План-конспект урока по физике с использованием технологии конструирования культуротворческих ситуаций в 8-м классе по теме "Световые явления и жизнь на Земле"

Разделы: Физика, Общепедагогические технологии


1. Здравствуйте, ребята! Мы уже многое знаем о световых явлениях. Какие оптические явления вы уже изучили?

(Учащиеся перечисляют с мест: Прямолинейное распространение света, образование тени, преломление, отражение, линзы и ход лучей в них, отражение в плоском зеркале)

2. Сегодня на уроке нам предстоит рассмотреть значение световых явлений в жизни растений, животных и человека. (Тема, эпиграф к уроку записаны на доске, вторая половина доски закрыта)

Работать мы сегодня будем с помощью конспекта, который лежит перед вами. (Смотри Конспект для учащихся, раздается каждому ученику) Я предлагаю вам 11 вопросов в соответствии с этапами урока. Вам предстоит последовательно на основе ваших рассуждений, результатов эксперимента ответить на них.

Надеюсь, что к концу урока мы с вами поднимемся до философского осмысления темы.

Давайте обратимся к первому пункту конспекта. Выполните это задание, за минуту запишите 1– 2 вопроса, которые у вас появились. Перечислите эти вопросы.

(Прошу 5-6 учеников озвучить вопросы)

Таким образом, в центре нашего внимания ряд вопросов.

(открывается закрытая часть доски, там вопросы:

– Какое значение имеет свет для жизни растений, животных и человека?

– Как знание свойств света изменило жизнь человека?

– Как и где применяются световые явления человеком?

– Зачем изучать световые явления и свойства света?)

Ребята, цель нашего урока: осознать роль световых явлений в жизни человека, рассмотреть практическое применение световых явлений, сформировать отношение к изучаемым физическим явлениям.

3. Начнем с флоры. Какое значение свет имеет для растений? Что означает слово “фотосинтез”?

(Ребята говорят о том, что растениям нужен свет, о том, что в процессе фотосинтеза образуются полезные вещества в растениях)

Посмотрите фото на слайде, вам, наверное, знакомы эти картинки. Выполните второе задание Конспекта.

(Ребята записывают цепочку: “Фотосинтез” – свет – химическая реакция – производство кислорода. Проверяю, попросив 1-2 учащихся озвучить записанное)

Есть ли среди вас любители комнатных растений? Почему зимой растения хуже растут?

(Ребята отвечают: нужно дополнительное освещение => теплицы, оранжереи)

4. Каково же значение света для представителей животного мира? Чем отличаются животные живущие в темноте и на свету? Рассмотрите фото на слайде. Как приспособились к жизни без света крот, сова, светлячок?

(Ребята отвечают, что крот имеет неразвитые глаза, а сова слишком большие, т.к. крот живет в полной темноте, не использует зрение, а сова ведет ночной образ жизни, ей нужно усиленное зрение. Напоминаю ребятам, что такое свойство эволюции называется приспособленностью организмов к условиям обитания)

Посмотрите видеофрагмент о жизни глубоководных животных. В ходе просмотра сделайте вывод о значении света в жизни животных и запишите его в своем Конспекте.

(4 минуты обучающиеся смотрят фильм, http://video.mail.ru/mail/rrsabirova/_myvideo/8.html попутно записывая вывод, после просмотра прошу 1-2 учащихся озвучить записанное)

Есть ли среди вас аквариумисты? Зачем нужна зимой подсветка для рыбок?

(Ребята говорят о том, что световой день становится короче в наших широтах, а рыбки в аквариуме обычно родом из тропиков, поэтому, для обеспечения привычных для них условий необходима подсветка)

Как мы убедились, для животных и растительного мира свет необходим. Важны и искусственные источники света. А какова же роль света для человека? Обратите внимание на эпиграф к уроку: так словарь Даля трактует это понятие. (Зачитать с доски: Свет – состояние противное темноте, что дает способ видеть)

Посмотрите на следующий слайд.

– Почему в школах всегда окна слева от учащихся?

– Есть ли левши? Как они размещают на столе настольную лампу?

– Для чего необходимо беречь зрение? (Ребята говорят о том, что зрение обеспечивает получение информации об окружающем мире).

– Что дают человечеству дополнительные источники света? (Ребята говорят о том, что источники света удлиняют световой день, что ведет к удлинению рабочего дня и, как следствие, к прогрессу. Если ребята не могут сами прийти к этому выводу, то нужно задавать им наводящие вопросы).

Обобщите все сказанное в конспекте в виде небольшого вывода. (Прошу 1-2 учащихся озвучить записанное)

5. Глаз человека – оптический прибор. Чтобы определить, какие возможности открылись перед человечеством благодаря особенностям строения глаза, проведем эксперимент с портретом И. Ньютона, предложенный вам в 5 пункте вашего Конспекта. Смотреть можете на белую стену или потолок. Удался ли эксперимент?

Посмотрите на то, как я буду вращать веревку. Сейчас еще быстрее. Что вы видите?

(Ребята говорят о том, что видят сплошной круг, а не движение самой веревочки. Глаз не успевает за движением веревочки

Приведите пример аналогичных явлений (Ребята говорят: вертолет, вентилятор). Посмотрите на фото работающего вентилятора на слайде.

Предлагаю посмотреть видеофрагмент, 55 секунд http://video.mail.ru/mail/rrsabirova/_myvideo/9.html Что нужно сделать с блокнотом, чтобы увидеть мульт? (Ребята говорят: быстро пролистав блокнот, увидеть движение нарисованных на страницах картинок)

Обобщив данные экспериментов, дайте ответ на вопрос № 5 Конспекта. (Прошу 1-2 учащихся озвучить записанное: Кино, мультипликация)

Если позволяет темп урока, (должно остаться примерно пол-урока) (а если будут вопросы детей, то обязательно) нужен небольшой рассказ об эффекте 25 кадра: 25-й кадр — вымышленная методика воздействия на сознание и подсознание людей посредством вставки в видеоряд скрытой рекламы в виде дополнительных кадров. Автор метода Джеймс Вайкери признал, что эксперименты, подтверждающие воздействие, были сфабрикованы. Идея заключается в том, что зрение человека якобы способно различать не более чем 24 кадра в секунду (хотя эта граница зависит от чёткости краёв и скорости движения объектов на экране). Поэтому инородный кадр, показываемый менее чем на 1/24 секунды, якобы минуя сознание, воздействует сразу на подсознание. На самом же деле через подсознание проходит вся информация, поступающая в мозг, а затем для обработки той информации, которая будет воспринята как наиболее важная, подключается сознание. Таким образом, отсеивается огромное количество информации, которая по продолжительности восприятия может значительно превышать 1/25 секунды (например, обычная телевизионная реклама), а, следовательно, “скрытая” реклама уже в любом случае менее продуктивна, чем обычная. Кому интересен этот вопрос, предлагаю воспользоваться информацией из сети Интернет http://ru.wikipedia.org/wiki/25-й_кадр

6. Природа не терпит случайностей. То, что у человека два глаза – это неспроста.

Сделать вывод о преимуществе зрения двумя глазами даст возможность эксперимент с лепестками бумаги: у вас на столах лежат лепестки бумаги в виде лепестка, согнутые вдоль оси симметрии и прикрепленные к спичке. Возьмите в руку, расположите лепесток на уровне глаз на расстоянии вытянутой руки, смотрите на него двумя глазами. Теперь закройте один глаз. Что вы видите? В какую сторону смотрят стороны лепестка? Он согнут от вас или к вам? (Ребята говорят: непонятно, не видно, невозможно определить)

Посмотрите на слайд презентации. Перед вами модные сейчас стереокартинки. Они “как-бы” содержат объемное изображение, которое можно увидеть, только глядя на картинку двумя глазами.

Запишите свои выводы в шестом пункте Конспекта. (Прошу 1-2 учащихся озвучить записанное: Зрение двумя глазами позволяет видеть предметы объемными)

7. Стереокартины, кино, мультипликация, конечно, разнообразили мир искусства.

Посмотрите на слайд. Вы видите интереснейшую картину С. Дали “Гала. Нилькольн”: издалека вы видите портрет президента, а вблизи – обнаженную жену художника. Так же, на слайде вы видите работу известной американской фотохудожницы, а так же фото одного из лазерных шоу. На следующем слайде я хотела показать вам несколько зрительных иллюзий. Обратитесь к следующему пункту вашего конспекта, ответьте на вопрос, который вы там найдете. (Итак, мне интересны ваши ответы: прошу озвучить ответы. Ребята говорят: знания необходимы для того, чтобы придумывать новые жанры, т.п., не делать физических ошибок в произведениях)

9. Так же, хочу вам напомнить о Человеке-невидимке, созданном Г. Уэллсом. Какую физическую ошибку совершил автор? (Если ребята не отвечают, помогаю им: Человек-невидимка, существуй он реально, должен быть слеп, т.к. его глаза невидимы, а значит, не могут преломлять свет. В противном случае, мы должны были бы видеть хрусталики его глаз)

Итак, основным элементом глаза человека является собирающая линза. Посмотрите на слайд презентации: схема устройства глаза человека. Часто устройство органов животных и человека становятся прообразами различных приборов. В частности, глаз – это прямой прототип (чего?) фотоаппарата. Я сфотографирую вас с помощью фотоаппарата “Полароид”, а вы подумайте над вопросом пункта 8 Конспекта. Какие свойства света используют в процессе фотографии? (Ребята перечисляют: химические свойства света, преломление света)

10. Есть еще одно интересное свойство света: при освещении некоторых веществ в них возникает электрический ток. Одно из применений этого свойства я вам демонстрирую в 24-х секундном видеофрагменте http://youtu.be/xC6UznGnJ7Y , а вы подумайте над вопросом №9 Конспекта: где еще можно применить это свойство света, в каких условиях? (Ребята перечисляют: фотоэлементы, солнечная батарейка и т.д.).

11. Вы уже изучили многие свойства света. Мы уже перечисляли их сегодня, еще раз, напомните их (прямолинейное распространение, отражение: зеркальное, диффузное; преломление).

Распределившись по группам в 4 человека, вспомните или придумайте устройства и области их применения, записав в таблицу. Выигрывает группа, которая вспомнит большее количество таких устройств. Можете использовать учебник физики, глава “Световые явления”. Работайте в пункте №10 Конспекта) (Спросить – количество, отметить группу и показать)

12. Предлагаю такими же группами перейти к выполнению группового минипроекта, в котором вы обобщите значение световых явлений в жизни человека в любой творческой форме (ребус, стих, эскиз плаката, лозунг). Для работы вам нужно 3 минуты (Спросить группу, которая закончит первой. Например, при проведении урока был предложен лозунг: Все на свете должны знать о свете! И т.п.)

13. Выполните последний пункт Конспекта и сдайте мне свои заполненные Конспекты, я проверю вашу работу в нем, выставлю отметки каждому ученику. Сейчас я объявляю оценки за активную работу на уроке.

14. Итак, световые явления и их знания позволили человеку изобрести искусственные источники света и изменить время светового дня человека, улучшить качество жизни, и открыли перед человечеством возможности изучать окружающий мир, познавать его и делать его наполненным и интересным.

15. Домашнее задание: повторить главу “Световые явления”, §62-67, стр. 147-165 (А.В. Перышкин “Физика 8 класс”)

Спасибо за работу, ребята, до свидания!

Конспект, предложенный учащимся.

Световые явления и жизнь на Земле.

  1. Запишите главные вопросы, ответы на которые вы хотите получить на уроке (исходя из названия темы и имеющихся знаний и жизненного опыта).
  2. Рассмотрев ростки лука и картофеля, выращенные при различных световых режимах, сделайте вывод о значении света для растений и всей планеты в целом в виде логической цепочки:

  1. На основе видеоматериала о глубоководных обитателях океана сделайте вывод о значении света для животных.
  2. Каково значение света для человека? Почему необходимо беречь зрение?
  3. Какие возможности открыли перед человечеством особенности строения глаза человека, например, способность “запоминать” информацию на некоторое время?

Ответить на этот вопрос помогут эксперименты:

1.Опыт с портретом.

 

Портрет Ньютона

Смотрите пристально в течение минуты на какую-либо точку этого “негативного” портрета (Ньютона), не двигая глазами; затем быстро перенесите взгляд на чистую бумагу, на светло – серый фон стены или потолка – вы увидите на мгновение тот же портрет, но черные пятна превратятся в белые и наоборот.
  1. Наблюдение за вращающейся веревочкой.
  2. “Мультик” в блокноте.
 
  1. Проведите эксперимент с согнутыми лепестками бумаги. Сделайте вывод о преимуществе видения двумя глазами:
  2. Для чего нужны знания законов оптики поэтам, писателям, художникам, артистам и т.д.?
  3. Фотоаппарат очень похож на глаз. Какие свойства света используются в процессе фотографии?
  4. Под действием света в некоторых веществах возникает электрический ток. Предложите варианты назначений устройств, в которых используется данное свойство:
  5. В устройствах различного назначения используются свойства света. Предложите несколько таких устройств. При необходимости используйте учебник А.В. Перышкина “Физика 8 класс”, глава “Световые явления”.
Свойство света Устройство Где применяется
     
  1. Внимательно просмотрев конспект урока, обобщите значение световых явлений в жизни человека в любой творческой форме (эскиз плаката, стих, ребус и т.п.).
  2. Оцените свою работу на уроке, проявив к себе всю доброжелательность, на которую вы способны. Отметьте нужные варианты:
  • Я – молодец!
  • Я старался!
  • Я мог и лучше поработать, однако, я собой доволен!
  • Другая оценка (впишите).