Новое надобно созидать в поте лица, а
старое само продолжает существовать
и твердо держится на костылях привычки.
А.Герцен
Сегодня все ведущие страны стремятся обеспечить для себя лидирующие позиции в формирующемся информационном обществе. Сегодня любому государству необходима принципиальная ориентация системы образования на будущее – стратегия развития образования для того, чтобы успеть своевременно подготовить миллионы людей к жизни и профессиональной деятельности в новых условиях уже формирующегося глобального информационного общества.
В России основные идеи модернизации и инновационного развития на ближайшее время определены национальной образовательной инициативой «Наша новая школа», утвержденной президентом Российской Федерации Д.Медведевым. Новый стандарт предусматривает результат образования в умении применять полученные знания в повседневной жизни, использовать их в дальнейшем обучении. Ученик должен обладать целостным социально-ориентированным взглядом на мир. Программы обучения старшеклассников будут увязаны с дальнейшим выбором специальности.
Элективные курсы – обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы.
Анкетирование учащихся нашей школы позволило определить круг их интересов и наиболее актуальные темы для изучения. В соответствии с результатами анкетирования учащимся была предложена программа данного элективного курса «Практикум для туристической поездки».
Пояснительная записка
Актуальность программы элективного курса «Практикум для туристической поездки» определяется тем, что в условиях формирования единого европейского и мирового пространства большое значение приобретает практическое владение английским языком как средством общения в разных жизненных ситуациях. Межкультурное общение российских школьников с их зарубежными ровесниками является непременным условием их культурного развития. Учащиеся приобретают возможность участвовать в международных познавательно-поисковых групповых проектах, общаться со сверстниками в лингвистических лагерях, в жизненных ситуациях в стране и за рубежом.
Элективный курс «Практикум для туристической поездки»» предназначен для учащихся 9 класса общеобразовательной школы и рассчитан на 13 часов. Учащиеся данной возрастной группы испытывают большую потребность в общении и к 9 классу у учащихся уже сформирован устойчивый интерес к определенным предметам, в том числе и к иностранному языку. Данная программа предусматривает повторение и систематизацию ранее изученного грамматического материала основной базовой школы и должен сопровождать базовый курс иностранного языка.
Реализация данной программы предполагает развитие у учащихся следующих рецептивных умений: распознавать и декодировать несложную информацию (надписи, знаки, указатели, вывески, названий блюд в меню и др.), а также развитие базовых умений устной коммуникации с целью запроса необходимой информации, поддержания несложной беседы с носителем языка.
Цель курса: Научить учащихся ориентироваться в различных коммуникативных ситуациях во время пребывания в туристической поездке за границей.
Содержание данной программы позволяет решить следующие задачи:
- изучить правила оформления документов для въезда/ выезда за рубеж
- понимать значение простых надписей, вывесок, знаков, указателей, коротких письменных сообщений
- распознавать на слух приветствия, простые вопросы, высказывания и инструкции и реагировать на них (вербально или невербально)
- понимать общее содержание услышанного разговора на иностранном языке
- выбирать из разговора незнакомые фразы и слова и задавать вопросы на уточнение
- использовать в речи до 200 общеупотребительных слов и выражений
- выражать понятия количества, стоимости и времени
- запрашивать информацию
Содержание программы предполагает лекционный и практический курс (соотношение 30:70); лекции организуются с элементами беседы, преобладают практические методы обучения; применяются формы обучения: групповая, парная, индивидуальная. Возможно проведение ролевых игр, дискуссий.
Программа апробирована в 2010-2011 учебном году в МОУ СОШ №78 г. Омска.
Требуются материальные ресурсы для его осуществления: формуляры, бланки для проведения практических занятий в виде ролевой игры; Интернет для выполнения индивидуальных и групповых познавательно- поисковых заданий.
Материал для изучения по усмотрению учителя выделен курсивом.
Содержательная часть
Учебно-тематическое планирование курса
Тема №1 « В аэропорту»
№ |
Тема урока |
Грамматика |
Лексика |
Аудирование |
Чтение |
Говорение |
Письмо |
1. |
Службы международного аэропорта. Стандарты поведения в нем. |
Видо-временные формы глагола. |
Знаки, указатели |
|
Текст “Making airline reservations” стр.109 |
Диалоги «В аэропорту» |
Заполнить формуляр при въезде в страну |
2. |
Надписи и их графическое изображение в аэропорту. |
Типы вопросов. |
Надписи, 13 новых слов по теме |
Прослушать текст и определить специальность того, кто говорит |
|
Диалоги «В аэропорту» III, IV стр.111 |
Нарисовать и сделать надписи в терминале аэропорта |
3. |
Таможня. Цветовая символика в секторе таможни. |
Прилагательные (цвета), степени сравнения прилагательных. |
|
Прослушать текст и выбрать ответ на вопрос |
Текст «Boarding passes» стр.111 |
Диалог «В аэропорту» V стр111 |
Написать инструкцию о том, как добраться из аэропорта в центр города |
4. |
Расписание прибытия и отправления самолетов. |
Числительные (обозначение количества, времени, стоимости) |
Объявления, 12 новых слов по теме |
Прослушать текст и выполнить задание к нему |
Текст «Airports” |
|
Заполнить таблицу с расписанием движения самолетов в аэропорту г.Омска |
5. |
Паспортный контроль. Цветовая символика на паспортном контроле. |
Даты. |
10 новых слов по теме |
|
Текст «Airplanes» стр.108 |
Диалог «В аэропорту» VII стр. 114 |
Заполнить формуляр при выезде из страны |
Время проведения - 5 часов
Тема №2 «В гостинице»
№ п/п |
Тема урока |
Грамматика |
Лексика |
Аудирование |
Чтение |
Говорение |
Письмо |
1. |
Основные службы гостиницы. Стандарты поведения в ней |
Порядок слов в предложении. |
Знаки, указатели. |
Прослушать текст и выполнить задание стр.223 |
|
Виды гостиниц и временного жилья (монолог) стр147, стр161 |
Упр.стр.169 (I, II) |
2. |
Надписи и их графическое изображение в гостинице. |
|
Надписи, 14 новых слов по теме стр121 стр137 |
Текст Гостиница «Россия», выполнить задание к тексту |
Текст стр14 |
Диалог с опорой стр147 |
|
3. |
Заполнение гостевой карточки, формуляра, анкеты. |
Местоименные (возвратные) глаголы, инфинитив, предлоги. |
Речевые клише и выражения по теме стр29 |
|
Текст стр126 |
Диалоги |
Заполнение регистрацион карточки стр15, стр.148, стр 162 №4 |
4. |
Написание открыток, телеграмм, писем, резюме |
Вопросительные структуры стр18, стр169 |
15 новых слов по теме |
|
Текст стр16 |
Монолог стр163 № 7,8 |
Заполнить телеграмму стр55 |
Время проведения - 4 часа
Тема №3 «В ресторане»
№ |
Тема урока |
Грамматика |
Лексика |
Аудирование |
Чтение |
Говорение |
Письмо |
1. |
Названия блюд в меню. Порядок их заказа |
Вопросительные структуры стр55 |
15новых слов по теме |
|
Чтение текста стр31 |
Диалоги по теме стр163 |
Составьте меню обычного обеда |
2. |
Сервировка стола и поведение за столом. |
Употребление артиклей стр57 № 1,4 |
15 новых слов по теме, пословицы стр40,140 |
|
Чтение текста стр82 |
Монологи стр14, 165 |
|
3. |
Форма оплаты |
Сложноподчиненное предложение стр58 № 2 |
10 новых слов по теме стр150, пословицы стр70 |
Прослушать текст и выполнить задание к нему |
Чтение текста стр34, 36 |
Диалоги по теме стр164 |
|
4. |
Выбор времени для завтрака,ланча, обеда. |
Прилагательные, местоимения стр37 |
|
Прослушать текст и выполнить задание к нему |
Чтение текста стр149, 150 |
Диалоги стр164 |
Напишите приглашение |
Время проведения - 4 часа
Итого: 13 часов
Дополнительный материал для изучения (используется на усмотрение учителя):
- ведение записей в личном дневнике, ведение записей по прочитанному, увиденному, обсужденному;
- подготовка и представление схем, таблиц, диаграмм и других видов схематизированной информации.
Данная программа строится на методическом принципе актуализации опоры на межпредметные связи, сущность которого заключается в том, что в ходе изучения курса учащиеся могут и должны использовать знания и умения, сформированные при изучении таких предметов как русский язык и литература, география и экономика, история, информатика.
Методическая часть
Учащиеся должны:
ЗНАТЬ |
УМЕТЬ |
|
|
Формы контроля
предусматривают учет следующих критериев: точность выполнения задания, способность ориентироваться в степени официального/неофициального общения, способность выбирать языковое оформление в соответствии с задачами и условиями иноязычного общения.
1. Текущий: тесты, опросники, анкеты, интервью, наблюдение, ведение дневника, диктанты с различными заданиями, деловая игра, ролевая игра.
2. Итоговый: создание пакета официальных бумаг для адаптации на первом этапе пребывания за границей, который войдет в «портфолио» учащегося
Эффективность реализации программы
Промежуточный и итоговый контроль учащихся позволяет отслеживать эффективность реализации программы курса и вносить необходимые своевременные изменения в процесс обучения, корректировать содержание и методологию курса, аккумулировать данные о результатах обучения и обученности учащихся.
Мониторинг знаний учащихся на начало занятий по программе данного курса показал, что только 12% учащихся легко ориентировались в поставленных вопросах и смогли дать на них положительные ответы, 41 % учащихся успешно справились с заданием, 38% учащихся испытали большие трудности, 9% учащихся не смогли выполнить задание. Промежуточный и итоговый контроль показал, что 25% учащихся легко справились с заданием, 61% учащихся успешно справились с заданием, 14% учащихся испытали затруднения при выполнении задания, тех, кто не справился с заданием, нет.
Библиографический список
- Вовшин Я. М., Звонак Н.П., Трохина Р.С. Ведение документации и корреспонденции на английском языке. Минск, 2003г.
- Голицынский Ю.Б.Пособие по разговорной речи. Санкт-Петербург, КАРО, 2001г.
- Копылова В.В. Коммуникативная методика №6 2002г. Методическая школа Пассова.
- Ме И.П. Сборник учебных материалов. Омск, 2007г.
- Мильруд Р.П. Методика обучения иноязычной письменной речи. Иностранные языки в школе №2 1997г.
- Ощепкова В.В. Учебное пособие по страноведению. США. Москва, Новая школа, 1995г.
- Ощепкова Т.В. Методическая копилка: Сборник учебных материалов. Омск, Изд-во ОмГТУ, 2005г.
- Рягин С.Н. Управление введением профильного обучения в образовательное пространство школы. Омск, 2004г.
- Сафонова В.В. Программы общеобразовательных учреждений. Москва, Просвещение, 2000г.
- Соколова С. Н. Деловая поездка за рубеж.
- Стандарты по иностранным языкам. Приложение к журналу «Иностранные языки в школе» №4 2004г.