Тип урока: изучение нового.
Цели урока:
- познакомить с правилом проверки парной согласной в конце слова путём изменения формы слова;
- развивать умения сопоставлять буквы в проверочном и проверяемом словах;
- развивать орфографическую зоркость;
- развивать речь посредствам фразеологизма;
- воспитывать интерес к русскому языку.
Оборудование: классная доска, ребусы со словарными словами, карточки с заданиями для самостоятельной работы, учебник русского языка 2 класс 3 часть Т.Г. Рамзаевой с.36 – 39.
Ход урока
1. Организационный момент. Сообщение темы урока.
- Садятся за парты те, у кого в имени есть буквы: Б-П (Паша), В-Ф (Варя, Вася, две Валерии), Г-К (Катя, Ксения, Егор, Никита, Коля, Максим), Д-Т (Рустам), Ж-Ш (Женя, Серёжа, четыре Саши), З-С (Зоя, Лиза)
- Какие буквы я назвала? (Парные согласные)
- Кто не сел за парты? Почему? (Алёна, Эмилия, Юля. В их именах нет парных согласных)
- Сегодня мы отправимся на прогулку по улице, на которой живут парные согласные в слабой позиции, и научимся их проверять.
2. Пальчиковая гимнастика.
- Наши помощники тоже готовятся к прогулке.
а) Пальчики здороваются (пальцы правой и левой руки поочерёдно нажимают на большой палец)
б) Встреча друзей (пальцы правой руки поочерёдно нажимают на соответствующие пальцы левой руки)
в) Массаж (левой рукой растираем поочерёдно пальцы правой руки и наоборот)
3. Чистописание.
- Посмотрите на доску <Рисунок 3> и выберите дорогу, которая приведёт нас на улицу Парных согласных. (на доске написаны слова: друг, глаз, морж, хлеб; мел, май стон, бал)
- По какой дороге пойдём? Почему? (друг, глаз, морж, хлеб – в этих словах парные согласные в слабой позиции)
- Какая позиция для парных согласных является слабой? (конец слова, когда после парной согласной стоит другая парная согласная)
- Спишите слова и отметьте опасные места. (дети работают в тетрадях самостоятельно)
- Составьте предложение с некоторыми из этих слов.(Морж дал хлеб другу.) Запишите его.
- В каком слове парная согласная стала слышаться ясно? Почему? (В слове ДРУГУ, потому что после согласной стоит гласная)
4. Проверка домашнего задания. (упр.167)
- Мы подошли к первому дому. В нём живут слова из домашнего задания.
- Прочитайте слова, которые требуют проверки (завод, площадь, груз, сосед, мороз, стриж)
- Почему их надо проверять? (звонкие парные согласные на конце слова оглушаются, пишутся не как слышатся)
- Прочитайте проверочные слова (заводы, площади, грузы, соседи, морозы, стрижи)
Физкультминутка.
- Переходим от дома №1 к дому №2:
Раз, два, три, четыре, пять - (дети шагают на месте)
Мы выходим погулять.
Вместе весело идти. (обе руки вперёд – к плечам,
Солнце светит нам в пути. обе руки вверх – к плечам)
5. Работа по теме.
1) Мы подошли к дому №2. Жильцов этого дома надо найти в пословицах из упражнения 166 на странице 36 учебника. Прочитайте и объясните смысл пословиц.
- Найдите слова с парной согласной в слабой позиции (хлеб, труд, обед)
- Как проверить их правописание? (хлеба, труды, обеды – изменить форму слова, чтобы после согласной стояла гласная)
2)Давайте прочитаем правило проверки парных согласных в учебнике на 38 странице.
3) Жильцы дома №3 просят нас помочь им сделать выбор парной согласной и доказать его. (Выполняются упражнения 168 и 169 с комментированием)
Физкультминутка.
- Дом №4 находится далеко. Мы поедем на автобусе.
Мы едем, едем, едем
В далёкие края.
Хорошие соседи,
Счастливые друзья. (Дети шагают на месте, руки согнуты в локтях)
4) Игра «Будь внимателен»
- Вы должны на слух определить слово с парной согласной на конце и хлопнуть в ладоши.
(шар, горка, колос, гол, лось, леопард, волк, слон, дрова, заяц, верблюд)
5) Жителям дома №4 тоже нужна помощь. Их задание вы будете выполнять самостоятельно. Надеюсь, что жильцы останутся довольны.
(Самостоятельная работа на карточках <Рисунок 1> по вариантам)
6. Словарная работа.
1) Отгадайте ребусы <Рисунок 2> и запишите словарные слова (пальто, учитель, медведь, собака)
- Разделите слова на слоги, поставьте ударение.
- Какое из этих слов живёт на этой улице в доме №5? (медведь)
- Подберите к нему проверочное слово (медведи)
2) Сейчас мы познакомимся с новым словарным словом.[4]
Два брата
Ростом по колено.
Везде с нами гуляют,
Наши ноги от воды защищают. (сапоги)
- Почему один САПОГ поселим на этой улице? (парная согласная Г в конце слова)
- Как её проверили? (сапоги)
- Какое ещё опасное место в этом слове? (безударная гласная А)
- Эту букву нельзя проверить. Это словарное слово. Запишите его и запомните: два сАпога пАра.
3) «Два сапога – пара» - образное выражение или фразеологизм. Кто знает, когда так говорят про людей? (когда похожи друг на друга, один другого не лучше)[1]
- Выберете из двух предложений на доске то, в котором есть фразеологизм: Ле.. надел пару сапо… Вла.. и Гле.. – два сапога пара. (Лев надел пару сапог. Влад и Глеб – два сапога пара. – предложение с фразеологизмом)
- Какая орфограмма пропущена в этих предложениях? Как её проверить? (парная согласная в слабой позиции; надо подобрать проверочное слово, чтобы после согласной стояла гласная буква)
- Спишите предложения, вставив пропущенные буквы. Устно подберите проверочные слова.
7. Итог урока, домашнее задание.
- Наша прогулка подошла к концу. Жители улицы Парных согласных рады знакомству с вами. Они приготовили для вас сюрприз – кроссворд в упражнении 171 на 3 странице.
- А вы запомнили главное правило этой улицы? Как проверить парную согласную на конце слова? (нужно изменить форму слова так, чтобы после согласной стояла гласная)
Список литературы:
- Жукова В.П., Жуков А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка. – М., 1989.
- Парамонова Л.Г. Речь и движение. – С-П., 1998.
- Соколовская М.С. Словарь в ребусах. – М.,1994.
- Сборник загадок. Сост. Карпенко М.Т. – М., 1988.