Человек – общественное существо. Формы общения

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Основные задачи урока:

  • Формировать представление о человеке как социальном существе, члене общества, о формах общения людей;
  • Формировать умение моделировать ситуации общения;
  • Воспитывать желание быть общительным человеком, знать правила культурного общения.

Решаемые проблемы:

  • Что такое «общество».
  • Для чего люди общаются.
  • Какими бывают формы общения.

Оборудование: учебник, тетрадь «Тестовые задания», индивидуальные карточки со схемами, компьютер, проектор, презентация.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент с постановкой проблемы: (учащиеся разделены на 5 групп)

– Сегодня мы проведём очередное заседание научного совета, на котором начнём изучение большого раздела «Общество». Наша задача сегодня решить проблемы: что такое «общество», для чего люди общаются и какие бывают формы общения. (Работа по слайду № 2)

II. Актуализация знаний:

– А начнём изучение темы с проверки ваши имеющихся знаний. Как всегда вы сейчас ответите на вопросы теста и отметите свои ответы в бланке в первой строке, по окончании изучения раздела, вы снова ответите на эти же вопросы, и оцените свою работу.
Учащиеся выполняют тестовую работу самостоятельно.

III. Открытие нового:

1) Работа с текстом (извлечение информации).

– Сейчас вы познакомитесь самостоятельно с текстом на с. 28 учебника и ответите на вопросы:

  • К какой части окружающего мира относится человек?
  • В чём его главное отличие от других млекопитающих?
  • Для чего люди общаются?

Учащиеся работают в группах и, опираясь на полученную информацию, отвечают на вопросы, дополняя друг друга. (Работа по слайду № 3)

– Откройте Словарь в конце учебника и найдите ответ на вопрос: что такое «общество».
– Сделайте вывод: что такое «общество» и для чего люди общаются. (Работа по слайду № 4)

2) Знакомство с разными формами общения:

а) Работа с сюжетными рисунками. (по группам: у каждой группы свой рисунок)
– Рассмотрите рисунки и предложите, с кем и для чего общаются ребята. Разыграйте сценку для одноклассников. (Работа по слайду № 5)

б) Выполнение задания 1 в учебнике (самостоятельно)

– Отвечая на вопросы, задумайтесь о своем отношении к окружающим тебя сверстникам, одноклассникам и друзьям.

С кем ты любишь общаться?

  • Ты обычно рассказываешь сам или слушаешь собеседника?
  • У кого чаще всего спрашиваешь совета?
  • Любишь ли давать советы своим друзьям?
  • В каких случаях не стоит общаться с одноклассниками?

Отвечая на вопросы, ученики оценивают свои приоритеты.

в) Выполнения задания 2 в учебнике.

– Какого человека можно назвать общительным? (Обсуждение)
– Прочитайте стихотворение Б. Заходера «Бяка и Бука» и ответьте на вопросы учебника.

Ученики работают по группам с последующим коллективным обсуждением ответов.

г) Выполнение задания 3 в учебнике коллективно. (Разговор по телефону)

– Рассмотрите рисунки. Как общаются одноклассники? Предположите, о чём они говорят.
– Обсудите, каким может быть телефонный разговор в разных ситуациях:

  • Предложите участников и тему разговора.
  • Подберите соответствующие слова из списка и объясните, почему именно таким должен быть этот разговор.

Ученики работают в группах, потом моделируют конкретные ситуации такого общения. (Работа по слайду № 6)

д) Работа с текстом (извлечение информации).

– Только ли с помощью слов могут общаться люди?
– Прочитайте текст учебника на с. 32 и найдите ответ на вопрос.

Работают самостоятельно, с последующим обсуждением вопроса.

Делают вывод: общаться можно не только словесно, но и с помощью жестов. (Работа по слайду № 7)

– Назовите и покажите те жесты, которые вы используете, общаясь с родными (с папой, мамой, бабушкой и дедушкой), с друзьями и одноклассниками.
– Расшифруйте жесты изображённых ребят в учебнике.
– Оцените, какие из жестов культурные, какие нет. (Работа по слайду № 8)

IV. Первичное закрепление:

– Вот и подходит к концу наше заседание.
– Какие проблемы обсуждали?
– Самостоятельно заполните схему, опираясь на материал урока.
Проверьте свой ответ и оцените его самостоятельно. (Проверка по эталону)
(Работа по слайду № 9)

V. Итог урока:

– Что нового узнали на уроке?
– Как вы думаете, все ли проблемы общения мы разрешили?

VI. Домашнее задание:

1) Рабочая тетрадь №1, с. 14.
2) Придумать (совместно с любым одноклассником) сценки общения по телефону, на перемене, на уроке.