Формирование экологической культуры школьников через исследовательскую деятельность

Разделы: Администрирование школы


Несмотря на возросшее внимание к вопросам экологического образования в современном мире, проблема поиска эффективных путей воспитания экологической культуры человека является особо актуальной. Следствием всё более усиливающегося экологического кризиса является обострение проблемы взаимодействия человека, общества и природы. Сегодня мировое сообщество приходит к пониманию того, что одной из главных причин возникновения кризиса является низкий уровень культуры людей, в том числе и экологической. Человечество постепенно осознает, что воспитание экологической культуры человека выступает средством сохранения природы и цивилизации.

Проблема воспитания экологической культуры школьников востребована потребностями практики в связи с процессами регионализации и экологизации образования.

Интегральный характер знаний современной экологии, ее направленность на баланс удовлетворения жизненных потребностей и сохранения биосферы, обусловливают необходимость включения молодых людей в разрешение экологических проблемных ситуаций вне зависимости от их профессионального выбора. Ведь, по сути, современную экологию можно рассматривать в качестве междисциплинарного, комплексного знания, развивающегося на стыке естественных (общая экология), технических (прикладная экология), социальных и гуманитарных (социальная экология) дисциплин. Современный молодой человек, стремящийся к успеху в профессиональной и личной жизни, должен уметь эффективно и экологически целесообразно действовать в проблемных ситуациях, возникающих в различных сферах деятельности, и находить правильные решения. Следовательно, формирование такого качества личности, как готовность к осуществлению самостоятельной познавательной деятельности в условиях экологических проблемных ситуаций, можно считать одной из актуальнейших задач современного образования.

Многолетний педагогический опыт и творческий поиск по этой проблеме привел к выводу о том, что одним из наиболее эффективных методов воспитания экологической культуры является организация научно-исследовательской деятельности учащихся.

Будучи по сути учебной, исследовательская деятельность старшеклассников в сфере экологии имеет свои особенности, принципиально отличающие ее от деятельности в других предметных областях. Это связано с междисциплинарным характером экологических знаний, равно как и с тем, что результаты деятельности школьников в сфере экологии социально значимы и обладают объективной новизной, свойственной научным изысканиям.

Участие старшеклассников в исследовательской деятельности способствует формированию таких социально значимых качеств личности, как экологическое сознание, ответственное отношение к природе и собственному здоровью.

Исследовательскую деятельность, доступную для реализации школьниками, можно подразделить на:

  • учебно-исследовательскую, когда дети только учатся организовывать и вести исследовательскую деятельность,
  • научно-исследовательскую деятельность, когда, на базе приобретенных компетенций, обучающиеся в соответствии со своими силами занимаются серьезным изучением экологических проблем и результаты этой деятельности имеют непосредственную научную значимость, пусть и локальную.

Для организации учебно-исследовательской деятельности в эколого-биологическом отделе МОУДОД ЦДОД “Созвездие” разработана программа “Юный исследователь” (автор – педагог дополнительного образования Попова Т.И.), в ходе которой учащиеся выполняют учебно-исследовательские проекты, а также действует научное общество учащихся.

Программа “Юный исследователь” рассчитана на 1 год обучения, 144 учебных часа; адресована обучающимся 8-16 лет. Возрастные особенности детей различны, поэтому в программе реализуются 3 учебно-тематических плана, адаптированные для отдельных возрастных групп — 2-4 классов, 5-8 классов, 9-11 классов. В процессе освоения программы обучающиеся знакомятся с технологией и принципами ведения исследовательской деятельности, отрабатывают умения и навыки на примере выполняемых учебно-исследовательских работ. Важное внимание при обучении отводится таким аспектам, как этика ведения научного спора, критерии научности исследовательской работы, имидж ученого.

Обучение по программе имеет большое значение для формирования экологической культуры. Во-первых, сама исследовательская деятельность детьми проводится в целях внесения личного вклада в дело охраны природы. Получив некие результаты по исследуемым вопросам, ребята их анализируют, при этом у них формируется собственное отношение к изучаемым проблемам, они соприкасаются с ними, воспринимают не как истину, донесённую СМИ или педагогами, а как собственное открытие. Убедившись в реальности проблемы и эффективности путей ее разрешения, ребята как минимум сами стремятся придерживаться правил экологического поведения, а кроме этого, рассказывают о важности решения экологических проблем своим друзьям и знакомым, проводят просветительские беседы в школе, публикуют статьи в газетах. В качестве примера можно привести исследовательскую работу воспитанников НОУ “Парадокс” Спесивцевой Светланы и Алиевой Эльвиры “Измерение уровня двигательной активности старшеклассников”. Результаты этой работы были толчком к приобретению спортивных тренажеров для администрации школы. Работа обучающихся о результатах изучения проблемы гиподинамии была опубликована в газете “Ворон и Еж”. Статья имеет научно-популярный характер и рассказывает о пользе двигательной активности для организма, полученных авторами результатах изучения достаточности двигательной активности у старшеклассников, даёт рекомендации по профилактике гиподинамии. Таким образом, ребята ведут не только исследовательскую, но и просветительскую работу здорового образа жизни.

Закончив обучение по программе “Юный исследователь”, обучающиеся имеют право вступить в действующее в эколого-биологическом отделе МОУДОД ЦДОД “Созвездие” Научно-исследовательское общество учащихся “Парадокс”, где на основе приобретенных навыков и компетенций могут удовлетворить свое стремление к изучению экологических проблем и природоохранной деятельности.

Обучение ведется по индивидуальным планам, в зависимости от конкретной темы, выбранной обучающимся.

Важно, чтобы учащиеся имели представления о социальной и личной значимости исследовательской деятельности, которые проявляются в умении обоснованно объяснить ее значение и смысл для общества и для себя лично, в желании в нее включиться. Познавательная активность достигнет своего высшего уровня при условии, если школьники осознают себя в качестве субъектов исследовательской деятельности, если будут планировать и выполнять действия, направленные на разрешение проблемных ситуаций в сфере экологии.

Важным аспектом для формирования экологической культуры воспитанников является то, что результаты их исследовательских работ (при правильной организации деятельности) актуальны и могут быть использованы для практического решения локальных экологических проблем, имеющих социальное значение (например, проблем паспортизации и охраны родников, проблемы утилизации твердых бытовых отходов в районе проживания, защиты зеленых насаждений, мониторинга качества воздуха и др.). Примечательно, что, по мнению старшеклассников, наибольший интерес у окружающего населения вызывают проекты, направленные на изучение экологических проблем, связанных с местом проживания людей. Все это обусловливает необходимость реализации социальных ожиданий старших школьников, так как позволяет "выйти за рамки ученических дел в какую-то новую сферу, дающую возможность проявить себя, самоутвердиться" в коллективе и в глазах взрослых, сформировать позитивное отношение к природосберегающей деятельности в обществе.

Таким образом, экологическое воспитание школьников через исследовательскую деятельность способствует формированию экологической культуры личности, актуализации знаний, умений, навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим; стимулирует потребность ребенка в самореализации, самовыражении, в творческой личностью и общественно значимой деятельности; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых, позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе, является технологией, обеспечивающей рост личности ребенка.

Итак, в чем важность учебно-исследовательской деятельности с точки зрения формирования экологической культуры?

  1. В приобщении ребенка к экологическим проблемам через практическую деятельность,
  2. В формировании у него активной жизненной позиции, заключающейся в стремлении защищать окружающую среду и вовлекать в этот процесс окружающих
  3. В самореализации в социально-значимой деятельности по улучшению экологической обстановки.
  4. Переосмысление отношения к окружающей среде, важности изменения стратегии поведения с природопользовательской к природосберегающей за счет личного участия в исследовании актуальных экологических проблем.