Образы теремной архитектуры

Разделы: МХК и ИЗО


Цель: Воспитывать у детей интерес к искусству, как средству выражения чувств, мыслей, отношений и разнообразных замыслов, развивать творческие способности в архитектурно-дизайнерских проектах. Приобщать детей к наблюдению за окружающей действительностью, видению красоты окружающего мира.

Задачи: Развитие у детей художественного вкуса, изобразительных и творческих способностей, пространственного мышления; интереса и любви к искусству, к красоте вокруг нас, чувства патриотизма.

Зрительный ряд: репродукции, презентация.

I. Организационный момент.
II. Формирование новых знаний.
III. Практическая работа.
IV. Обобщение знаний по теме.
V. Задание на дом.

Ход занятия

I. Организационный момент

Приветствие учащихся, проверка готовности рабочего места.

II. Формирование новых знаний

Приложение 1, Приложение 2

2 слайд

Удивительна красота деревянного зодчества. Но искусство строителей из дерева не долговечно, хотя есть еще такие уголки в России, где стоят искусно украшенные избы или избы-исполины. Строительство дома на Руси было делом очень ответственным.

Прежде всего, выбирали место для избы. Место это было на возвышенности, там, где ложились отдыхать домашние животные. Осенью, после уборки урожая, выбранное место окапывали по кругу, чтобы уберечь себя от нечистой силы. В середину круга сажали березку. Это – берегиня.

С наступлением крещенских морозов мужик запрягал лошадь, садился в сани и ехал в лес. Шубу медвежью не надевал, не полагалось к медведю ехать в шубе. У медведя своя шуба, а медведь считался священным животным.

Лес рубили в морозы, потому что дерево считалось в это время мертвым: рубили, а не пилили: считалось, что выгоняли нечистую силу, и дерево лучше сохранялось. Деревья на месте вырубки не обрабатывали, а везли на выбранное место и укладывали по кругу. Весной их польет дождик, подсушит солнышко.

После весеннего сева договаривались ставить сруб в один день. Для этого созывали всю деревню. Расплачивались пирогами, сытным ужином. После этого ставили крышу.

3 слайд

Верхнее обрамление крыши крестьянской избы – охлупень. Это тяжелое, толстое бревно, выдолбленное снизу, прикрывает стык скатов крыши.

4 слайд

Конёк – образное завершение охлупня и одновременно древнейший символ, связанный со всей жизнью крестьянина. Иногда укрепляли голову петуха. Считалось, что изба – это колесница, запряженная лошадьми или птицами, несущаяся навстречу солнцу.

5 слайд

Затем закрепляли причелины.

6 слайд

После того как была поставлена крыша, вешали наличники (на лицо). В окна (очи) должно было заглядывать солнце. Сколько фантазии и выдумки вложил в нее мастер! Но если присмотреться, то в любом из узоров можно разглядеть резкую круглую розетку – знак солнца. Украшая таким знаком-символом свое жилище, крестьянин выражал любовь, почитание небесного светила и словно желал своему дому вечного живительного тепла и уюта, покровительства у судьбы.

7–8 слайды

Старинные деревянные постройки – это не только крестьянские избы. Из тех же элементов в городах из дерева возводили жилые постройки совсем иного вида. Обычно дом строили в два этажа, с надстройкой – чердаком наверху, что придавало строению вид трехъярусного. Затейливые надстройки над горницами и сенями или были в виде башни с окном, или напоминали башню с куполом или с зубцами и шпилем посередине. Эти чердаки были очень красивы, а внутри их – светло и богато убрано. Вот почему их называли светелками, а сам дом – высоким теремом.

9 слайд

Снаружи такой терем-дом напоминает настоящий сказочный дворец. Особую нарядность ему придавала крыша необычной формы.

10 слайд

Кроме причудливых крыш и башенок, каждый терем украшали выступающими вперед галереями, где отдыхали хозяева. Царские терема и дома зажиточных людей нередко расписывали красками, а окна заполняли окрашенной в разные цвета слюдой.

11–20 слайды

– Вспомните сказки, в которых упоминаются расписные теремные постройки.
– Какое настроение вызывает первое рассматривание?
– Как выбрано место застройки, как связано с окружением?
– Каковы конструктивные особенности?

Слушание музыки.

21 слайд

Любуясь красотой русской архитектуры, поэты сочиняли стихи, а композиторы писали музыку. Сейчас мы послушаем отрывок из фортепианной сюиты М.Мусоргского “Старый замок”. Попробуйте представить себе красоту этого замка, нарисуйте картину в своём воображении. (Слушание.) А теперь посмотрите, как его представляет художник. (Открывается замок).

Что вы представили, слушая музыку?
– Какие краски появились в вашем воображении?
– Мы попробовали создать соответствующее настроение для творчества.
– А сейчас вы сами побудете мастерами.

III. Практическая работа

22 слайд

Задание: Рисунок сказочного терема

IV. Обобщение знаний по теме

– В чем особенности декоративного убранства теремов?

V. Задание на дом