Учебник Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. и др. «Окружающий мир» часть 1, 2 . 3 кл. – М.: «Баласс», 2009.
Цели урока:
- Предметные:
- узнают объекты живой природы;
- сравнивают членистоногих на основе внешних признаков и проводят простейшую классификацию;
- описывают на основе предложенного плана представителей насекомых, паукообразных, ракообразных.
- Метапредметные:
- используют естественнонаучные тексты(на бумажных и электронных носителях) с целью поиска информации, ответов на вопросы, создания собственных устных высказываний;
- планируют, контролируют и оценивают учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
- Личностные:
- выполняя свои роли в группе, дети учатся договариваться, сотрудничать в решении проблемы;
- приобретают опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы;
- получают возможность научиться осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила разумного поведения в природной среде.
Тип урока: урок получения новых знаний, с элементами исследовательской работы.
Средства оснащения урока: Медиа-проектор, дидактический материал «Маленькие рыцари», представленный в виде иллюстрированного приложения в среде Power Point XP.; инвентарь для практической работы (текстовая информация на бумажных носителях, иллюстрации представителей фауны, коллекции насекомых, ракообразных и паукообразных), энциклопедии.
ХОД УРОКА
1 этап. Мотивация
Цель: настроить обучающихся на урок
Громко прозвенел звонок –
Начинается урок
Слушаем, запоминаем,
Ни минутки не теряем!
– Под этим девизом и будем работать сегодня на
уроке.
Сейчас послушайте звуковой фрагмент и
подумайте над вопросами: кто ведет разговор, и о
чем он?
(Слайд 1: жук, рак, краб, гусеница – текст за
кадром)
– Ребята, мы стали с вами свидетелями разговора.
Кто является его участниками? (Рак, жук,
гусеница, краб и бабочка).
2 этап. Создание проблемной ситуации
Цель: вывести учащихся на тему и цель урока и
обозначить их в словесной формулировке.
– О чем говорят герои? Давайте разберёмся.
Легко ли им живётся? (Тяжело. Приходится всегда
защищаться. Их никто не любит)
– Какие они по размеру? (Выставляю слово
«маленькие»)
– А раз они защищают себя, свое потомство,
значит, как мы их ещё можем назвать? Защитники,
воины.
(Слайд 2: воины и членистоногие).
– Посмотрите на экран, с каким из
представленных воинов есть сходство, например, у
жука? (С рыцарем – его одежда и строение
тела жука похожи.)
(Слайд 3: рыцарь и жук).
– В чём их сходство? (У рыцаря латы, а у жука
панцирь.Они похожи)
– Как можно назвать рака, жука, краба?
– А можно их назвать рыцарями природы? (Выставляю
«рыцари природы»)
(Слайд 4: вид леса с представителями животного
мира)
– Значит, в этом большом мире природы как мы
можем назвать жука и подобных животных?
– Кто догадался, какая тема урока?
(Слайд 5: тема урока – «Маленькие рыцари природы»)
– Как вы думаете, что мы должны узнать об
этих животных? ( Где живут, чем питаются).
3 этап. Введение знаний (изучение нового материала)
Цель: формировать у обучающихся программные
знания и способы деятельности.
– Давайте поподробнее познакомимся с нашими
рыцарями.
Посмотрите, ребята, тела этих животных
покрыты хитиновым слоем, таким же твердым,
как у рыцаря латы. Этот слой выполняет роль
наружного скелета. Скелет состоит из
отдельных твердых члеников. Членики подвижно
соединены друг с другом. Ноги у них тоже подвижно
соединяются с телом при помощи суставов и
состоят из нескольких члеников. Поэтому этих
животных назвали членистоногие.
(Слайд 6: изображения членистоногих)
(Слайд 7: определение членистоногих)
– Прочитайте хором определение. Почему этих
животных назвали членистоногие? А теперь по
схеме скажите, на какие группы делятся
членистоногие?
– Как вы думаете, почему называются
паукообразные, ракообразные, насекомые?
(Работают с информацией на слайде –
определение и схема).
4 этап. Работа в микрогруппах
Цель: уметь анализировать и синтезировать новую информацию. Нацелить обучающихся на исследования (выставляются названия групп на столы)
1 группа – исследователи насекомых
2 группа – исследователи паукообразных
3 группа – исследователи ракообразных
– А сейчас мы поработаем в маленьких «научных
лабораториях». Вы проведете исследования
насекомых, а вы – ракообразных, а вы –
паукообразных. (Дети работают в группах по 4
человека – всего 6 групп, по 2 группы работают над
каждым классом членистоногих). Пользуясь
учебником, энциклопедиями, образцами, схемами вы
должны…
Открываю запись на доске:
– изучить строение тела членистоногих;
– рассказать в какой экосистеме обитают;
– чем питаются;
– какую роль выполняют в природе и жизни
человека.
Затем дополнить текст, который у вас на столах,
недостающими словами и прочитать его для всех
исследователей. И еще дорисовать недостающие
части тела членистоногих и найти интересные и
занимательные факты об этих животных. Задания
объемные, поэтому вам их надо распределить в
группе
Раздаю план работы, рисунки членистоногих с
недостающими частями тела, текст с пропущенными
словами и индивидуальные задания –
занимательный материал.
План:
- Из скольких частей состоят тела данных животных?
- Назовите части тела.
- Сколько членистых ног? Есть ли усики, крылья?
- В какой экосистеме обитают? Чем питаются?
- Роль в природе и значение для человека
- Дорисуйте недостающие части животного.
- Перечислите, кто еще из животных относится к данной группе.
Для каждой группы даны тексты с недостающими
словами (Приложение 1) и
схематичные изображения членистоногих с
недостающими частями тела (Приложение
2)
В каждой группе по одному человеку работают по
карточкам индивидуально (читают короткий
интересный материал о членистоногих, затем будут
пересказывать).
5 этап. Физминутка для глаз
Цель: Снять зрительное напряжение.
(Слайд 8: физминутка для глаз. Дети водят глазами за движущимися объектами, открывают и закрывают глаза).
6 этап. Защита «творений»
Цель: систематизировать знания о строении, питании, о среде обитания членистоногих
Настал урока важный фрагмент
Собрали вы силы, знания, уменья
Все потрудились – вот главный момент
Представить пора ваши творенья!
– Слово предоставляем исследователям насекомых.
Тело насекомых состоит из 3 отделов: головы, груди и брюшка. Все насекомые имеют сложные глаза, 6 членистых ног, у некоторых есть крылья. Ноги отходят от груди (показывают на схематичном изображении насекомого).
Индивидуальная работа – рассказ о насекомых-«рекордсменах».
– Кто еще добавит что-нибудь интересное о
насекомых?
– У меня тоже есть интересный материал. Летом
насекомые откладывают яйца, из которых выходят
личинки. Например, у кузнечиков и тараканов –
бескрылые копии своих родителей. А другие
насекомые – бабочки, комары, муравьи, жуки
развиваются по-другому. Посмотрите, как это
происходит
(Слайд 9: видеофрагмент «Развитие бабочки»)
– Итак, что же происходит с личинкой бабочки? Она
сразу превращается в бабочку?
– Следующими свою работу представляют исследователи
ракообразных.
(Слайд 10: изображение ракообразных – щелкнуть
внизу слева)
– Прочитайте получившийся текст с
дополнениями.(Тело ракообразных состоит из 2
отделов: брюха и головогруди. Все ракообразные
имеют сложные глаза, есть усики. У них 10 больших
членистых ног, передняя пара превратилась в
клешни. Ноги отходят от головогруди. Они
используются в пищу человеком, являются
«санитарами» водоемов).
– А что еще интересного нашли о раках?
– Итак, тело ракообразных состоит из 2
отделов: головогруди и брюшка. Имеют 10 больших
членистых ходильных ног, усики, сложные глаза на
стебельках.
– А сейчас выступает группа исследователей
паукообразных.
Тело паукообразных состоит из 2 отделов: головогруди и брюшка. Все паукообразные, которых мы рассматривали, имеют простые глаза, 8 членистых ног, которые располагаются на головогруди.
Индивидуальная работа – рассказ о
пауке-каракурте («Черная вдова»).
– Кто еще дополнит ответ?
– Кто из вас видел паутину? Для чего она?
– Посмотрите на экран. А такую паутину вы точно
не видели! (Слайд 11)
– Ее плетут древесные пауки-птицееды. Кто
догадался, почему их так назвали? Они питаются
мелкими грызунами. Самые большие из них
достигают размера примерно 28 см, т.е. как суповая
тарелка.
– Итак, у паукообразных 8 членистых ног, тело
состоит из 2 отделов: головогруди и брюшка. Есть
паутинная железа в брюшной части, с помощью
которой вырабатывается жидкость для плетения
паутины.
Пауков бояться не стоит, потому что они не могут
прокусить кожу человека. А каракурт, о котором мы
сегодня узнали, у нас не обитает.
7 этап. Обобщение исследовательской работы обучающихся
Цель: обобщить полученную информацию обучающимися.
– Мы сегодня говорили о значении
членистоногих. Вспомните разговор маленьких
рыцарей природы, который мы слушали в начале
урока, нужны ли членистоногие? Как с ними надо
обращаться?
– Посмотрите поучительную историю, которая
произошла однажды… (Слайд 12 – мультфильм
(пауза, когда лисенок посадил мотылька в банку и
закрыл крышку).
– Ребята, оцените ситуацию. Что вы можете
сказать? Как поступил лисенок? Он сделал это со
зла? Как бы вы поступил Давайте, посмотрим
продолжение истории(пауза).
– Удалось ли исправить допущенную
ошибку? Как надо относиться к животным?
Почему?
8 этап. Рефлексия полученных результатов
Цель:контроль усвоения полученных знаний.
– А сейчас проведем тест. Приготовьте карточки со словами. Я задаю вопрос, а вы показываете ответ на карточках.
- У каких членистоногих есть клешня?
- Сложные глаза?
- Паутинная железа?
- Плавательные ножки?
- У каких членистоногих 6 ног?
- У каких – 10 ног?
- У каких – 8 ног?
(Слайд 13)
– Подведем итог. О чем говорит название
«членистоногие»?
– На какие группы делятся все членистоногие?
– Как вы будете относиться к членистоногим?
– Стоит ли бояться пауков?
– Что запомнилось интересного на уроке?
– О чем расскажете родителям?
9 этап. Домашнее задание
Цель: закрепить изученный материал.
Предъявляю запись на доске:
Домашнее задание:
с. 90-95.
Ответить на вопросы.
Сообщение о членистоногом.
– Всем читать с 90-95. Кто считает, что
справится с заданиями после текста –
выполните их. А для самых любознательных – есть
еще творческое задание – приготовить
сообщение о любом членистоногом. (Записывают
задание в дневниках).
(Слайд 14)
– Кто считает, что сегодня на уроке хорошо
работал, и все было понятно и интересно, стоя
поаплодируйте себе.
Используемые источники: интернет-ресурсы (аудио о раках, изображение паутины, мультфильм, видеофрагмент «Развитие бабочки»)