Урок по теме «Декор предметов народного быта и
труда. Мезенская роспись» разработан для 5
класса, по программе курса
«Декоративно-прикладное искусство в жизни
человека». По своему типу урок
комбинированный, совмещающий две основные
задачи – ознакомление учащихся с новыми
знаниями и освоение ими практических умений.
На этом уроке детям предстоит узнать истоки и
специфику образного языка Мезенской росписи,
значение традиционных образов и мотивов
народного искусства, встречающихся в этой
росписи.
Урок построен на сопоставлении и анализе
учащимися образцов наскальной живописи и
элементов Мезенского письма. Сравнительный
анализ изображений подводит учащихся к
пониманию того, что форма и цвет в народном
искусстве символизируют определенную идею, а не
изображают конкретную реальность. Рассматривая
образцы росписи, дети узнают её особенности –
архаичность, связь изображений с природой и
бытом человека, символику и образность её языка.
Справиться с поставленным заданием – научиться
выполнять элементы росписи позволяет,
практически всем детям, представленное в
презентации поэтапное выполнение основных
элементов.
Введение в урок регионального компонента
помогает учащимся развить умение увидеть и
изобразить красоту нашей северной природы,
животных, населяющих наш край, а так же знакомит с
самобытностью декоративно-прикладного
искусства Архангельской области.
Цели урока:
- Познакомить детей с росписью Мезени.
- Научить понимать символику народного искусства.
- Научить анализировать изображения народного искусства.
- Научить выполнять элементы росписи.
- Развивать творческие способности учащихся.
- Воспитывать бережное отношение к природе родного края, его культурному наследию.
Тип урока: комбинированный (освоение новых знаний и практических умений).
Вид урока: урок учебно-творческой деятельности.
Метод проведения: интерактивный.
Оборудование к уроку:
- Для учителя: презентация «Мезенская роспись», компьютер, проектор, экран, образцы росписи.
- Для учащихся: альбом, гуашь, кисти, баночка для воды.
План урока:
- Организационный момент.
- Вводная беседа.
- Повторение приемов работы кистью.
- Объяснение нового материала.
- Поэтапное выполнение элементов росписи.
- Обобщение и закрепление полученных знаний, подведение итогов урока.
ХОД УРОКА
1 слайд.
1. Приветствие и организация рабочего места. Сообщение темы урока.
2 слайд.
2. Вводная беседа
Наша Архангельская область известна не только своими просторами и богатством природных ресурсов, она богата и своими традициями и народными умельцами. Испокон веков люди, живущие здесь, украшали свой быт росписями, вышивками, резьбой по дереву и кости, ткачеством. На берегах реки Мезень, в местечке Палощелье, зародилась роспись, с которой мы сегодня познакомимся.
3 слайд. Впервые, как центр росписи, Палощелье упоминается в 1904 году. По мнению учёных, изучающих её, промысел возник в середине 19 века. В Палощелье изготавливались всевозможные предметы из дерева: короба большие и маленькие, солонки, чаши, ковши, ложки и прялки. Занимались росписью только мужчины. Выбирали и заготавливали дерево для поделок зимой, а расписывали их летом, перед ярмаркой. В мезенской росписи используется всего два цвета: красный и чёрный. Краски делали сами – красную из береговой глины, а чёрную из сажи, растирая их и смешивая с древесной смолой.
4 слайд.
3. Повторение приемов работы кистью
Роспись делали измочаленной на конце деревянной палочкой, тетеревиным пером делали обводку чёрным цветом. Выполним упражнения кистью:
- Красной гуашью (сплошная линия, прикладывая кисть плашмя);
- Черной гуашью (кончиком кисти).
5 слайд.
4.Объяснение нового материала
Исследователи народного искусства сравнивают мезенскую роспись с наскальными рисунками или петроглифами.
6-7 слайды. Рассматриваем примеры наскальных рисунков, обнаруженных в разных уголках земного шара, которые датируются 4-5 веком до н. э. Первобытные художники хорошо знали, и умело отображали окружающий их мир, изображая сцены охоты и своего быта.
8-9 слайды. Сравниваем петроглифы и элементы Мезенской росписи. Найдите соответствие в левой (петроглифы) и правой (Мезенская роспись) половине слайдов. (Рассматривая 9 слайд обратить внимание на древние графические символы)
10 слайд. Древние графические символы
встречаются во многих образцах народного
искусства. Это солярные знаки – знаки, несущие в
себе символику солнца. Для взаимодействия с
окружающим миром в древности была выработана
целая система знаков, наделенных магическими
функциями защиты от тех или иных стихий,
контактов с ними. Мир для древнего человека был
полон сверхъестественных сил, которые, по его
представлениям, были опасны, а потому знаки стали
частью ритуала, пронизывающего все стороны
жизни. Солярные знаки при археологических
раскопках находили чаще всего на всевозможных
деталях архитектуры (они использовались в
качестве оберегов для защиты жилища), на оружии
(считалось, что эти знаки придают силу), на
различной бытовой утвари. Самой большой
территорией по распространению и применению
различных солярных знаков, по материалам
археологических раскопок была Россия. На Руси
это был как культурно-бытовой, так и в
религиозный символ.
Громовой знак – заключенный в круг
шестиконечный крест. Распространен данный
символ был очень широко. Его знали и скандинавы и
кельты и славяне. Громовой знак мы можем увидеть
в орнаменте русских прялок и на избах вплоть до
нашего времени. Применяли в качестве
магического громоотвода. Также громовой знак –
знак мужества, воинской доблести. Был одним из
магических знаков русской дружины. Его можно
встретить на шлемах, пластинах доспехов. Также он
вышивается на мужских рубахах. Коловорот – крест
с загнутыми под прямым углом концами. Знак Света,
Солнца, Жизни. Великая очищающая оберегающая
сила. При археологических раскопках солнечные
знаки чаще всего находили на деталях архитектуры
(защита), оружии (предание силы), бытовой утвари.
Коловроты покрывали русское оружие, стяги,
национальный костюм, дома, предметы
повседневного быта и храмы.
11-15 слайды. Рассмотрим, как мезенские мастера изображали знаки светил (солнце, луна), знаки неба, знаки земли, знаки стихий и добра.
16 слайд. Мезенские умельцы любили изображать птиц – утушек, лебедей. Какой это символ? Птицы символизировали свет, тепло, плодородие, пожелание счастья. Утка особая птица – она уносит солнце каждый вечер в подземный мир, сохраняя порядок вещей. Лебедь связан со стихиями неба и воды, сулит урожай, свет, богатство.
17 слайд. Исследователи считают, что роспись является своеобразным зашифрованным посланием, зная символы которого легко понять его смысл. Как вы думаете, какое время года изображено на слайде? Почему? Картина осени. Кони пасутся на берегу речки, на полях убран урожай. На небе – солнце и тучи, стаи птиц улетают на юг.
18-26 слайды.
5. Поэтапное рисование основных элементов росписи – оленя и коня. Основные элементы мезенской росписи – кони и олени. Исследователи древних наскальных рисунков считают, что они символизируют природные стихии, одновременно отражая быт. Олень приносит счастье, веселье. Конь, по верованию древних, возносит солнце на небо каждое утро.
27 слайд.
6. Обобщение и закрепление полученных знаний, подведение итогов урока.
Ответы на вопросы:
- Познакомились с понятиями петроглифы и солярные знаки.
- Особенности росписи: простота, применение ограниченной цветовой палитры, элементы, наполненные смыслом.
- Основные элементы: кони, олени. Изображение природных стихий, счастья, веселья.
Приглашение детей к доске, для демонстрации лучших работ урока.