Защита проекта по теме «Симметрия в архитектуре Коломны» 11 класс
Цели:
- Показать значение принципа симметрии в деятельности человека.
- Выявить архитектурные стили, представленные в Коломне.
- Научиться определять виды симметрии в архитектуре родного города.
- Познакомить учащихся с понятиями «асимметрия», «диссимметрия», «антисимметрия».
- Ответить на вопросы:
- Во всем ли в жизни симметрия?
- Только ли симметрия является признаком красоты?
Общепедагогические задачи:
- Формирование у учащихся практической направленности в изучении предметов геометрии и истории архитектуры, умения применять полученные знания на практике.
- Развитие у учащихся креативности мышления, умения наблюдать, сравнивать, анализировать и делать выводы, отстаивать свою точку зрения.
- Воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию страны, любви к родному городу; трудолюбия, умения работать в команде, толерантности.
Оборудование:
- компьютер;
- интерактивная доска;
- мультимедийный проектор;
- макеты архитектурных сооружений города и декоративных элементов, выполненных учащимися на практических занятиях по архитектуре и керамике (приложение 1).
План урока:
- Организационный момент.
- Активизация знаний. Теоретический блиц-опрос.
- Защита учебных проектов.
- Подведение итогов работы над проектом.
- Домашнее задание.
Ход урока
На доску вынесены эпиграфы к уроку:
«Симметрия является той идеей, посредством
которой человек на протяжении веков
пытался постичь и создать порядок, красоту
и совершенство».
Герман Вейль«Архитектура = (наука+техника)*искусство».
Ф. А. Новиков
1. Организационный момент.
Учитель. «Раз, стоя перед черной доской и рисуя на ней мелом разные фигуры, я вдруг был поражен мыслью: почему симметрия приятна для глаз? Что такое симметрия? Это врожденное чувство, отвечал я сам себе. На чем оно основано? Разве во всем в жизни симметрия?» Мы попытаемся ответить на эти вопросы Николеньки Иртеньева, устами которого их задает нам сам Лев Толстой в повести «Отрочество». Сегодня у нас заключительный этап работы над межпредметным проектом «Симметрия в архитектуре Коломны». Почему возникла необходимость в таком проекте? Вы обучаетесь в профильном реставрационном классе. Искусство и творчество вам ближе, нежели те теоретические знания, которые вы получаете на уроках, в частности, геометрии. В большинстве своем вы считаете их ненужными, не имеющими применения в вашей будущей профессии. Поэтому целями данного проекта и сегодняшней презентации являются: (слайд 2). А работать мы сегодня будем по следующему плану: (слайд 3). Эпиграфом презентации вашей работы могут быть слова великого математика и физика рубежа XIX-XX веков Германа Вейля (зачитывает). Также мне бы хотелось, чтобы вы в течение урока подумали над формулой, предложенной известным советским архитектором, лауреатом Государственных премий Феликсом Новиковым (зачитывает). Он считал, что «как бы ни глубоки были научные изыскания и сколь современна ни была строительная техника, их детище окажется мертвым, если множитель «искусство» будет равным нулю». В конце урока вы выскажете свое мнение, согласны ли вы с такой формулой или предложите свою?
2. Активизация знаний. Теоретический блиц-опрос.
Вы работали в творческих группах над своим заданием. Презентацию проекта мы проведем в форме виртуальной экскурсии по родной Коломне. Вы выполнили рекламные проспекты своих групп. Вам слово: прорекламируйте тематику своей экскурсии. (Один ученик от группы представляет рекламный проспект). Кроме того, у 4-й группы, которая назвала сама себя группой скептиков была задача навязать предметную, аргументированную дискуссию по вопросу «Только ли симметрия является признаком красоты?» Чтобы результаты дискуссии были наглядными, я предлагаю сейчас высказать свое мнение по этому вопросу голосованием, если вы говорите «да», то поднимите зеленую карточку, если «нет» - красную, кто еще не определился «желтую». (Результаты подсчитываются и записываются на доске). Мы надеемся, что в конце урока вы сможете ответить на вопросы отрока Николеньки Иртеньева.
Итак, блиц-опрос для проверки компетентности наших экскурсоводов (слайды 4-10)
- Что понимается под движением пространства?
- Приведите примеры движений?
- Иллюстрация какой симметрии представлена на рисунке?
- Является ли преобразование подобия движением? Почему?
- Назовите архитектурные стили представленные на слайде?
- Что называется композицией в архитектуре?
Ну что ж, молодцы, я думаю, все готовы совершить виртуальные экскурсии по родному городу.
(Слайд 11)
3. Защита учебных проектов. (Приложение 2)
Выступление 1 группы (слайды 12-18). На макете части крепостной стены и Маринкиной башни, изготовленном учащимися этой группы, иллюстрируется переносная и поворотная симметрия – 20-го порядка
Учитель: Что нам скажут по этому поводу скептики? Чем ответите знатоки оборонных сооружений?
Выступление 2 группы (слайды 19-26). На макете Успенского собора в разрезе и Шатровой колокольни, иллюстрируется зеркальная симметрия, симметрия подобия и поворотная симметрия 6-го порядка.
Предоставляется слово скептикам, а затем слушается возражение экскурсоводов по культовым сооружениям.
Выступление 3-й группы (слайды 27-35). С помощью интерактивной доски, используя программу PHOTOSHOP, учащиеся создают различные орнаменты и демонстрируют виды симметрий. В качестве исходных элементов выступают глиняные заготовки листа дерева и орнаментальной розетки, выполненных учащимися на занятиях керамикой (приложение 1).
Выступление группы скептиков о понятиях «асимметрия», «диссимметрия», «антисимметрия» (слайды 36-44). Демонстрируется выполненный учащимися этой группы эксперимент с нарушением симметрии на примере лица человека (слайд 39). Учащиеся приводят примеры нарушения симметрии в архитектуре города.
4. Подведение итогов.
Учитель: Сегодня вы показали презентацию своей работы. (Слайд 45) Продуктами нашего проекта стали слайд-фильм, буклет с фотографиями и макеты, которые могут быть использованы на уроках геометрии, МХК, ИЗО, краеведения, на элективных курсах в 9-ых классах по предпрофильной подготовке, классных часах, посвященных истории родного города. У нас получился интересный разговор. Наши экскурсоводы смогли ответить на вопрос Николеньки Иртеньева. Конечно не всюду нас окружает симметрия. Но вернемся к вопросу, поставленному на голосование в начале урока: «Только ли симметрия является признаком красоты?» Проведем повторное голосование (голосование и обсуждение результатов). Класс делает вывод о том, что нужно согласиться с группой скептиков, которая утверждала, что в жизни есть место не только симметрии, но и ее частичному или полному отсутствию и от этого окружающий нас мир более гармоничен и красив.
Итак. Согласны ли вы с формулой Ф. Новикова? Если «нет», то предложите свою формулу и аргументируйте ее.
(Возможен ответ «нет» и формула: архитектура = наука*техника*искусство, ведь при сведении к нулю любого компонента формулы, архитектура теряет свое предназначение).
Главное, что сегодня мы смогли убедиться, что архитектура соединяет в себе результаты научного поиска, строительной деятельности и художественного творчества, инженерный расчет, научное знание и художественное озарение. Это понятия взаимосвязанные.
5. Домашнее задание.
Привести примеры с иллюстрациями из области искусства и архитектуры различных видов симметрий, а также асимметрии, диcсимметрии, антисимметрии.
Спасибо вам за вашу творческую работу.