Программа разработана на основе:
- Федерального компонента государственного образовательного стандарта;
- Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации;
- Примерной программы основного общего образования по английскому языку
- Авторской программы Тима Фалла и Пола Дейвиса “Solutions”. Издательство Оксфорд Пресс.
Программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта Тима Фалла и Пола Дейвиса “ Solutions”(intermediate-upper intermediate). Издательство Оксфорд Пресс. Учебно-методический комплекс “Solutions” для 10–11 классов состоит из следующих компонентов:
- Книга для ученика (Student’s book)
- Рабочей тетради (Workbook)
- Аудио СD
- Книги для учителя.
- DVD с заданиями для самостоятельной подготовки к экзамену.
Программа рассчитана на 175 часов учебного времени. Объём часов учебной нагрузки, отведённых на освоение рабочей программы, определен учебным планом МОУ гимназии №4 г. Пятигорска и соответствует базисному учебному плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации.
Указанный методический комплекс адресован выпускникам средней школы для целенаправленной подготовки к единому государственному экзамену по английскому языку. Авторы учебника на протяжении нескольких лет вели исследовательскую деятельность, работая в колледжах и школах, изучая, что учителя ждут от нового учебника. И в результате они создали книгу, которая имеет кристально-чистую структуру: один урок в книге равен одному уроку в классе.
Важным положительным моментом данного пособия является точная градация материала не только по степени трудности материала, но и по времени, отведенному на выполнение каждого вида заданий. Несомненный положительный эффект дает применение в пособии различных стратегий аудирования, говорения, письма и чтения в зависимости от поставленной коммуникативной задачи. Следует также отметить:
- применение в пособии тестовых заданий, адекватных заданиям ЕГЭ;
- ознакомление учащихся 10–11 классов с текстами разных типов и жанров, языком современной прессы, материалами сети Интернет;
- формирование умений аргументировать свою позицию, высказывать контраргументы в устной и письменной речи;
- совершенствование навыков употребления лексико-грамматического материала (в том числе и с помощью приведенного в пособии справочника);
- развитие таких общеучебных умений как умение делать заключение и его аргументировать, обрабатывать информацию и принимать адекватные решения;
- соблюдение заданных объёмов выполнения коммуникативных заданий в указанное в инструкциях время.
Работа с данным учебно-методическим пособием способствует качественной подготовке учащихся выпускных классов гимназии не только к успешной сдаче единого государственного экзамена, но и даёт прочную базу для дальнейшего формирования коммуникативной компетенции выпускников в условиях высшего учебного заведения.
Содержание обучения
Содержание обучения включает следующие компоненты:
1. Сферы общения (темы, ситуации, тексты). Предлагаемые данной программой ситуации являются конкретной реализацией заданного стандартом содержания образования по английскому языку.
2. Навыки и умения коммуникативной компетенции:
- речевая компетенция (умения аудирования, чтения, говорения, письменной речи);
- языковая компетенция (лексические, грамматические, лингвострановедческие знания и навыки оперирования ими);
- социокультурная компетенция (социокультурные знания и навыки вербального и невербального поведения);
- компенсаторная компетенция (знание приёмов компенсации и компенсаторные умения);
- учебно-познавательная компетенция (общие и специальные учебные навыки, приёмы учебной работы).
Предметное содержание речи
Учащимся предлагаются следующие учебные ситуации, которые очень интересны им:
- Снимая камерой.
- Воспоминания.
- С 9 до 5.
- Тело и ум.
- Наше будущее.
- Рассказывая истории.
- Настоящая любовь?
- Путешествие.
- Тратим, тратим, тратим!
- Вдохновение.
- Не смотря ни на что.
- Чтобы там не говорили.
- От колыбели до могилы.
- Человек и зверь.
- В новостях.
- Точка зрения.
- Ведем мир к правам.
- Пойманные в сети.
- Шаг по лестнице.
- Вне этого мира.
Речевая компетенция
Виды речевой деятельности:
Говорение
Диалогическая речь.
Учащиеся продолжают развивать навыки ведения:
- диалога этикетного характера (участвовать в беседе в известных ситуациях официального общения),
- диалога-расспроса (осуществлять запрос информации, обращаться с разъяснениями),
- диалога-побуждения к действию (выражать конкретные предложения в соответствии с ситуацией и темой общения, а также побуждать собеседника к высказыванию своих предложений по обсуждаемой теме),
- диалога-обмена мнениями, сообщениями (выражать своё отношение к высказываниям партнера, своё мнение по обсуждаемой теме, обращаться за разъяснениями в случае необходимости).
- комбинированного диалога (сочетание разных типов диалогов) на основе тематики учебного общения, в ситуациях официального и неофициального повседневного общения.
- полилога, в том числе и в форме дискуссии, с соблюдением речевого этикета, принятых в стране изучаемого языка.
Монологическая речь.
Продолжается совершенствование навыков:
- продуцирования связанных высказываний с использованием основных коммуникативных типов речи (описание, повествование, рассуждение, характеристика),
- передачи основного содержания прочитанного с выражением своего отношения, оценки, аргументации,
- самостоятельного высказывания в связи с прочитанным текстом, полученными результатами проектной работы,
- рассуждения о фактах, событиях, особенностях культуры стран изучаемого языка.
Чтение
- понимание основного содержания сообщений, несложных публикаций научно-познавательного характера, отрывков из произведений художественной литературы,
- полное и точное понимание прагматических текстов, публикаций научно-популярного характера, отрывков из произведений художественной литературы
- выборочное понимание необходимой информации из текста статьи, проспекта.
Аудирование
Совершенствование навыков:
- понимания на слух основного содержания несложных звучащих текстов монологического и диалогического характера в рамках изучаемых тем (прогноз погоды, объявления, программы теле– и радиопередач, интервью, репортажи, фрагменты радиопередач),
- выборочного понимания на слух необходимой информации в объявлениях, информационной рекламе, значимой запрашиваемой информации из несложных аудио– и видеотекстов,
- полного понимания текстов монологического и диалогического характера в наиболее типичных ситуациях повседневного и элементарного профессионального общения.
Письменная речь
Совершенствование навыков написания:
- автобиографии, резюме,
- заполнения анкеты, бланков, формуляра,
- написания личного письма с употреблением формул речевого этикета, принятых в стране изучаемого языка, с изложением новостей, рассказом об отдельных фактах и событиях своей жизни, с выражением своих суждений и чувств, описанием планов на будущее и расспросе об аналогичной информации партнера по письменному общению,
- написание делового письма с употреблением формул речевого этикета, принятых в стране изучаемого языка в соответствии со спецификой, с типом письменного текста.
- составление плана, тезисов устного, письменного сообщения, в том числе на основе выписок из текста. Изложение содержания прочитанного текста в тезисах и обзорах,
- описание событий, фактов, явлений, в том числе с выражением собственного мнения, суждения.
Языковой материал
Грамматическая сторона речи.
– Present Tense Contrast. (State and dynamic verbs).
– Past Tense Contrast.
– Defining Relative Clauses.
– Non-defining relative clauses.
– Past Simple and Present Perfect Contrast.
– Present Perfect Continuous.
– Talking about the future.
– Future Perfect and Future Continuous.
– Reported speech. (statements)
– Reported speech (questions)
– Comparison.
– Talking about imaginary situations.
– The Passive.
– Indefinite pronouns: some, any, no.
– Have Something Done.
– Third Conditional.
– Participle Clauses.
– Determiners: all, each, every, few, little.
– Verb patterns.
– Used to.
– Past and Perfect Tenses.
– Past Perfect Simple and Continuous.
– Determiners.
– Talking about the future.
– Future Continuous and Future Perfect.
– Talking about ability.
– Nominal clauses.
– Reported speech: statements and questions.
– Reported verbs.
– Question forms.
– Question tags.
– Advice, obligation and prohibition (must and have to).
– Speculating: present, past and future.
– Modals in the past.
– Mixed Conditionals.
– Future in the past.
– Habitual behavior (present and past)
– Passive.
– Advanced structures.
Социокультурная компетенция
Тексты для чтения содержат в себе страноведческую информацию о странах изучаемого языка, что позволяет учащимся сравнить особенности англо-говорящих стран со своей страной. Тексты представляют следующие темы:
– Стереотипы (беседа о национальных характеристиках);
– Помня прошлое (отношение к дням памяти);
– Работая за границей (жизнь иммигрантов в Великобритании);
– Зависимые от фаст фуда (американские подростки, диета и стиль жизни);
– Зеленое будущее (проблемы защита окружающей среды);
– Миф или реальность (Лохнесское чудовище);
– Туризм и путешествие (Британцы в отпуске);
– Реклама в школе (за и против рекламы в школе);
– Это искусство? (Британское современное искусство)
– Великие Бриты (Герои Британии);
– Бум собственности (описание собственности в Британии);
– Молодые и старые (о жизни пожилых людей в Британии);
– Британцы и их питомцы;
– Газеты (Британские газеты);
– Религия (Рост религии);
– Наша исчезающая планета (экологические проблемы);
– Социальные сайты;
– В поисках лучшей жизни (иммигранты из Европы в Соединенном королевстве);
– Научная фантастика.
Уделяется большое внимание совершенствованию навыков использования и преобразования языковых форм в соответствии с ситуацией. Учащиеся продолжают знакомиться с семантическими особенностями слов, идиоматических выражений, их семантикой в зависимости от стиля и характера общения, того эффекта, который они могут оказывать на собеседника.
В связи с ориентированностью на социальные нормы (правила хорошего тона, нормы общения между представителями разных поколений, полов, общественных групп, языковое закрепление определенных ритуалов, принятых в данном обществе) социолингвистический компонент оказывает большое влияние на языковое оформление общения между представителями разных культур.
Компенсаторная компетенция
Продолжается совершенствование компенсаторных умений:
- пользоваться языковой догадкой при чтении и аудировании, прогнозировать содержание текста по заголовку,
- использовать текстовые опоры,
- использовать переспрос и словарные замены в процессе речевого общения,
- использовать перифраз, толкование, синонимы, эквивалентные замены для дополнения, уточнения, пояснения мысли.
Учебно-познавательная компетенция
Здесь необходимо выделить совершенствование следующих умений:
- умение ставить цель и организовывать её достижение, умение пояснить свою цель;
- умение организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;
- умение работать со словарями (двуязычным и одноязычным), энциклопедиями;
- умение ориентироваться в письменном и аудиотексте на английском языке, обобщать информацию, фиксировать содержание сообщений, выделять нужную/основную информацию из различных источников на английском языке;
- умение пользоваться компьютерными ресурсами, находить нужную информацию, обобщать и делать выписки для дальнейшего использования в процессе общения на уроке, эссе, проектах.
Одним из активных методов формирования учебно-познавательной компетенции на уроке является создание проблемных ситуаций, суть которых сводится к воспитанию и развитию творческих способностей учащихся, к обучению их системе активных умственных действий. Эта активность проявляется в том, что ученик, анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя фактический материал, сам получает из него новую информацию.
В процессе обучения главным является постановка перед учащимися на уроках какой-то маленькой проблемы и старание совместно с ними ответить на поставленный вопрос.