Дополнительное чтение при изучении английского языка – один из эффективных способов пополнить словарный запас

Разделы: Иностранные языки


В современном мире существуют различные источники получения информации, поэтому чтение как таковое несколько теряет свою актуальность и не приносит должного удовлетворения. Непопулярность такого вида речевой деятельности, как чтение на уроках иностранного языка, обусловлена совокупностью факторов, одним из которых является нехватка времени. С помощью чтения иноязычных текстов появляется возможность изменить сложившуюся ситуацию и приблизить учащихся к иноязычным компетенциям, таким как социокультурная, компенсаторная, учебно-познавательная. Приобщение учащихся к традициям, культуре страны изучаемого языка, а также развитие когнитивных особенностей важно на каждом этапе обучения иностранному языку.

Известно, что чтение бывает ознакомительным, изучающим, поисковым, просмотровым и др. Понимание текста с различной “глубиной” помогает учащимся приобретать различные умения (в частности, определить тематику содержания текстов по заголовку; выделить основную мысль, либо главные факты, опуская при этом второстепенные; логически выстроить хронологию событий; оценить полученную информацию, выражая свое мнение и комментируя прочитанное; найти объяснения тем или иным фактам, изложенным в тексте и многое другое).

Для привлечения учащихся к чтению (известно, что требование времени – это увеличение доли самостоятельной работы учащихся), необходимо четко формулировать конкретную задачу, мотивировать их на ее успешное выполнение. Например, подготовка к семинару, круглому столу, где будет обсуждаться данное произведение, либо выполнение творческой работы могут послужить стимулом для прочтения материала и при необходимости детальной работы над ним. А чтобы успешно справиться с поставленными задачами, необходимо обладать определенным словарным запасом, соответствующим возрасту учащихся и этапу обучения.

Цели и задачи обучения иностранному языку, особенности содержания и методики преподавания предмета, особенно на старшем этапе обучения, обуславливают необходимость повторения и систематизации нужного языкового материала. Данные процессы требуют совершенствования методики работы с учебными текстами, интенсификации самостоятельной работы учащихся, воспитания у них заинтересованного отношения к обогащению своего словарного запаса. Организуя самостоятельную работу с текстами для дополнительного чтения (современные УМК предлагают “Extensive reading”), необходимо убедить учащихся в том, что чтение, в независимости от того, где оно предлагается, дома или в классе, – серьезный труд, требующий большой и сложной мыслительной деятельности, самостоятельности, воображения, памяти и волевых усилий. Задания к текстам для чтения, которые содержат современные УМК (например, New Millennium English под редакцией О.Л.Грозы, О.Б. Дворецкой и др.) предлагают большое количество заданий, рассчитанное на пополнение словарного запаса. Несмотря на сложность дополнительных текстов для чтения, особенно в старших классах (9-11), они привлекают внимание, особенно сильных учащихся, своим содержанием, затронутыми проблемами, желанием узнать что-либо новое, выразить свое мнение и, возможно, побыть этим героем, если в дальнейшем планируется инсценировка. Как правило, тексты делятся на несколько частей, к которым, прежде всего, предложены вопросы, проверяющие первичное понимание текста и на которые нужно дать либо устный, либо письменный ответ, стараясь использовать новые лексические единицы. Также существуют вопросы или утверждения, которые предполагают более детальное понимание прочитанного. Здесь крайне необходимо обращать внимание на сноски “Glossary”, “ For Your Info “, которые всегда выделены и не могут не привлечь внимание читающих. Иногда, чтобы понять детали, запомнить нужный языковой материал и обогатить словарный запас, требуется неоднократное чтение текста. Перечитывая текст, ученики выполняют задания, направленные на понимание конкретных деталей содержания и запоминания нужных лексических единиц.

Тексты, предназначенные для чтения, в конечном итоге предполагают такой вид речевой деятельности, как говорение. Оно происходит либо в небольших группах, либо в парах, где предлагается обсудить не только проблемы, затронутые в тексте, но и выразить к ним свое отношение при обязательном использовании необходимой лексики. Но самое интересным заданием, пожалуй, является написание сценария к определенной части текста, где без нужного словарного запаса не обойтись, и в дальнейшем предполагается драматизация. Инсценировка пьесы, особенно, если роли нравятся учащимся и они близки им по характеру, является сильной мотивацией и мощным источником пополнения словарного запаса. Некоторые задания построены таким образом, что просят учащихся предположить, что произойдет впоследствии (predictions). А, если это стихотворение, то необходимо сравнить оригинал с переводом, прибегая к помощи переводческих трансформаций, которые могут быть синтаксическими, стилистическими, семантическими или смешанными. Кроме того следует помнить, что переводческие трансформации различаются по формальным признакам: это перестановки, замены, добавления, опущения и существует такое понятие как “непереводимость”. Все это необходимо учитывать при выполнении конкретных заданий и пополнении своего словарного запаса. Должна сказать, что урок в 9 классе “The craft of poetry” проходит всегда очень интересно. Кроме того, что дети могут работать самостоятельно, в парах или небольших группах (что особенно важно для более слабых и неуверенных учащихся), они приобретают опыт перевода рифмованного текста, а также возможность познакомиться с поэзией страны изучаемого языка (разрешается брать стихи только британских авторов), расширить свой кругозор, немного почувствовать себя поэтом и, конечно же, пополнить свой словарный запас.

Упражнения, которые могут помочь в достижении обозначенных целей и выполнения предложенных заданий на хорошем языковом уровне:

  • Выпишите из текста слова, выражающее душевное состояние (горе, радость, гнев) героя, основные черты его характера, материальное положение (эти слова нужны будут при обсуждении на уроке данного персонажа или при инсценировке данной части текста);
  • Вспомните, какие известные слова можно было бы употребить, описывая поведение данного героя. Скажите, как характеризуют его такие слова…;
  • Определите, кто из персонажей произносит такие слова…;
  • Определите, кто из действующих лиц мог бы сказать такие слова… в разговоре с другим персонажем;
  • Какие слова употребляет автор, чтобы сделать историю более драматичной, таинственной или наоборот веселой и увлекательной;
  • Как вы представляете себе главного героя. Подберите не менее пяти слов, чтобы охарактеризовать его;
  • Определите, какую часть текста можно было бы озаглавить следующим словом (словосочетанием, предложением);
  • Определите, какой из эпизодов в тексте можно было бы подытожить следующим предложением…;
  • Определите, в каком из следующих значений…употреблено данное слово в тексте;
  • Разделите текст на несколько логически законченных частей и озаглавьте их. Употребите в заголовках следующие слова…;
  • Сократите текст, сохранив, где возможно, следующие слова…(это может понадобиться при анализе текста на уроке);
  • Обратите внимание на слова в тексте, которые встречаются неоднократно. Выразите свое мнение, почему это происходит;
  • Данное слово употреблено в тексте несколько раз. Выпишите предложение, в котором оно употребляется в устойчивом словосочетании или представляет собой фразовый глагол;
  • Выделите из первого (последнего) абзаца ключевые слова;
  • Составьте к тексту дополнительные вопросы таким образом, чтобы отвечая на них можно было использовать следующие слова…;
  • Выучите наизусть одно из высказываний данного персонажа, которое можно будет процитировать на уроке в подтверждение своих мыслей об этом человеке;
  • Выпишите из текста слова, которые понадобятся в беседе по темам “Семья”, “Родной город”, “Свободное время”, “Спорт” и многим другим;
  • Вспомните синонимы (антонимы) к словам…;
  • Знаете ли вы пословицы (песни, поговорки), содержащие следующие слова…;
  • Сгруппируйте слова, обозначающие поступки людей, их внутреннее состояние, их взаимоотношения и др.;
  • Сгруппируйте слова, в которых содержится описание природы, отношение к труду, взаимоотношения людей и др.;
  • Сгруппируйте слова по частям речи, темам, ассоциациям и т.д.

Подобные упражнения предлагаются для повторения и систематизации той активной лексики, которая необходима в конкретной учебной ситуации. Учительская фраза “нужно учить слова”, ничем не подкрепленная, не оказывает должного влияния на учеников. Пополнение словарного запаса для учащихся – это, прежде всего, необходимость знать: “Для чего это нужно? Что я смогу употреблять активно, а что будет являться пассивной лексикой?”. В любом случае важно не просто знать отдельное слово или фразу, важно уметь употреблять их в предложениях и подбирать в зависимости от ситуации. При подготовке монологического или диалогического высказывания, важно наполнить их активной лексикой по той или иной тематике, характерной на данном этапе обучения. В частности, тема “Семья” или “Профессии” в начальной школе, на среднем этапе и старшем звучат совсем по-разному, так как используется определенный набор лексико-грамматических единиц, свойственных тому или иному этапу обучения. И, поэтому, если учащиеся не пополняют свой словарный запас и не используют изучаемый грамматический материал в своей речи, любое их высказывание звучит на весьма низком уровне.