Интегрированный урок (геометрия + история архитектуры) по теме "Симметрия в архитектуре Коломны". 11-й класс

Разделы: Математика, Общепедагогические технологии, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 11


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Защита проекта по теме «Симметрия в архитектуре Коломны» 11 класс

Цели:

  1. Показать значение принципа симметрии в деятельности человека.
  2. Выявить архитектурные стили, представленные в Коломне.
  3. Научиться определять виды симметрии в архитектуре родного города.
  4. Познакомить учащихся с понятиями «асимметрия», «диссимметрия», «антисимметрия».
  5. Ответить на вопросы:
  6.  Во всем ли в жизни симметрия?
  7. Только ли симметрия является признаком красоты?

Общепедагогические задачи:

  1. Формирование у учащихся практической направленности в изучении предметов геометрии и истории архитектуры, умения применять полученные знания на практике.
  2. Развитие у учащихся креативности мышления, умения наблюдать, сравнивать, анализировать и делать выводы, отстаивать свою точку зрения.
  3. Воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию страны, любви к родному городу; трудолюбия, умения работать в команде, толерантности.

Оборудование:

  1. компьютер;
  2. интерактивная доска;
  3. мультимедийный проектор;
  4. макеты архитектурных сооружений города и декоративных элементов, выполненных учащимися на практических занятиях по архитектуре и керамике (приложение 1).

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Активизация знаний. Теоретический блиц-опрос.
  3.  Защита учебных проектов.
  4. Подведение итогов работы над проектом.
  5. Домашнее задание.

Ход урока

На доску вынесены эпиграфы к уроку:

«Симметрия является той идеей, посредством
которой человек на протяжении веков
пытался постичь и создать порядок, красоту
и совершенство».
Герман Вейль

 «Архитектура = (наука+техника)*искусство».
Ф. А. Новиков

1. Организационный момент.

Учитель. «Раз, стоя перед черной доской и рисуя на ней мелом разные фигуры, я вдруг был поражен мыслью: почему симметрия приятна для глаз? Что такое симметрия? Это врожденное чувство, отвечал я сам себе. На чем оно основано? Разве во всем в жизни симметрия?» Мы попытаемся ответить на эти вопросы Николеньки Иртеньева, устами которого их задает нам сам Лев Толстой в повести «Отрочество». Сегодня у нас заключительный этап работы над межпредметным проектом «Симметрия в архитектуре Коломны». Почему возникла необходимость в таком проекте? Вы обучаетесь в профильном реставрационном классе. Искусство и творчество вам ближе, нежели те теоретические знания, которые вы получаете на уроках, в частности, геометрии. В большинстве своем вы считаете их ненужными, не имеющими применения в вашей будущей профессии. Поэтому целями данного проекта и сегодняшней презентации являются: (слайд 2). А работать мы сегодня будем по следующему плану: (слайд 3). Эпиграфом презентации вашей работы могут быть слова великого математика и физика рубежа XIX-XX веков Германа Вейля (зачитывает). Также мне бы хотелось, чтобы вы в течение урока подумали над формулой, предложенной известным советским архитектором, лауреатом Государственных премий Феликсом Новиковым (зачитывает). Он считал, что «как бы ни глубоки были научные изыскания и сколь современна ни была строительная техника, их детище окажется мертвым, если множитель «искусство» будет равным нулю». В конце урока вы выскажете свое мнение, согласны ли вы с такой формулой или предложите свою?

2. Активизация знаний. Теоретический блиц-опрос.

Вы работали в творческих группах над своим заданием. Презентацию проекта мы проведем в форме виртуальной экскурсии по родной Коломне. Вы выполнили рекламные проспекты своих групп. Вам слово: прорекламируйте тематику своей экскурсии. (Один ученик от группы представляет рекламный проспект). Кроме того, у 4-й группы, которая назвала сама себя группой скептиков была задача навязать предметную, аргументированную дискуссию по вопросу «Только ли симметрия является признаком красоты?» Чтобы результаты дискуссии были наглядными, я предлагаю сейчас высказать свое мнение по этому вопросу голосованием, если вы говорите «да», то поднимите зеленую карточку, если «нет» - красную, кто еще не определился «желтую». (Результаты подсчитываются и записываются на доске). Мы надеемся, что в конце урока вы сможете ответить на вопросы отрока Николеньки Иртеньева.

Итак, блиц-опрос для проверки компетентности наших экскурсоводов (слайды 4-10)

  1. Что понимается под движением пространства?
  2. Приведите примеры движений?
  3.  Иллюстрация какой симметрии представлена на рисунке?
  4. Является ли преобразование подобия движением? Почему?
  5. Назовите архитектурные стили представленные на слайде?
  6. Что называется композицией в архитектуре?

Ну что ж, молодцы, я думаю, все готовы совершить виртуальные экскурсии по родному городу.

(Слайд 11)

3. Защита учебных проектов. (Приложение 2)

Выступление 1 группы (слайды 12-18). На макете части крепостной стены и Маринкиной башни, изготовленном учащимися этой группы, иллюстрируется переносная и поворотная симметрия – 20-го порядка

Учитель: Что нам скажут по этому поводу скептики? Чем ответите знатоки оборонных сооружений?

Выступление 2 группы (слайды 19-26). На макете Успенского собора в разрезе и Шатровой колокольни, иллюстрируется зеркальная симметрия, симметрия подобия и поворотная симметрия 6-го порядка.

Предоставляется слово скептикам, а затем слушается возражение экскурсоводов по культовым сооружениям.

Выступление 3-й группы (слайды 27-35). С помощью интерактивной доски, используя программу PHOTOSHOP, учащиеся создают различные орнаменты и демонстрируют виды симметрий. В качестве исходных элементов выступают глиняные заготовки листа дерева и орнаментальной розетки, выполненных учащимися на занятиях керамикой (приложение 1).

Выступление группы скептиков о понятиях «асимметрия», «диссимметрия», «антисимметрия» (слайды 36-44). Демонстрируется выполненный учащимися этой группы эксперимент с нарушением симметрии на примере лица человека (слайд 39). Учащиеся приводят примеры нарушения симметрии в архитектуре города.

4. Подведение итогов.

Учитель: Сегодня вы показали презентацию своей работы. (Слайд 45) Продуктами нашего проекта стали слайд-фильм, буклет с фотографиями и макеты, которые могут быть использованы на уроках геометрии, МХК, ИЗО, краеведения, на элективных курсах в 9-ых классах по предпрофильной подготовке, классных часах, посвященных истории родного города. У нас получился интересный разговор. Наши экскурсоводы смогли ответить на вопрос Николеньки Иртеньева. Конечно не всюду нас окружает симметрия. Но вернемся к вопросу, поставленному на голосование в начале урока: «Только ли симметрия является признаком красоты?» Проведем повторное голосование (голосование и обсуждение результатов). Класс делает вывод о том, что нужно согласиться с группой скептиков, которая утверждала, что в жизни есть место не только симметрии, но и ее частичному или полному отсутствию и от этого окружающий нас мир более гармоничен и красив.

Итак. Согласны ли вы с формулой Ф. Новикова? Если «нет», то предложите свою формулу и аргументируйте ее.

(Возможен ответ «нет» и формула: архитектура = наука*техника*искусство, ведь при сведении к нулю любого компонента формулы, архитектура теряет свое предназначение).

Главное, что сегодня мы смогли убедиться, что архитектура соединяет в себе результаты научного поиска, строительной деятельности и художественного творчества, инженерный расчет, научное знание и художественное озарение. Это понятия взаимосвязанные.

5. Домашнее задание.

Привести примеры с иллюстрациями из области искусства и архитектуры различных видов симметрий, а также асимметрии, диcсимметрии, антисимметрии.

Спасибо вам за вашу творческую работу.