Обучение доказательствам – одна из важнейших целей обучения математике.
Именно при выполнении доказательств оттачивается логическое мышление учеников, разрабатываются логические схемы решения задач, возникает потребность учащихся в обосновании математических фактов.
Начиная изучать геометрию, учащиеся способны осознать необходимость доказательства, однако осуществлению доказательства им только предстоит научиться.
С задачами на доказательство учащиеся встречаются при изучении второй темы курса геометрии 7-го класса “Треугольники”. Опыт проведения доказательств отсутствует. Учащиеся не владеют геометрическим языком, многие не понимают смысла слова “доказать”, поэтому испытывают большие трудности. Я решаю эту проблему, предоставляя учащимся образцы (алгоритмы) доказательства. В ходе изучения теоретического материала вместе с учениками составляем алгоритмы решения задач каждого вида и красочно оформляем их в виде книжки.
Эта книга помогает учащимся в затруднительных случаях быстро найти сходную задачу, вспомнить алгоритм решения, составить план решения.
СМ ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Обучение решению задач веду постепенно.
7-й класс
Тема “Треугольники”
- Алгоритм решения задачи: доказать, что треугольник … равен треугольнику….
- Алгоритм решения задачи: доказать, что отрезок… равен отрезку….
- Алгоритм решения задачи: доказать, что угол … равен углу ….
- Алгоритм решения задачи: доказать, что отрезок … является биссектрисой.
- Алгоритм решения задачи: доказать, что отрезок … является медианой.
- Алгоритм решения задачи: доказать, что отрезок … является высотой.
- Алгоритм решение задачи: доказать, что треугольник … равнобедренный.
Тема “Параллельные прямые”
1.Алгоритм решение задачи: доказать, что прямая … параллельна прямой ….
Тема “Прямоугольный треугольник”
1.Алгоритм решение задачи: доказать, что прямоугольные треугольники … равны
8-й класс
Тема “Параллелограмм”.
1.Алгоритм решение задачи: доказать, что четырехугольник…. будет параллелограммом.
Тема “Подобие треугольников”.
1.Алгоритм решение задачи: доказать, что треугольник …. подобен треугольнику…
Принцип пошаговости формирует навыки решения задач и навыки построения логических цепочек доказательства.
Решение задач учу начинать с предложения “Чтобы доказать, что …”. Ученик называет то, что требуется доказать в конкретной задаче и ведет доказательство по соответствующему алгоритму. Такой ход решения позволяет учащимся понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, формирует умение анализировать, развивает логическое мышление.
Работая в дальнейшем по модели, ученик на каждом шагу контролирует свои действия, обращаясь к выведенному алгоритму. На любом этапе работы ученик может по сигналу учителя передать “эстафету” решения любому ученику. Этим достигается предельное внимание при решении задачи.
Красочно оформленные алгоритмы учащиеся запоминают быстро. И к концу изучения темы “Признаки равенства треугольников” многие учащиеся хорошо проводят доказательные рассуждения, точно и грамотно выражают свои мысли. Данные алгоритмы учащиеся применяют и при доказательстве теорем.
Разработанные алгоритмы позволили логически упорядочить материал, дать его компактное и наглядное изложение. Они способствуют как подсознательному запоминанию, так и осознанному усвоению материала. При пользовании алгоритмами учащиеся лучше осмысливают, осознают логические взаимосвязи. Это помогает им научиться решать задачи.
Пример решения задачи учениками 7-го класса по теме
“Признаки равенства треугольников”
Дано АВ=ВС, АD =DC
Доказать BD – биссектриса ABC
(Устно). Чтобы доказать, что BD биссектриса, нужно доказать, что угол ABD равен углу DBC.Чтобы доказать, что два угла равны, нужно доказать, что равны треугольники, содержащие эти углы
Работа в тетради. Рассмотрим ABD и
BDC
(Устно) Чтобы доказать, что два треугольника равны, найдем у них три равных элемента.
Работа в тетради
АВ = ВС по условию задачи,
АD = DC по условию задачи,
BD – общая.
Значит ABD =
BDC по третьему
признаку равенства треугольников.
В равных треугольниках соответственные элементы равны.
Значит, угол ABD равен углу DBC.
Следовательно, BD-биссектриса по определению биссектрисы угла.
Алгоритмы решения задач на доказательство.
Задача на доказательство – это утверждение, которое необходимо доказать с помощью аксиом и теорем.
Алгоритм решения задачи: доказать, что треугольник… равен треугольнику … .
Доказательство ведется на основе признаков равенства треугольников.
1 признак
Если две стороны и угол между ними одного треугольника соответственно равны двум сторонам и углу между ними другого треугольника, то такие треугольники равны
2 признак
Если сторона и два прилежащих к ней угла одного треугольника соответственно равны стороне и двум прилежащим к ней углам другого треугольника, то такие треугольники равны
3 признак
Если три стороны одного треугольника соответственно равны трем сторонам другого треугольника, то такие треугольники равны
Алгоритм решения задачи: доказать, что отрезок … равен отрезку ….
В равных треугольниках соответственные элементы равны.
Поэтому
