1. Здравствуйте, ребята! Мы уже многое знаем о световых явлениях. Какие оптические явления вы уже изучили?
(Учащиеся перечисляют с мест: Прямолинейное распространение света, образование тени, преломление, отражение, линзы и ход лучей в них, отражение в плоском зеркале)
2. Сегодня на уроке нам предстоит рассмотреть значение световых явлений в жизни растений, животных и человека. (Тема, эпиграф к уроку записаны на доске, вторая половина доски закрыта)
Работать мы сегодня будем с помощью конспекта, который лежит перед вами. (Смотри Конспект для учащихся, раздается каждому ученику) Я предлагаю вам 11 вопросов в соответствии с этапами урока. Вам предстоит последовательно на основе ваших рассуждений, результатов эксперимента ответить на них.
Надеюсь, что к концу урока мы с вами поднимемся до философского осмысления темы.
Давайте обратимся к первому пункту конспекта. Выполните это задание, за минуту запишите 1– 2 вопроса, которые у вас появились. Перечислите эти вопросы.
(Прошу 5-6 учеников озвучить вопросы)
Таким образом, в центре нашего внимания ряд вопросов.
(открывается закрытая часть доски, там вопросы:
– Какое значение имеет свет для жизни растений, животных и человека?
– Как знание свойств света изменило жизнь человека?
– Как и где применяются световые явления человеком?
– Зачем изучать световые явления и свойства света?)
Ребята, цель нашего урока: осознать роль световых явлений в жизни человека, рассмотреть практическое применение световых явлений, сформировать отношение к изучаемым физическим явлениям.
3. Начнем с флоры. Какое значение свет имеет для растений? Что означает слово “фотосинтез”?
(Ребята говорят о том, что растениям нужен свет, о том, что в процессе фотосинтеза образуются полезные вещества в растениях)
Посмотрите фото на слайде, вам, наверное, знакомы эти картинки. Выполните второе задание Конспекта.
(Ребята записывают цепочку: “Фотосинтез” – свет – химическая реакция – производство кислорода. Проверяю, попросив 1-2 учащихся озвучить записанное)
Есть ли среди вас любители комнатных растений? Почему зимой растения хуже растут?
(Ребята отвечают: нужно дополнительное освещение => теплицы, оранжереи)
4. Каково же значение света для представителей животного мира? Чем отличаются животные живущие в темноте и на свету? Рассмотрите фото на слайде. Как приспособились к жизни без света крот, сова, светлячок?
(Ребята отвечают, что крот имеет неразвитые глаза, а сова слишком большие, т.к. крот живет в полной темноте, не использует зрение, а сова ведет ночной образ жизни, ей нужно усиленное зрение. Напоминаю ребятам, что такое свойство эволюции называется приспособленностью организмов к условиям обитания)
Посмотрите видеофрагмент о жизни глубоководных животных. В ходе просмотра сделайте вывод о значении света в жизни животных и запишите его в своем Конспекте.
(4 минуты обучающиеся смотрят фильм, http://video.mail.ru/mail/rrsabirova/_myvideo/8.html попутно записывая вывод, после просмотра прошу 1-2 учащихся озвучить записанное)
Есть ли среди вас аквариумисты? Зачем нужна зимой подсветка для рыбок?
(Ребята говорят о том, что световой день становится короче в наших широтах, а рыбки в аквариуме обычно родом из тропиков, поэтому, для обеспечения привычных для них условий необходима подсветка)
Как мы убедились, для животных и растительного мира свет необходим. Важны и искусственные источники света. А какова же роль света для человека? Обратите внимание на эпиграф к уроку: так словарь Даля трактует это понятие. (Зачитать с доски: Свет – состояние противное темноте, что дает способ видеть)
Посмотрите на следующий слайд.
– Почему в школах всегда окна слева от учащихся?
– Есть ли левши? Как они размещают на столе настольную лампу?
– Для чего необходимо беречь зрение? (Ребята говорят о том, что зрение обеспечивает получение информации об окружающем мире).
– Что дают человечеству дополнительные источники света? (Ребята говорят о том, что источники света удлиняют световой день, что ведет к удлинению рабочего дня и, как следствие, к прогрессу. Если ребята не могут сами прийти к этому выводу, то нужно задавать им наводящие вопросы).
Обобщите все сказанное в конспекте в виде небольшого вывода. (Прошу 1-2 учащихся озвучить записанное)
5. Глаз человека – оптический прибор. Чтобы определить, какие возможности открылись перед человечеством благодаря особенностям строения глаза, проведем эксперимент с портретом И. Ньютона, предложенный вам в 5 пункте вашего Конспекта. Смотреть можете на белую стену или потолок. Удался ли эксперимент?
Посмотрите на то, как я буду вращать веревку. Сейчас еще быстрее. Что вы видите?
(Ребята говорят о том, что видят сплошной круг, а не движение самой веревочки. Глаз не успевает за движением веревочки
Приведите пример аналогичных явлений (Ребята говорят: вертолет, вентилятор). Посмотрите на фото работающего вентилятора на слайде.
Предлагаю посмотреть видеофрагмент, 55 секунд http://video.mail.ru/mail/rrsabirova/_myvideo/9.html Что нужно сделать с блокнотом, чтобы увидеть мульт? (Ребята говорят: быстро пролистав блокнот, увидеть движение нарисованных на страницах картинок)
Обобщив данные экспериментов, дайте ответ на вопрос № 5 Конспекта. (Прошу 1-2 учащихся озвучить записанное: Кино, мультипликация)
Если позволяет темп урока, (должно остаться примерно пол-урока) (а если будут вопросы детей, то обязательно) нужен небольшой рассказ об эффекте 25 кадра: 25-й кадр — вымышленная методика воздействия на сознание и подсознание людей посредством вставки в видеоряд скрытой рекламы в виде дополнительных кадров. Автор метода Джеймс Вайкери признал, что эксперименты, подтверждающие воздействие, были сфабрикованы. Идея заключается в том, что зрение человека якобы способно различать не более чем 24 кадра в секунду (хотя эта граница зависит от чёткости краёв и скорости движения объектов на экране). Поэтому инородный кадр, показываемый менее чем на 1/24 секунды, якобы минуя сознание, воздействует сразу на подсознание. На самом же деле через подсознание проходит вся информация, поступающая в мозг, а затем для обработки той информации, которая будет воспринята как наиболее важная, подключается сознание. Таким образом, отсеивается огромное количество информации, которая по продолжительности восприятия может значительно превышать 1/25 секунды (например, обычная телевизионная реклама), а, следовательно, “скрытая” реклама уже в любом случае менее продуктивна, чем обычная. Кому интересен этот вопрос, предлагаю воспользоваться информацией из сети Интернет http://ru.wikipedia.org/wiki/25-й_кадр
6. Природа не терпит случайностей. То, что у человека два глаза – это неспроста.
Сделать вывод о преимуществе зрения двумя глазами даст возможность эксперимент с лепестками бумаги: у вас на столах лежат лепестки бумаги в виде лепестка, согнутые вдоль оси симметрии и прикрепленные к спичке. Возьмите в руку, расположите лепесток на уровне глаз на расстоянии вытянутой руки, смотрите на него двумя глазами. Теперь закройте один глаз. Что вы видите? В какую сторону смотрят стороны лепестка? Он согнут от вас или к вам? (Ребята говорят: непонятно, не видно, невозможно определить)
Посмотрите на слайд презентации. Перед вами модные сейчас стереокартинки. Они “как-бы” содержат объемное изображение, которое можно увидеть, только глядя на картинку двумя глазами.
Запишите свои выводы в шестом пункте Конспекта. (Прошу 1-2 учащихся озвучить записанное: Зрение двумя глазами позволяет видеть предметы объемными)
7. Стереокартины, кино, мультипликация, конечно, разнообразили мир искусства.
Посмотрите на слайд. Вы видите интереснейшую картину С. Дали “Гала. Нилькольн”: издалека вы видите портрет президента, а вблизи – обнаженную жену художника. Так же, на слайде вы видите работу известной американской фотохудожницы, а так же фото одного из лазерных шоу. На следующем слайде я хотела показать вам несколько зрительных иллюзий. Обратитесь к следующему пункту вашего конспекта, ответьте на вопрос, который вы там найдете. (Итак, мне интересны ваши ответы: прошу озвучить ответы. Ребята говорят: знания необходимы для того, чтобы придумывать новые жанры, т.п., не делать физических ошибок в произведениях)
9. Так же, хочу вам напомнить о Человеке-невидимке, созданном Г. Уэллсом. Какую физическую ошибку совершил автор? (Если ребята не отвечают, помогаю им: Человек-невидимка, существуй он реально, должен быть слеп, т.к. его глаза невидимы, а значит, не могут преломлять свет. В противном случае, мы должны были бы видеть хрусталики его глаз)
Итак, основным элементом глаза человека является собирающая линза. Посмотрите на слайд презентации: схема устройства глаза человека. Часто устройство органов животных и человека становятся прообразами различных приборов. В частности, глаз – это прямой прототип (чего?) фотоаппарата. Я сфотографирую вас с помощью фотоаппарата “Полароид”, а вы подумайте над вопросом пункта 8 Конспекта. Какие свойства света используют в процессе фотографии? (Ребята перечисляют: химические свойства света, преломление света)
10. Есть еще одно интересное свойство света: при освещении некоторых веществ в них возникает электрический ток. Одно из применений этого свойства я вам демонстрирую в 24-х секундном видеофрагменте http://youtu.be/xC6UznGnJ7Y , а вы подумайте над вопросом №9 Конспекта: где еще можно применить это свойство света, в каких условиях? (Ребята перечисляют: фотоэлементы, солнечная батарейка и т.д.).
11. Вы уже изучили многие свойства света. Мы уже перечисляли их сегодня, еще раз, напомните их (прямолинейное распространение, отражение: зеркальное, диффузное; преломление).
Распределившись по группам в 4 человека, вспомните или придумайте устройства и области их применения, записав в таблицу. Выигрывает группа, которая вспомнит большее количество таких устройств. Можете использовать учебник физики, глава “Световые явления”. Работайте в пункте №10 Конспекта) (Спросить – количество, отметить группу и показать)
12. Предлагаю такими же группами перейти к выполнению группового минипроекта, в котором вы обобщите значение световых явлений в жизни человека в любой творческой форме (ребус, стих, эскиз плаката, лозунг). Для работы вам нужно 3 минуты (Спросить группу, которая закончит первой. Например, при проведении урока был предложен лозунг: Все на свете должны знать о свете! И т.п.)
13. Выполните последний пункт Конспекта и сдайте мне свои заполненные Конспекты, я проверю вашу работу в нем, выставлю отметки каждому ученику. Сейчас я объявляю оценки за активную работу на уроке.
14. Итак, световые явления и их знания позволили человеку изобрести искусственные источники света и изменить время светового дня человека, улучшить качество жизни, и открыли перед человечеством возможности изучать окружающий мир, познавать его и делать его наполненным и интересным.
15. Домашнее задание: повторить главу “Световые явления”, §62-67, стр. 147-165 (А.В. Перышкин “Физика 8 класс”)
Спасибо за работу, ребята, до свидания!
Конспект, предложенный учащимся.
Световые явления и жизнь на Земле.
- Запишите главные вопросы, ответы на которые вы хотите получить на уроке (исходя из названия темы и имеющихся знаний и жизненного опыта).
- Рассмотрев ростки лука и картофеля, выращенные при различных световых режимах, сделайте вывод о значении света для растений и всей планеты в целом в виде логической цепочки:
- На основе видеоматериала о глубоководных обитателях океана сделайте вывод о значении света для животных.
- Каково значение света для человека? Почему необходимо беречь зрение?
- Какие возможности открыли перед человечеством особенности строения глаза человека, например, способность “запоминать” информацию на некоторое время?
Ответить на этот вопрос помогут эксперименты:
1.Опыт с портретом.
Портрет Ньютона |
Смотрите пристально в течение минуты на какую-либо точку этого “негативного” портрета (Ньютона), не двигая глазами; затем быстро перенесите взгляд на чистую бумагу, на светло – серый фон стены или потолка – вы увидите на мгновение тот же портрет, но черные пятна превратятся в белые и наоборот. |
|
- Проведите эксперимент с согнутыми лепестками бумаги. Сделайте вывод о преимуществе видения двумя глазами:
- Для чего нужны знания законов оптики поэтам, писателям, художникам, артистам и т.д.?
- Фотоаппарат очень похож на глаз. Какие свойства света используются в процессе фотографии?
- Под действием света в некоторых веществах возникает электрический ток. Предложите варианты назначений устройств, в которых используется данное свойство:
- В устройствах различного назначения используются свойства света. Предложите несколько таких устройств. При необходимости используйте учебник А.В. Перышкина “Физика 8 класс”, глава “Световые явления”.
Свойство света | Устройство | Где применяется |
- Внимательно просмотрев конспект урока, обобщите значение световых явлений в жизни человека в любой творческой форме (эскиз плаката, стих, ребус и т.п.).
- Оцените свою работу на уроке, проявив к себе всю доброжелательность, на которую вы способны. Отметьте нужные варианты:
- Я – молодец!
- Я старался!
- Я мог и лучше поработать, однако, я собой доволен!
- Другая оценка (впишите).