Что роднит музыку с литературой. Введение в тему I полугодия 5-го класса "Музыка и литература"

Разделы: Музыка, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (10 МБ)


Цель урока: Выявление многосторонних связей музыки и литературы

Задачи урока

Образовательные:

  • создать проблемную ситуацию через поиск ответов на вопросы, раскрывающие взаимодействие музыки и литературы: что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? Что стало бы с литературой, если бы не было музыки? Что роднит их между собой?
  • выявить опорныё направления взаимосвязи данных видов искусства: интонация, жанры, развитие и восприятие в процессе времени.

Развивающие:

  • развивать воображение через восприятие музыки и поэзии.
  • учить умению самостоятельно находить решение проблемы по определению многосторонних связей различных видов искусств.

Воспитательные:

  • Учить находить взаимосвязь искусства и жизни.
  • Учить сопереживанию и эмоциональной отзывчивости в процессе восприятия музыки и литературы.

Музыкальный материал:

  1. Аудиозаписи - П. И. Чайковский. «Финал симфонии №4» (фрагмент); М. И. Глинка. «Жаворонок» (1 куплет).
  2. Вокальная работа – русская народная песня «Во поле берёза стояла»; М. Глинка, слова Н. Кукольника. «Жаворонок»

Дополнительный материал:

  1. На листе А4 изображения нескольких инструментов разных групп симфонического оркестра (по 1 листу на каждую группу).
  2. жетоны-«смайлики»
  3. «Пёстрая лента» - склеенные в длину из цветной бумаги 2 полоски светлой и тёмной окраски. (размеры приблизительно 5x20см) в количестве из расчёта 2 «ленты» на группу.
  4. «Экспертное заключение» - лист А4 с таблицей, содержащей вопросы по впечатлениям от урока, общим количеством баллов на группу для самостоятельного распределения их между всеми участниками группы.

Образец Экспертного заключения на одну группу (4 человека)

Число, класс, № группы

 

Общая сумма баллов

 

ф.и., тестовая оценка впечатления об уроке:

  • очень интересно - 2
  • не очень интересно - 1
  • не интересно - 0

баллы

оценка

1

 

 

2

 

 

3

 

 

4

 

 

Ход и содержание урока

Инициация

Приём: «Приглашение на фестиваль».
Учитель приглашает всех учащихся принять участие в фестивале классных талантов «201-ая музыкальная планета». (Слайды 1, 2)

Учащиеся знакомятся с общей структурой подготовки и проведения этого мероприятия
(Слайд 3):

  1. Для участия в фестивале ученики 5-9 классов работают над групповым проектом 1 четверти «Русская вокальная музыка – живой родник русской души».
  2. Каждая параллель класса работает над проектом по своему направлению, которое является тематическим разделом группового проекта.
  3. Тематический раздел проекта объединяет все темы, изучаемые на уроках в 1 четверти.
  4. Ученикам 5-7 классов дистанционно, а так же на дополнительных внеклассных занятиях оказывают помощь в работе над своим разделом проекта ведущие эксперты – ученики 8 и 9 классов под руководством учителя.
  5. На последней учебной неделе 1 четверти работа над проектом завершается и экспертами выбираются лучшие материалы, которые демонстрируются в школе на 1-ом этапе фестиваля классных талантов «201-ая музыкальная планета».

Вхождение в тему

Интеллектуальный тренинг «Стань музыкою слово» ( слайды №4-8)

- Какие темы в I четверти нам предстоит изучить, чтобы выполнить работу над проектом?

Выяснить это нам поможет интеллектуальный тренинг «Стань музыкою слово».

- По названию тренинга Вы можете определить направление работы над проектом в 5-ом классе.

Задание. Зная название своего направления в проекте и тему этого урока: «Что роднит музыку с литературой», найдите ещё 3 названия тем I четверти.

Условие. Выберите в тексте фразу, которой можно завершить предложение или ответить на заданный вопрос.

Проведение.

  1. Ученики знакомятся с предложением или вопросом и читают текст, из которого нужно найти недостающую для окончания фразу или дословный ответ на вопрос. Выбранная фраза является названием одной из тем 1 четверти.
  2. Учитель слушает выбранный вариант названия новой темы от каждой группы, после чего на слайде (по щелчку) появляется правильный вариант ответа.
  3. Команды, ответ которых совпал с правильным вариантом, награждаются жетонами.

Формирование ожиданий учеников

- Теперь Вы знаете названия всех тем I четверти, которые Вам предстоит освоить, работая над проектом. Какие вопросы и предложения в связи с этим у Вас появились? Что Вам понравилось или не понравилось, понятно или не понятно в направлении своей работы?

Метод «Пёстрая лента»

Проведение.

  1. Каждой группе учащихся, сидящих по 4 человека, предлагается кратко сформулировать беспокоящие их в связи с работой над проектом проблемы, написав их вместе или по очереди на темной части «ленты», а надежды и пожелания положительного характера на светлой части «ленты».
  2. Учитель объясняет, что он и его помощники-старшеклассники учтут это в дальнейшей работе, а наиболее часто повторяющиеся вопросы и предложения будут озвучены и прокомментированы на следующем уроке.

Эмоциональная разрядка

Игра «Человек-оркестр» (слайды 9-17)

Цель: физическая и эмоциональная разрядка с непроизвольным закреплением слуховых навыков определения различных групп симфонического оркестра.

Проведение.

  1. Подготовительный этап (без музыки) – дети вместе с учителем изображают игру на одном из инструментов симфонического оркестра, а затем получают жетоны за определение настроения, с которым играл музыкант и группы, из которой этот инструмент. (Проверка ответов происходит при «щелчке» на выбранную фигурку музыканта из любого слайда в данной игре).
  2. Основной этап - игра под музыку П. И. Чайковского. Финал из «симфонии №4» - по команде дирижёра (учителя) вступают разные музыканты (участники каждой команды по очереди), «играющие» на звучащих в это время инструментах, изображая ведущую группу симфонического оркестра и передавая смену настроений в музыке.
  3. Заключительный этап – после исполнения зрители (участники всех групп в тот момент, когда они не изображали музыкантов) присуждают «смайлики» лучшим группам музыкантов, обосновывая свой выбор.

Интерактивная лекция

Игра «Выбираем Музу» (слайды 19-20)

- Сегодня мы пригласим греческих Муз, чтобы они помогли нам понять, что роднит музыку с литературой. Давайте сначала познакомимся с каждой из них и определим, какие виды искусства они представляют.

На экране попарно появляются изображения Муз с кратким описанием каждой из них. Дети определяют, что Эвтерпа соединяет в себе два вида искусства – музыку и литературу; Каллиопа и Мельпомена ближе к литературе, а Терпсихора - к музыке.

Задание.

- Определите, какой Музе принадлежит фрагмент звучащего произведения.

Первый пример: учитель наигрывает мелодию русской народной песни «Во поле берёза стояла». Команды называют выбранных ими Муз, доказывая связь музыки с литературой, т. к. узнают известную песню, где есть и мелодия и слова.

Для подтверждения сказанного учитель предлагает выразительно исполнить 1-ый куплет песни.

Второй пример: учитель сначала читает первую фразу стихотворения Н. Кукольника «Жаворонок», а затем наигрывает ту же фразу из мелодии М. Глинки «Жаворонок». (Перед показом литературной и музыкальной фразы учитель не говорит детям названия, а сообщает только автора стихотворения - Н. Кукольник и автора музыкального произведения – М. Глинка).

Команды называют выбранных ими Муз.

По ходу выполнения заданий группы награждаются жетонами за ответы, культуру слушания и исполнение песни.

Переход к этапу рефлексии.

- Как Вы думаете, сходны ли между собой фразы из произведений Н. Кукольника и М. Глинки и нельзя ли их объединить друг с другом по родству интонаций? (Дети, размышляя, выразительно повторяют по очереди литературную и музыкальную фразы из «Жаворонка» Н. Кукольника и М. Глинки, показывая рукой плавную линию повышений и понижений голоса).

Вывод: интонации этих фраз имеют большое сходство.

Рефлексия деятельности на уроке

Слушание музыки и вокальная работа - приём «Чувствую, дышу, пою» (слайды 21-23)

- Какие чувства объединяют музыкальную и литературную интонацию этих фраз? (нежность, грусть, мягкость, тепло души, влюблённость и т. д.)

- Вы знаете, что чувства и переживания человека во время пения или речи связаны с дыханием. Послушайте и определите, каким будет дыхание певца (спокойным или торопливым, глубоким или прерывистым), чтобы можно было выразить перечисленные Вами чувства?

Слушание 1-го куплета «Жаворонка» М. Глинки на стихи Н. Кукольника. (Ответ – дыхание певца спокойное и глубокое).

Задание.

  1. В процессе разучивания следуйте принципу «Чувствую, дышу, пою», чтобы Ваши чувства передавались в пении, благодаря удобному правильному дыханию.
  2. Вокальная работа – разучивание песни «Жаворонок».

Самостоятельная работа в группах: «Какая Муза здесь царит?» (слайды 24-28)

Задание.

Во время слушания музыки П. И. Чайковского из «Финала симфонии №4» определите, какие Музы помогли композитору в создании этого произведения.

Выполнение.

После прослушивания идёт обсуждение в группах и выслушивается единое аргументированное мнение каждой группы. Возможно возникновение дискуссии, т.к. многообразие контрастов этой музыки и видеоряд позволяют найти черты разных муз и взаимосвязь между разными видами искусства.

Подведение итогов

Метод «Экспертное заключение»

Учитель предлагает детям стать экспертами по результативности собственной деятельности и высказать свои впечатления от урока. Учащиеся, совещаясь и учитывая мнение каждого участника группы, заполняют все разделы таблицы «Экспертного заключения», выбирая лидеров своей группы. Из лидеров группы путём жеребьевки создаётся команда ведущих лидеров следующего урока, между которыми распределяются вопросы на дом для продолжения работы над темой проекта. При желании повысить результативность своей работы на следующем уроке каждый ученик имеет право присоединиться к команде лидеров и выполнить вместе с ними домашнее задание.

Домашнее задание

Вопросы для работы над проектом:

  1. Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?
  2. Что стало бы с литературой, если бы не было музыки?
  3. Что роднит между собой музыку и литературу?
  4. Могут ли музыкальные произведения иметь литературные названия и наоборот?
  5. Как вокальная и инструментальная музыка могут быть связаны между собой с помощью литературы?

Список учебной и дополнительной литературы

  1. Сергеева Г. П., Критская. Е. Д. Методическое пособие: музыка 5-6 классы. 2005 М. Просвещение
  2. Сергеева Г. П., Критская Е. Д. Учебник: Музыка 5 класс. 2003, 2007 М. Просвещение»
  3. Буслович Д. С. Библейские, мифологические, исторические и литературные образы в произведениях искусства. 1995 СПб «Папирус»
  4. Рачина Б. С. Технология и методика обучения музыке в общеобразовательной школе. 2007 СПб «Композитор»
  5. Затямина Т. А. Современный урок музыки. 2007, 2008 М «Глобус»