Упражнения в подборе слов-признаков. 2-й класс

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа

Класс: 2


Цель:

  1. продолжить знакомство со словами – признаками:
  • уметь ставить вопросы к словам – признакам;
  • подбирать слова – признаки к словам – предметам;
  1. повторить изученные орфограммы;
  2. обогащать словарный запас учащихся;
  3. развивать творческое воображение, устную и письменную речь.
  • После каждого выполненного задания дети сами делают выводы.

 

Ход урока

I. Оргмомент.

- Улыбнемся друг другу и начнем урок.

II. Актуализация знаний.

(Запись на доске)

«ХОРОШУЮ РЕЧЬ ХОРОШО И СЛУШАТЬ»

- Как понимаете пословицу?

III. Сообщение темы и задач урока.

 - Посмотрите в окно. Опишите сегодняшний день.

 - Какая часть речи помогла вам это сделать?

 - Тема нашего урока…

 (Дети формулируют тему урока.)

- Какую задачу мы поставим сегодня перед собой?

Учитель: Мы сегодня продолжим наблюдение над прилагательным.

IV. Фронтальный опрос.

 - Какие части речи знаете?

 - Что такое существительное? Назовите его постоянные и непостоянные признаки.

 - Какая часть речи согласуется с существительными?

 - Что вы знаете о прилагательном?

V. Работа над темой урока.

1. Конструирование словосочетаний. Работа в парах.

 (На доске и у ребят на парте лежат слова, написанные на карточках.)

- Прочитайте слова. Образуйте пары слов. Что получилось?

- Лексическая работа над словосочетаниями:

  • РЫЖАЯ ОСЕНЬ
  • СТАРЫЙ ДРУГ

- Запишите любые два составленных словосочетания. Сделайте графические обозначения.

2. Составление предложений.

- Составьте предложения с данными словосочетаниями (лучшее записать с комментированием)

Рыжая осень устроила бал.

Задания:

  1. Назовите слово из предложения, в котором звуков столько же, сколько и букв. Лексическое значение этого слова.
  2. Синтаксический разбор предложения. (с опорой на схему)
  3. Прочитайте это предложение без прилагательного. Что заметили? (ВЫВОД о роли прилагательных в речи)
  4. Разделить на слоги и для переноса слово РЫЖАЯ.
  5. В котором слове звуков меньше, чем букв? А в каком слове букв меньше, а звуков больше? Почему? Что вы можете рассказать об этом слове? (слово – РЫЖАЯ )

3. Словарно-орфографическая работа:

На доске: (карточки со словами )

4. « Поэтическая минутка »:

(запись на доске)

Лес, точно терем расп_сной,
Лиловый, з_л_той, б_гряный…
Б_резы ж_лтою ре_ьбой
Бл_стят в лазури г_лубой…
И.Бунин

 (Учитель читает это стихотворение.)

  • Какое настроение передает автор?
  • С помощью чего ему это удается сделать?
  • Лексическое работа: ЛАЗУРЬ, ТЕРЕМ.
  • Называют прилагательные с вопросами.
  • Списывают под управлением ведущих учеников, которые комментируют пропущенные орфограммы.

 (ВЫВОД о том, с помощью чего писатели и поэты создают настроение в своих произведениях)

- А композиторы?

VI. Психологическая физминутка.

Тихо звучит музыка А.Вивальди «Времена года».

Учитель: Сядьте прямо, закройте глаза, расслабьтесь. Представьте, что вы в осеннем лесу, и послушайте музыкальное произведение.

VII. Открытие нового знания. Прилагательные – эпитеты.

Композитор А.Вивальди с помощью чего передал красоту осени? (с помощью музыки)

 (ВЫВОД)

 - Составьте словосочетания вида «прил. + сущ.» со словами ДОЖДЬ, ОСЕНЬ.

(Запись на доске)

теплый дождь – теплая встреча

холодный ветер – холодный разговор

  • Выяснить значение этих словосочетаний. Дети приводят ситуации из жизни, при которых можно употребить данные выражения; заменяют синонимичными выражениями; делают свои выводы о роли прилагательных в речи.
  • Слова – определения придающие выражению образность, эмоциональность – ЭПИТЕТЫ.

Учитель: Вот видите, какая необыкновенная часть речи – имя прилагательное. О богатстве русского языка можно говорить очень много.

- Но об этом очень точно сказал К.Г.Паустовский.

 ( учитель зачитывает высказывание К.Г.Паустовского)

«С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским языком: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, громыхание грозы, шорох морского гравия. Нет таких звуков, образов и мыслей – сложных и простых, - для которых бы не нашлось бы в нашем языке точного выражения»

 (ВЫВОД)

VII. Развитие языковых умений. Игра « Оживи дерево».

Представление проекта по «открытию нового знания » на уроке.

 (На столах у детей лежат заранее приготовленные вырезанные осенние листочки. На доске аппликация - дерево)

Учитель:- У каждой части речи, у каждого предмета своя история. Сегодня мы с вами вели наблюдения за прилагательными.

 - Что же вы сегодня открыли для себя нового? (эпитеты)

- У ваших листочков тоже своя история.

 Опишите свой листочек, употребив в речи образные слова и выражения.

(Дети выходят к доске, называют «художественно, образно» свой листик и крепят его на дерево).

(После того, как проект по открытию нового на уроке представлен, учитель цитирует следующие строки из произведения А.С.Пушкина):

… Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса…

VIII. Рефлексия.

  1. Что вы нового открыли для себя на уроке?
  2. С каким настроением вы уходите с урока?

IX. Задание на дом.

(Домашнее задание напечатано на карточках, которые получили все ученики.)

  • Образуйте и запишите словосочетания вида « прил. + сущ. » со следующими словами. Обозначить графически связь.

КОФЕ, КАКАО, ШАМПУНЬ, РОЯЛЬ, ТЮЛЬ, ШОССЕ, ПАЛЬТО.