Цели: формировать универсальные учебные действия:
- Познавательные УУД: создание и нахождение путей выхода из проблемной ситуации; выполнение действий по заданному алгоритму, выполнение заданий с использованием материального объекта (линейки).
- Коммуникативные УУД: сотрудничество учеников в паре, планирование совместной деятельности.
- Регулятивные УУД: контролирование своей деятельности по ходу и через результат выполнения задания, определение последовательности действий.
- Личностные УУД: проявление познавательной инициативы в оказании помощи соученикам.
Образовательные цели:
- Познакомить детей с единицей длины “сантиметр”, научить измерять длину отрезка в сантиметрах с помощью линейки.
- Содействовать развитию умения находить выход из проблемной ситуации, развивать мыслительные операции, творческие способности учащихся.
- Способствовать воспитанию сознательной дисциплины, сотрудничества, товарищеских отношений друг к другу, самостоятельности, ответственности при выполнении заданий.
Оборудование: учебник по математике 1 класс автор А. Л. Чекин, раздаточный материал, сантиметровая лента, презентация.
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности.
Цель: создание условий для осознанного вхождения учащегося в пространство
учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его
мотивирование к учебной деятельности, а именно:
1) создаются условия для возникновения у ученика внутренней потребности
включения в учебную деятельность (“хочу”).
2) актуализируются требования к ученику со стороны учебной деятельности и
устанавливаются тематические рамки (“надо”, “могу”).
Продолжительность: 1–2 минуты.
У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность.
Приемы работы:
– учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям; предлагает
пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони друг друга с соседом по парте);
– учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы на
уроке; дети высказываются;
– девиз, эпиграф (“С малой удачи начинается большой успех”);
– самопроверка домашнего задания по образцу.
Приветствие.
Придумано кем-то и мудро
При встрече здороваться:
– Доброе утро!
– Доброе утро! – солнцу и птицам.
– Доброе утро! – улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым…
И доброе утро длится до вечера!
– И я вам тоже говорю: здравствуйте, доброе утро, ребята!
– Посмотрите, у нас на уроке много гостей, пожелайте им доброго утра.
Садитесь.
– Возьмите оценочные листы, отметьте на листах ваше настроение в начале урока. В
верхнем левом углу нарисуйте смайлик с вашим настроением. Покажите соседу по
парте, мне, чтобы мы знали ваше настроение.
2. Актуализация и пробное учебное действие.
На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.
Цель: повторение изученного материала, необходимого для “открытия нового знания”, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
Соответственно, данный этап предполагает:
1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового
знания, их обобщение и знаковую фиксацию;
2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных
процессов;
3) мотивацию к пробному учебному действию (“надо” – “могу” – “хочу”) и его
самостоятельное осуществление;
4) фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия
или его обосновании.
Продолжительность: 4–5 минут.
Методы: создание проблемной ситуации.
– Ребята, посмотрите на меня внимательно. Я сегодня не просто учитель,
отгадайте по моему атрибуту кто я по профессии? (Швея, портной.)
– Как вы догадались? (У Вас сантиметровая лента.)
– Кто такой портной? (Портной – это человек, который шьет одежду.)
– Правильно. Сегодня я портной и приглашаю вас в свою мастерскую.
Презентацию можно получить у автора статьи. (Слайд.)
– Посмотрите на полоски. Сравните их. (Красная длиннее, чем голубая, а
голубая короче, чем красная.)
– Каким способом по длине сравнивали? (На глаз.)
(Слайд.)
– Поработайте в парах. Найдите полоски как на слайде. Сравните их. Договоритесь с соседом как будете сравнивать, кто будет отвечать. (Зеленая полоска короче, чем синяя.)
(Слайд.)
– Каким способом сравнивали? (Наложением.)
(Слайд.)
– Вспомните, как, с помощью чего измеряли длину на Руси? (Локоть, сажень,
пядь, обхват.)
– Как же можно измерять предметы? (На глаз, наложением, старинными мерами.)
– Всегда ли это точные и возможные измерения? (Нет.)
3. Выявление места и причины затруднения.
На данном этапе организуется выход учащегося в рефлексию пробного действия,
выявление места и причины затруднения. С этой целью:
1) выполняется реконструкция выполненных операций и фиксация в языке (вербально
и знаково) шага, операции, где возникло затруднение;
2) учащиеся соотносят свои действия с используемым способом действий
(алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней
речи причину затруднения – те конкретные знания, умения или способности, которых
недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.
Продолжительность: 4–5 минут.
Методы: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог, подводящий без проблемы диалог.
Обсуждение затруднений (“Почему возникли затруднения?”, “Чего мы еще не знаем?”); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.
– Ребята, есть еще один способ измерения. Чтобы разобраться в этом, предлагаю
провести исследование. Давайте попробуем! Согласны?
– Тогда начнем. Исследовать – это значит понять, установить. Предлагаю
превратить наш класс в исследовательскую мастерскую. Каждый из нас – сотрудник
этой мастерской, ученый-исследователь. Мы все равны. Мы – коллеги. Коллеги – это
товарищи по работе. Как будем работать? (Дружно, старательно, внимательно, с
уважением друг к другу.)
(Слайд.)
– И нашим настроем на работу будут слова: “В одиночку не одолеешь и кочку”
– На партах найдите полоски:
1-й ряд – белую;
2-й ряд – оранжевую;
3-й ряд – розовую.
– Вместе с соседом измерьте длину парты. Для этого приложите свои мерки и
узнайте, сколько раз она поместилась в длине парты. Договоритесь, как будете
измерять, и кто будет отвечать.
– Какую цель поставите перед собой? Как будете измерять? (Измерять точно.)
– Откуда начнете измерение? (От края.)
– Какую длину получил 1 ряд? 2 ряд? 3 ряд?
– Опять получилась разная длина.
– Ребята, что же это такое? Разве у нас парты разные? (Нет.)
– Почему же так получилось? (Разные мерки.)
– Какой вывод сделаете? (Разная длина – разная мерка.)
(Слайд.)
– Подумайте, что же надо сделать, чтобы у всех получился одинаковый ответ? (Надо договориться и выбрать одинаковую мерку.)
(Слайд.)
– Люди давно, так же как и вы, столкнулись с этой проблемой и поняли, что удобнее пользоваться одинаковой меркой. Поэтому сейчас длину измеряют в мм, см, дм, м, км.
(Слайд.)
– Вы провели замечательное исследование. Оцените себя с помощью кружков.
Зеленый – “Я – молодец! Справился сам”.
Желтый – “Я молодец! Мне сегодня было трудно, но я справился”.
Красный – “Я, вообще – то, молодец, но сегодня у меня плохое настроение, я растерялся”.
(Слайд.)
4. Физкультминутка.
Сколько точек в этом круге, столько раз поднимем руки.
Сколько елочек зеленых, столько сделаем наклоны.
Сколько здесь кружков, столько сделаем прыжков.
Дружно звездочки считаем, столько раз мы приседаем.
5. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).
На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства, алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.
Продолжительность: 7– 8 минут.
Формы работы: групповая или парная работа.
Методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания диалог, подводящий без проблемы диалог.
(Слайд.)
– Сейчас вы отдохнули. Посмотрите на слайд еще раз, подумайте и попробуйте
сформулировать тему урока.
– Проверим. Откройте учебник на странице, следующей за вчерашним уроком.
(с.12-13)
– Прочитайте тему нашего урока. (Измерение длины отрезка. Сантиметр.)
(Слайд.)
– Подтвердилось ваше предположение?
– Какую учебную цель вы перед собой поставите? (Научиться измерять отрезки,
узнать, что такое сантиметр.)
– Что вам поможет достигнуть этой цели? (Внимание, активность, старание.)
– Спланируйте свою работу по пиктограммам. (На уроке мы должны думать. работать
в парах, выполнять задание в тетради.)
– Молодцы!
– Мы в начале урока выяснили, что у портного и у меня есть сантиметровая лента.
– Для чего она нужна? (Отмерять или измерять ткань.)
– А вы, помощники, чем можете измерять? (Линейками.)
– Рассмотрите модель линейки в задании № 1 и на слайде
(Слайд.)
– Что на ней изображено? (Черточки и цифры.)
– Что можете рассказать о расстоянии между цифрами? (Оно одинаковое.)
– Расстояние между цифрами равно 1 см.
– В математике слово сантиметр записывают сокращенно см и точку после сокращения
не ставят.
– Чему равен отрезок над линейкой? (1 см.)
(Слайд.)
– Рассмотрите следующий рисунок в учебнике и на слайд
– Какой длин карандаш? (10 см.)
– Как узнали?
– Сейчас вы не просто ученики, а настоящие ученые-исследователи. Поработайте в
парах. Составьте правила измерения длин отрезка с помощью линейки?
(Слайд.)
– Закончите фразы
1. Взять….(линейку).
2. Совместить один конец отрезка с цифрой 0 на линейке.
3. Другой конец покажет на число – это и есть длина отрезка.
– Вы провели замечательное исследование. Оцените себя с помощью кружков.
Зеленый – “Я – молодец! Справился сам”.
Желтый – “Я молодец! Мне сегодня было трудно, но я справился”.
Красный – “Я, вообще – то, молодец, но сегодня у меня плохое настроение, я растерялся”.
– Знаем мы теперь как измерить длину предмета?
– Давайте проверим.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.
Продолжительность: 4– 5 минут.
Средства: комментирование, выполнение продуктивных заданий
(Слайд.)
– Портному надо отрезать 2 одинаковые полоски ткани. Справился ли он с
заданием?
– О чем забыл портной? (Совместить начало линейки с цифрой 0.)
(Слайд.)
– Одинаковые полоски он отрезал? (Да.)
– Давайте теперь попробуем сами измерить с помощью линейки длину изображенных
предметов в задании № 2.
– Проверьте себя по слайду. Если правильно измерили, то хлопайте в ладоши.
(Слайд.)
– Какой из этих предметов может пригодиться портному? (Карандаш.)
– Вот и вам моим помощникам он сейчас необходим.
(Слайд.)
– Нашим настроем на работу будут слова “Ум -впереди дела”
– Как вы это понимаете? (Сначала думай, а потом делай.)
– Прочитайте задание № 4 .
– Проверь, правильно ли сосед отмерил 9 см?
– Поднимите руку, кто отмерял длину слева.
– Кто отмерил справа?
– Почему невозможно измерить справа? (Лента не расправлена.)
– А если бы лента была расправлена, то с какой стороны можно было отмерять 9 см?
(С любой.)
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.
Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
Продолжительность: 4–5 минут.
Средства: небольшой объем самостоятельной работы (не более 2–3 типовых заданий).
Методы: самоконтроль, самооценка.
– Итак, мои помощники, вы научились хорошо измерять и можете сами справиться
с более серьезной работой.
– На парте в файле у каждого лежит свой предмет, который нужно измерить. Работу
выполняйте самостоятельно. Кто все сделает, сядьте правильно. (Спичка – 4 см.
стержень – 14 см, лента – 6 см.)
– Проверьте. Если ответ совпал, то хлопаем в ладоши
(Слайд.)
– Молодцы!
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке
На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.
Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
Продолжительность: 2–3 минуты.
– А теперь я вам предлагаю показать ваше настроение в конце урока. В правом
нижнем углу нарисуйте свое настроение.
– У кого настроение улучшилось? У кого ухудшилось? – Почему?
– В середине листа нарисуй волшебную линеечку. Зеленой точкой обозначь то место
куда ты сумел сегодня подняться добывая знания на уроке. Покажите.
– По вашим смайликам вижу, что вам понравилось и у вас все получилось. А если
что-то не получилось, то обязательно получится на следующем уроке.
(Слайд.)
– А теперь продолжите фразы:
– Сегодня я узнал…
– Теперь я могу…
– Я попробую…
(Слайд.)
– Ребята, посмотрите на слайд. Это мой смайлик. Почему он улыбается? (Я довольна работой.)
(Слайд.)
Все в нашей мастерской друзья
Дружнее не сыскать.
Мы в мастерской одна семья
Нас каждый должен знать.
(Слайд.)
– Спасибо за урок!