Эпиграф: |
Цель: расширение знаний старшеклассников о значимости воды в жизни человека.
Задачи:
- Способствовать воспитанию гуманного отношения к родной природе.
- Развитие познавательного интереса.
- Развитие интеллектуальных, творческих способностей старшеклассников.
- Формировать экологическую культуру.
- Развивать взаимодействие в группе.
- Воспитывать чувство прекрасного.
Оборудование: компьютер, проектор, фотоаппарат, минеральная вода в бутылках, фломастеры, листы ватмана, фото о воде, фотографии рек Пермского края, репродукции картин художников И.К.Айвазовского “Среди волн”, В.Д.Поленова “Золотая осень”, А.К.Саврасова “Ранняя весна.Оттепель.”, “На волге”, А.И.Куинджи “Лунная ночь на Днепре”, “Волны”, И.И.Левитана “Золотая осень”, песня Э. Хиля “Как провожают пароходы”, кадры из кинофильма “Величие водопадов”
Ход мероприятия
Учитель: Дорогие ребята, сегодня мы будем говорить о том, без чего не было бы жизни на Земле.
– Как вы думаете, о чем пойдет речь на классном часе, глядя на наше оформление? (О воде.)
– Конечно, о ее величестве воде, воде – чудесном даре природном.
1. Чтение эпиграфа учителем.
2. Показ кадров из документального
кинофильма "Величие водопадов".
(Видеофильм можно
посмотреть связавшись с автором статьи.)
Учитель: Какие фразы, слова, выражения возникают у вас при слове “вода”? Составьте на листочках ассоциативный ряд, связанный с этим словом.
3. Ученики зачитывают слова и выражения ассоциативного ряда.
4. На экране появляется коллаж (слайд 1), см. Приложение 1.
Учитель:
Что такое вода? Минерал, не имеющий цвета,
Не имеющий запаха, формы, но ты оглянись –
Это главное таинство, главное чудо Планеты,
Это главный исток, из которого вылилась Жизнь.Без воды на Планете не мыслимо что-то живое
И вода вездесуща – и в недрах, и по-над землей,
И планету Земля, во Вселенной зерно голубое,
Было б много точнее назвать не Землей, а Водой.Океаны и реки, озера и вечные льдины,
Сок деревьев и трав, кровь живущих зверей и людей –
Это только вода, это Жизни самой сердцевина,
Это плазма Планеты, а может Галактики всей.
Слово учителя:
22 марта Международный день водных ресурсов, отмечается во всем мире с 1993 года. Неделя воды ежегодно проходит и в Перми. Вода – самое простое и привычное вещество на планете. Но в то же время таит в себе множество загадок. Ее до сих пор продолжают исследовать ученые, находя все больше интересных данных о воде.
Нам, жителям Пермского края, есть чем гордиться, есть что сохранить и защитить – это наши красивейшие реки: Каму, Чусовую, Сылву, Вишеру. Их на нашей территории более 4-х тысяч.
Сегодня мы расширим ваши знания о значимости воды в жизни человека. Представляем вашему вниманию устный журнал “Вода – чудесный дар природный”.
I. “Вода – источник жизни и всего живого”
Откроем первую страницу под названием “Вода – источник жизни и всего живого” (слайд 2), см. Приложение 2
1. Работа с текстом/
Учитель: Прочитайте внимательно текст о воде, который не имеет названия. Ваша задача: прочитать текст и озаглавить его. (примерные заголовки: “Вода – величайшее в мире богатство”, “Вода – источник жизни”, “Интересное о воде”, “Уникальная жидкость”, “Вода – это жизнь” и др.)
– Что поразило вас в этом тексте?
2. Работа в группах/
– А теперь каждая группа получит задание по тексту:
1 группа. Вам предлагается составить по тексту “Банк вопросов” (“толстые” и “тонкие” вопросы) таблица 4.
Например:
2 группа. Заполните таблицу 1 “ЧТО? ГДЕ? КОГДА? КАК?”
3 группа. Заполните таблицу 2 “ПМИ”.
4 группа. Составьте двухчастный дневник (таблица 3)
3. Затем звучат выступления от каждой группы.
II. Учитель: Следующая страница нашего журнала называется “Чудодейственная сила воды” (слайд 3)
Какая вода совершает чудеса с организмом человека? (Святая, родниковая, минеральная.)
Поговорим о чудесных свойствах минеральных вод. Какие минеральные воды вы знаете? (Ответы учащихся.)
Учитель: А сейчас одна из групп отправится создавать фоторепортаж “Вода вокруг нас”. Вам предстоит самостоятельно обозначить тему, за короткий промежуток времени создать фоторепортаж и защитить.
Ребята, сейчас вы получите легенды (Приложение 8) о минеральной воде, прочитайте их внимательно и выберите информацию, которая стала для вас новой.
Группы учащихся работают с легендами: “Нарзан – бесценный дар”, “Боржоми – благотворный источник”, “Ессентуки – “живой волос””, “Архыз – кавказский источник”.
– Какую новую информацию вы узнали?
III. Следующая страница нашего журнала звучит так: “Дым, который гремит” (слайд 4)
1. Учитель:
– Может ли кто-то сказать, о чем пойдет речь?
– Вот вам еще подсказка:
Алмазна сыплется гора
С высот четыремя скалами,
Жемчугу бездна и сребра
Кипит внизу, бьет вверх буграми:
От брызгов синий холм стоит.
Г.Р.Державин
– Так о чем идет речь в стихотворении? (о водопадах).
2. Показ кадров из документального фильма
"Мир водопадов"
(Видеофильм можно
посмотреть, связавшись с автором статьи)
3. Учитель: Следующее задание связано с водопадами. На столах у вас тексты (Приложение 5) с описанием водопадов, познакомьтесь внимательно и постарайтесь определить по отдельным деталям, приметам в тексте, какие водопады изображены на слайдах презентации “Водопады” (1–15).
4. – А что вы знаете о водопадах нашей родины и края? (О водопаде Илья Муромец, Плакун.)
Учитель: Красивые поэтические названия дают народы мира “танцующей воде”, так называют водопады. В Швеции есть водопад Прыжок зайца, в Корее – Семь драконов, в Киргизии – Голубиный водопад, а на Кавказе – Девичьи волосы и Водяное горло. Самый высокий водопад в Индии (252 м.) -Уголок чудес.
– Почему они так называются, в узнаете самостоятельно и поделитесь этой информацией на следующем классном часе.
IV. Следующая страница нашего журнала “А знаешь ли ты?” (Слайд 5)
1. Учитель: Интересные факты о воде предлагаются вашему вниманию.
Каждая группа получает карточки с фактами о воде (Приложение 6). Согласно этим фактам, составьте рекламу, слоган, стихотворение под девизом “Гимн воде”.
2. Каждая группа оформляет творческую работу на листе бумаги, представляет и помещает на доску.
3. Посмотрим, что подготовили наши фоторепортеры (группа ребят демонстрирует фотографии, запечатлевшие воду в различных агрегатных состояниях).
– Предложите название фоторепортажу. (“Вода вокруг нас”, “Вода, которая нас окружает” и др.)
4. Отчеты групп о творческих работах.
(Учитель благодарит ребят за творческие работы).
4. Учитель: И наши знаменитые художники: маринист Айвазовский, и Поленов, и Саврасов, и Куинджи, и Левитан на своих полотнах изобразили главное богатство планеты – воду. Это своеобразный Гимн воде! Посмотрите, как она живописна!
Рефлексия
Учитель: Вода!.... Что ты такое? Ты не просто необходима для жизни, ты и есть сама жизнь. С тобой во всем существе разливается блаженство. Ты – величайшее в мире богатство. Ты – божество, которое так легко спугнуть. Ты даешь нам бесконечное простое счастье.
– А что сегодня на классном часе для вас стало открытием?
– Закончите предложение…
- Я сегодня узнал, что вода – это ….
- Я хотел бы посоветовать себе и всем нам….
- Мне трудно представить, что ….
- Для меня стало открытием, что ….
- Я никогда не думал, что ….
- Я убежден в том, что ….
Учитель:
Очень хочется верить, что люди еще повзрослеют,
Что источник всей Жизни на этой Земле сохранят,
И в бездонном пространстве планета Земля голубая
Будет так же сиять, как и тысячелетья назад.
Звучит песня в исполнении Э. Хиля “Как провожают пароходы” (демонстрируются фото о воде).
Учитель: Ребята, прошу вас насладиться минеральной водой – чудесным даром природным. Глоток живительной влаги освежит и взбодрит вас! Всем огромное спасибо!