Цель:
- продолжить знакомство со словами – признаками:
- уметь ставить вопросы к словам – признакам;
- подбирать слова – признаки к словам – предметам;
- повторить изученные орфограммы;
- обогащать словарный запас учащихся;
- развивать творческое воображение, устную и письменную речь.
- После каждого выполненного задания дети сами делают выводы.
Ход урока
I. Оргмомент.
- Улыбнемся друг другу и начнем урок.
II. Актуализация знаний.
(Запись на доске)
«ХОРОШУЮ РЕЧЬ ХОРОШО И СЛУШАТЬ»
- Как понимаете пословицу?
III. Сообщение темы и задач урока.
- Посмотрите в окно. Опишите сегодняшний день.
- Какая часть речи помогла вам это сделать?
- Тема нашего урока…
(Дети формулируют тему урока.)
- Какую задачу мы поставим сегодня перед собой?
Учитель: Мы сегодня продолжим наблюдение над прилагательным.
IV. Фронтальный опрос.
- Какие части речи знаете?
- Что такое существительное? Назовите его постоянные и непостоянные признаки.
- Какая часть речи согласуется с существительными?
- Что вы знаете о прилагательном?
V. Работа над темой урока.
1. Конструирование словосочетаний. Работа в парах.
(На доске и у ребят на парте лежат слова, написанные на карточках.)
- Прочитайте слова. Образуйте пары слов. Что получилось?
- Лексическая работа над словосочетаниями:
- РЫЖАЯ ОСЕНЬ
- СТАРЫЙ ДРУГ
- Запишите любые два составленных словосочетания. Сделайте графические обозначения.
2. Составление предложений.
- Составьте предложения с данными словосочетаниями (лучшее записать с комментированием)
Рыжая осень устроила бал.
Задания:
- Назовите слово из предложения, в котором звуков столько же, сколько и букв. Лексическое значение этого слова.
- Синтаксический разбор предложения. (с опорой на схему)
- Прочитайте это предложение без прилагательного. Что заметили? (ВЫВОД о роли прилагательных в речи)
- Разделить на слоги и для переноса слово РЫЖАЯ.
- В котором слове звуков меньше, чем букв? А в каком слове букв меньше, а звуков больше? Почему? Что вы можете рассказать об этом слове? (слово – РЫЖАЯ )
3. Словарно-орфографическая работа:
На доске: (карточки со словами )
4. « Поэтическая минутка »:
(запись на доске)
Лес, точно терем расп_сной,
Лиловый, з_л_той, б_гряный…
Б_резы ж_лтою ре_ьбой
Бл_стят в лазури г_лубой…
И.Бунин
(Учитель читает это стихотворение.)
- Какое настроение передает автор?
- С помощью чего ему это удается сделать?
- Лексическое работа: ЛАЗУРЬ, ТЕРЕМ.
- Называют прилагательные с вопросами.
- Списывают под управлением ведущих учеников, которые комментируют пропущенные орфограммы.
(ВЫВОД о том, с помощью чего писатели и поэты создают настроение в своих произведениях)
- А композиторы?
VI. Психологическая физминутка.
Тихо звучит музыка А.Вивальди «Времена года».
Учитель: Сядьте прямо, закройте глаза, расслабьтесь. Представьте, что вы в осеннем лесу, и послушайте музыкальное произведение.
VII. Открытие нового знания. Прилагательные – эпитеты.
Композитор А.Вивальди с помощью чего передал красоту осени? (с помощью музыки)
(ВЫВОД)
- Составьте словосочетания вида «прил. + сущ.» со словами ДОЖДЬ, ОСЕНЬ.
(Запись на доске)
теплый дождь – теплая встреча
холодный ветер – холодный разговор
- Выяснить значение этих словосочетаний. Дети приводят ситуации из жизни, при которых можно употребить данные выражения; заменяют синонимичными выражениями; делают свои выводы о роли прилагательных в речи.
- Слова – определения придающие выражению образность, эмоциональность – ЭПИТЕТЫ.
Учитель: Вот видите, какая необыкновенная часть речи – имя прилагательное. О богатстве русского языка можно говорить очень много.
- Но об этом очень точно сказал К.Г.Паустовский.
( учитель зачитывает высказывание К.Г.Паустовского)
«С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским языком: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, громыхание грозы, шорох морского гравия. Нет таких звуков, образов и мыслей – сложных и простых, - для которых бы не нашлось бы в нашем языке точного выражения»
(ВЫВОД)
VII. Развитие языковых умений. Игра « Оживи дерево».
Представление проекта по «открытию нового знания » на уроке.
(На столах у детей лежат заранее приготовленные вырезанные осенние листочки. На доске аппликация - дерево)
Учитель:- У каждой части речи, у каждого предмета своя история. Сегодня мы с вами вели наблюдения за прилагательными.
- Что же вы сегодня открыли для себя нового? (эпитеты)
- У ваших листочков тоже своя история.
Опишите свой листочек, употребив в речи образные слова и выражения.
(Дети выходят к доске, называют «художественно, образно» свой листик и крепят его на дерево).
(После того, как проект по открытию нового на уроке представлен, учитель цитирует следующие строки из произведения А.С.Пушкина):
… Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса…
VIII. Рефлексия.
- Что вы нового открыли для себя на уроке?
- С каким настроением вы уходите с урока?
IX. Задание на дом.
(Домашнее задание напечатано на карточках, которые получили все ученики.)
- Образуйте и запишите словосочетания вида « прил. + сущ. » со следующими словами. Обозначить графически связь.
КОФЕ, КАКАО, ШАМПУНЬ, РОЯЛЬ, ТЮЛЬ, ШОССЕ, ПАЛЬТО.