Жизнь и творчество великого английского писателя и драматурга Уильяма Шекспира

Разделы: Иностранные языки


Английская литература – составная часть мировой культуры. Лучшие традиции английского искусства обогатили мировую литературу. Произведения мастеров английской художественной прозы и поэзии, переведенные на многие языки завоевали признание далеко за пределами Англии.

Знакомство с таким великим английским писателем и драматургом В. Шекспиром имеет свою историю. Его творчество издавна пользовалось в России признанием и любовью.

Литература Англии прошла большой и сложный путь развития, она связана с историей страны и ее народа, в ней переданы особенности английского национального характера. Своеобразие ее проявилось в средневековой поэзии, комедиях и трагедиях Шекспира.

Мировое значение Шекспира – в реализме и народности его творчества.

Писатель – гуманист, чьи творения явились вершиной английской поэзии и драматургии эпохи Возрождения, Шекспир передал движение истории, переломный характер и трагические противоречия своего времени, обратился к острейшим политическим проблемам, создал незабываемо яркие, многогранные, характеры героев. Проблема «человек и история» стало основой в его творчестве. В центре сюжета большинства драм Шекспира стоит личность, которая раскрывается в борьбе, происходящей в настоящем. Человек в произведениях Шекспира связан с жизнью современного драматургу общества. Драматург всегда изображал конфликты, характеры и нравы Англии. А.С.Пушкин говорил о многосторонности характеров у Шекспира: «Лица, созданные Шекспиром .....существа живые, исполненные многих страстей, многих пороков ; обстоятельства развивают перед зрителем их разнообразие и многосторонние характеры».

Народность Шекспира в том, что он жил интересами своего времени, был верен идеалам гуманизма, воплощал в своих произведениях этическое начало, черпал образы из сокровищницы народного творчества, изображал героев на широком народном фоне.

В творчестве Шекспира – истоки развития драмы, лирики и романа нового времени.

Народный характер драматургии Шекспира определяется также языком. Шекспир использовал богатство разговорного языка жителей Лондона, придал словам новые оттенки, новый смысл. Образность языка в пьесах Шекспира достигается частым употреблением сравнений и метафор.

Многие пословицы и поговорки подарил Шекспир английскому языку, которыми люди пользуются каждый день. Такие, например, как: «To be or not to be»... («Быть или не быть»...)» All΄s well that ends well» («Все хорошо, что хорошо кончается»). «Love is blind» («Любовь слепа»).

Трагическое у Шекспира диалектично. Общество может нарушать естественные нравственные отношения и привести героев к гибели(Ромео и Джульетта), и герой в силу ряда своих отрицательных свойств может совершить зло и нанести ущерб обществу (Макбет ), и одновременно герой и общество могут быть виновны по отношению друг к другу (Король Лир). Все зависит от реальной сложности общественных противоречий, времени и психологических конфликтов каждой отдельной личности. Борьба между добром и злом идет не только на общественной арене, но и в душе человека.

Вершиной английской поэзии эпохи Возрождения и важной вехой в истории мировой поэзии явились сонеты Шекспира, в которых раскрывается сложный и многогранный душевный мир лирического героя. Поэт возвеличивает духовную красоту человека и вместе с тем изображает трагизм жизни в условиях того времени.154 сонета, созданных Шекспиром, объединяются образом лирического героя, который воспевает свою преданную дружбу с замечательным юношей и свою пылкую и мучительную любовь к смуглой леди (The Dark Lady of the Sonnets). Лучшими из них признаны, опубликованные в 1949 году переводы С.Я. Маршака, который сумел передать философскую глубину и музыкальность сонетов Шекспира.

Возникновение жанра исторической хроники обусловлено противоречиями самой английской действительности. Шекспир верно воспроизвел исторические события.

В трилогии «Генрих VI» изображена война Алой и Белой роз, когда английские бароны жестоко истребляли друг друга в междоусобной борьбе Ланкастеров и Йорков. Шекспир показал кровавые распри феодалов, осуждая обе враждующие стороны. Он выступает сторонником сильной королевской власти, которая могла бы покончить с феодальными войнами. Поэтому он осуждает короля Генриха VI, слабого, неспособного управлять страной человека, не могущего усмирить враждующих баронов и т.д.

В статье «Луч света в темном царстве» Н.А. Добролюбов так определяет всемирное значение Шекспира: «Многие из его пьес могут быть названы открытиями в области человеческого сердца; его литературная деятельность подвинула общее сознание людей на несколько ступеней, на которые до него никто не поднимался и, которые только были издали указываемы некоторыми философами. И вот почему Шекспир имеет такое всемирное значение: им обозначается несколько новых ступеней человеческого развития».

Уильям Шекспир родился 23 апреля 1564 года в Стратфорде-он-Эйвон в семье перчаточника. Будущий драматург учился в грамматической школе, где преподавали латинский и греческий языки, а также литературу и историю. От народа он усвоил английский фольклор и богатство народного языка. В те времена в Англии не было театров. Группы актеров путешествовали по городам, показывая представления на улицах. Иногда они приезжали в Стратфорд-он-Эйвон.

Мальчик ходил смотреть представления и они ему очень нравились. Он хотел стать актером. Иногда Уильям писал сам маленькие пьесы и ставил их на сцене со своими друзьями.

Когда Уильяму исполнилось 21 год, он уехал в Лондон. Там он присоединился к группе актеров и стал писать пьесы для них. Вскоре пьесы Шекспира стали известными. Он начал работать в театре «Глобус», который был первым профессиональным театром.

Пьесы Шекспира пользовались большой популярностью, хотя его имя мало кто знал в то время, ибо зритель обращал внимание прежде всего на актеров.

В 1612 году Шекспир оставил театр, перестал писать пьесы и вернулся в Стратфорд-он-Эйвон. Шекспир умер 23 апреля 1616 года и был похоронен в родном городе.

Приложение 1, Приложение 2

В заключение я должна сказать, что имя Шекспира хорошо известно во всем мире и его книги особенно популярны среди российских людей.

Используемая литература

  1. Михальская Н.П. Аникин Г.В. История английской литературы: Учебник для гуманитарных факультетов вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 1998.-516 с.
  2. Морозов М. Статьи о Шекспире. – М.,1964.
  3. Белинский В.Г. Полн. собр. соч.:. 13 т. – М., 1954– т. 5 – с. 496.
  4. Шведов Ю.Ф. Вильям Шекспир; исследования. – М,. 1977.
  5. Комарова В.П. Личность и государство в исторических драмах Шекспира. – Л., 1977.
  6. Самарин Р.М. Реализм Шекспира. – М., 1964, гл. «Эстетическая проблематика сонетов Шекспира».