании информационной компетентности обучающихся. В основе формирования и развития творческого потенциала обучающихся возможно использование разных форм творческой работы на уроках: ролевые игры, мозговой штурм, творческие задания по заданной теме и создание творческих проектов. Метод проектов можно рассматривать и как технологию сотрудничества, так как любая работа, выполненная самостоятельно, в результате которой появляется готовый продукт, является минипроектом.

Также, на сегодняшний день преподавание информатики невозможно себе представить без использования различных компьютерных учебных курсов, электронных учебников и книг, мультимедийных энциклопедий, тренажеров различных видов, контролирующих систем для автоматизированного тестирования.

Все электронные учебные диски можно разделить на следующие классы:

  • электронные энциклопедии, справочники, учебники;
  • электронные учебные курсы-тренажеры, позволяющие не только узнать изучаемый материал, но и закрепить этот материал, отвечая на определенные вопросы и выполняя тесты или задания;
  • творческие среды, позволяющие проявлять и развивать свои уникальные способности при работе над мультимедийными проектами, позволяющие не только пассивно получать готовый материал, но и выдвигать свои версии;
  • контролирующие системы, которые позволяют проконтролировать уровень изученного материала.

Данные диски облегчают подготовку к уроку и обучение.

Главным признаком формирования у обучающихся информационных компетенций, может служить тот факт, что приобретенные навыки применяются в общественной деятельности. Например, это:

  • создание презентации для портфолио и участия в конкурсах;
  • помощь преподавателям в создании презентаций уроков (поиск материала в книгах или Интернете);
  • запись различных звуковых оформлений к праздникам, показам презентаций;
  • создание презентации для проведения общественных мероприятий
  • создание видеофильма о жизни группы.

Таким образом, сегодня все больше учителей преодолевают ограниченный взгляд на компьютер лишь как на некоторое техническое средство обучения, предназначенное для демонстрации отдельных слайдов, текстов и готовых программ. Все шире входит в практику создание собственных образовательных электронных ресурсов. Это требует высокого уровня владения педагогами ИКТ и больших временных затрат. Вместе с тем отдача от работы, как правило, окупает затраченное дополнительное время, поскольку способные учащиеся, привлеченные к этому процессу, глубоко погружаются в изучаемый предмет, а преподаватели более глубоко осваивают технологию создания современных средств информационного обеспечения как образовательной, так и своей профессиональной деятельности. Умения и навыки, формирующиеся при использовании ИКТ в современных условиях принимают общеобразовательный и общеинтеллектуальный характер и могут быть перенесены на изучение учебных предметов с целью создания целостного информационного пространства знаний учащихся. Это послужит достижению информационной компетентности учащихся.

Внедрение информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс современной школы направлено на формирование у учащихся информационно-технологической компетентности, которая характерна для информационной культуры современного типа и включает: ценность информации как базового компонента гражданских прав и свобод современного человека, объекта учебно-профессиональной деятельности и интеллектуальной собственности; мотивацию использования ИКТ в самообразовании и последующем профессиональном росте; формирование когнитивных убеждений в том, что ИКТ выступают неотъемлемым условием гражданской, профессиональной и личностной самореализации; и формирование навыков компьютерной и информационной грамотности (алгоритмическое мышление, программирование, информационное моделирование, передача, поиск, оценка, хранение и обработка учебной информации, в том числе ее оцифрованное оформление).