Методическая разработка урока окружающего мира в 3-м классе ОС "Школа–2100" по теме "Маленькие рыцари природы"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (47 МБ)


Учебник Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. и др. «Окружающий мир» часть 1, 2 . 3 кл. – М.: «Баласс», 2009.

Цели  урока:  

  • Предметные:
    • узнают объекты живой природы;
    • сравнивают членистоногих на основе внешних признаков и проводят простейшую классификацию;
    • описывают на основе предложенного плана представителей насекомых, паукообразных, ракообразных.
  • Метапредметные:
    • используют естественнонаучные тексты(на бумажных и электронных носителях) с целью поиска информации, ответов на вопросы, создания собственных устных высказываний;
    • планируют, контролируют и оценивают учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
  • Личностные:
    • выполняя свои  роли в группе, дети учатся договариваться, сотрудничать в решении проблемы;
    • приобретают опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы;
    • получают возможность научиться осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила разумного  поведения в природной среде.

Тип урока: урок получения новых знаний, с элементами исследовательской работы.

Средства оснащения урока: Медиа-проектор, дидактический материал «Маленькие рыцари», представленный в виде иллюстрированного приложения в среде Power Point XP.; инвентарь для практической работы (текстовая информация на бумажных носителях, иллюстрации представителей фауны, коллекции насекомых, ракообразных и паукообразных), энциклопедии.

ХОД УРОКА

1 этап. Мотивация

Цель: настроить обучающихся на урок

Громко прозвенел звонок –
Начинается урок
Слушаем, запоминаем,
Ни минутки не теряем!

– Под этим девизом и будем работать сегодня на уроке.
Сейчас послушайте звуковой фрагмент  и подумайте над вопросами: кто ведет разговор, и о чем он?
(Слайд 1: жук, рак, краб, гусеница  – текст за кадром)
– Ребята, мы стали с вами свидетелями разговора. Кто является его участниками? (Рак, жук, гусеница, краб и бабочка).

2 этап. Создание проблемной ситуации

Цель: вывести учащихся на тему и цель  урока и обозначить их в словесной формулировке.
– О чем говорят герои? Давайте разберёмся.  Легко ли им живётся? (Тяжело. Приходится всегда защищаться. Их никто не любит)
– Какие они по размеру? (Выставляю слово «маленькие»)
– А раз они защищают себя, свое потомство,   значит, как мы их ещё можем назвать? Защитники, воины.
(Слайд 2: воины и членистоногие).
– Посмотрите на экран,  с каким из представленных воинов есть сходство, например, у жука? (С рыцарем – его одежда  и строение тела жука похожи.)
(Слайд 3: рыцарь и жук).
– В чём их сходство? (У рыцаря латы, а у жука панцирь.Они похожи)
– Как можно назвать рака, жука, краба?
– А можно их назвать рыцарями природы? (Выставляю «рыцари природы»)
(Слайд 4: вид леса с представителями животного мира)
– Значит, в этом большом мире природы как мы можем назвать жука и подобных животных?
– Кто догадался, какая тема урока?
(Слайд 5: тема урока – «Маленькие рыцари природы»)
Как вы думаете, что мы должны узнать об этих животных? ( Где живут, чем питаются).

3 этап. Введение знаний (изучение нового материала)

Цель: формировать у обучающихся программные знания и способы деятельности.
– Давайте поподробнее познакомимся с нашими рыцарями.
Посмотрите, ребята,  тела  этих животных покрыты  хитиновым слоем,  таким же твердым, как у рыцаря латы.  Этот слой выполняет роль наружного скелета.  Скелет  состоит из отдельных твердых члеников. Членики подвижно соединены друг с другом. Ноги у них тоже подвижно соединяются с телом при помощи суставов и состоят из нескольких члеников. Поэтому этих животных назвали членистоногие.
(Слайд 6:  изображения членистоногих)
(Слайд 7:  определение членистоногих)
– Прочитайте хором определение. Почему этих животных назвали членистоногие? А теперь по схеме скажите, на какие группы делятся членистоногие?
– Как вы думаете, почему называются паукообразные, ракообразные, насекомые?
(Работают с информацией на слайде – определение и схема).

4 этап. Работа в микрогруппах

Цель: уметь анализировать и синтезировать новую информацию.    Нацелить обучающихся на исследования (выставляются названия групп на столы)

1 группа – исследователи насекомых
2 группа – исследователи паукообразных
3 группа – исследователи ракообразных

– А сейчас мы поработаем в маленьких «научных лабораториях». Вы проведете исследования насекомых, а вы – ракообразных, а вы – паукообразных. (Дети работают в группах по 4 человека – всего 6 групп, по 2 группы работают над каждым классом членистоногих). Пользуясь учебником, энциклопедиями, образцами, схемами вы должны…
Открываю запись на доске:
– изучить строение тела членистоногих;
– рассказать в какой экосистеме обитают;
– чем питаются;
– какую роль выполняют в природе и жизни человека.
Затем дополнить текст, который у вас на столах, недостающими словами и прочитать его для всех исследователей. И еще дорисовать недостающие части тела членистоногих и найти интересные и занимательные факты об этих животных. Задания объемные, поэтому вам их надо распределить в группе
Раздаю план работы, рисунки членистоногих с недостающими частями тела, текст с пропущенными словами  и индивидуальные задания –  занимательный материал.

План:

  •  Из скольких частей состоят тела данных животных?
  • Назовите  части тела.
  • Сколько членистых ног? Есть ли усики, крылья?
  • В какой экосистеме обитают? Чем питаются?
  • Роль  в природе и  значение для человека
  • Дорисуйте недостающие части животного.
  • Перечислите, кто еще из животных относится к данной группе.

Для каждой группы даны тексты с недостающими словами (Приложение 1) и схематичные изображения членистоногих с недостающими частями тела (Приложение 2)
В каждой группе по одному человеку работают по карточкам индивидуально (читают короткий интересный материал о членистоногих, затем будут пересказывать).

5 этап. Физминутка для глаз

Цель: Снять зрительное напряжение.

(Слайд 8: физминутка для глаз. Дети водят глазами за движущимися объектами, открывают и закрывают глаза).

6 этап. Защита «творений»

Цель: систематизировать знания о строении, питании, о среде обитания членистоногих

Настал урока важный фрагмент
Собрали вы силы, знания, уменья
Все потрудились – вот главный момент
Представить пора ваши творенья!

– Слово предоставляем исследователям насекомых.

Тело насекомых состоит из 3 отделов: головы, груди и брюшка. Все насекомые имеют сложные глаза, 6 членистых ног, у некоторых есть крылья. Ноги отходят от груди (показывают на схематичном изображении насекомого).

Индивидуальная работа – рассказ о насекомых-«рекордсменах».

– Кто еще добавит что-нибудь интересное о насекомых?
– У меня тоже есть интересный материал. Летом насекомые откладывают яйца, из которых выходят личинки. Например, у кузнечиков и тараканов – бескрылые копии своих родителей. А другие насекомые – бабочки, комары, муравьи, жуки развиваются по-другому. Посмотрите, как это происходит
(Слайд 9: видеофрагмент «Развитие бабочки»)
– Итак, что же происходит с личинкой бабочки? Она сразу превращается в бабочку?
– Следующими свою работу представляют исследователи ракообразных.
(Слайд 10: изображение ракообразных – щелкнуть внизу слева)
–  Прочитайте получившийся текст с дополнениями.(Тело ракообразных состоит из 2 отделов: брюха и головогруди. Все ракообразные имеют сложные глаза, есть усики. У них 10 больших членистых ног, передняя пара превратилась в клешни. Ноги отходят от головогруди.  Они используются в пищу человеком, являются «санитарами» водоемов).
– А что еще интересного нашли о раках?
–  Итак, тело ракообразных состоит из 2 отделов: головогруди и брюшка. Имеют 10 больших членистых ходильных ног, усики, сложные глаза на стебельках.
– А сейчас выступает группа исследователей паукообразных.

Тело паукообразных состоит из 2 отделов: головогруди и брюшка. Все паукообразные, которых мы рассматривали, имеют простые глаза, 8 членистых ног, которые располагаются на головогруди.

Индивидуальная работа – рассказ о пауке-каракурте («Черная вдова»).
– Кто еще дополнит ответ?
– Кто из вас видел паутину? Для чего она?
– Посмотрите на экран. А такую паутину вы точно не видели! (Слайд 11)
– Ее плетут древесные пауки-птицееды. Кто догадался, почему их так назвали? Они питаются мелкими грызунами. Самые большие из них достигают размера примерно 28 см, т.е. как суповая тарелка.
– Итак, у паукообразных 8 членистых ног, тело состоит из 2 отделов: головогруди и брюшка. Есть паутинная железа в брюшной части, с помощью которой вырабатывается жидкость для плетения паутины.
Пауков бояться не стоит, потому что они не могут прокусить кожу человека. А каракурт, о котором мы сегодня узнали, у нас не обитает.

7 этап. Обобщение исследовательской работы обучающихся

Цель: обобщить полученную информацию обучающимися.

– Мы сегодня говорили о значении членистоногих. Вспомните разговор маленьких рыцарей природы, который мы слушали в начале урока, нужны ли членистоногие? Как с ними надо обращаться?
– Посмотрите поучительную историю, которая произошла однажды… (Слайд 12 –  мультфильм (пауза, когда лисенок посадил мотылька в банку и закрыл крышку).
– Ребята, оцените ситуацию. Что вы можете сказать? Как поступил лисенок? Он сделал это со зла? Как бы вы поступил Давайте, посмотрим продолжение истории(пауза).
– Удалось ли исправить допущенную ошибку?    Как надо относиться к животным? Почему?

8 этап. Рефлексия полученных результатов

Цель:контроль усвоения полученных знаний.

– А сейчас проведем тест. Приготовьте карточки со словами. Я задаю вопрос, а вы показываете ответ на карточках.

  • У каких членистоногих есть клешня?
  • Сложные глаза?
  • Паутинная железа?
  • Плавательные ножки?
  • У каких членистоногих 6 ног?
  • У каких – 10 ног?
  • У каких – 8 ног?

(Слайд 13)

– Подведем итог. О чем говорит название «членистоногие»?
– На какие группы делятся все членистоногие?
– Как вы будете относиться к членистоногим?
– Стоит ли бояться пауков?   
– Что запомнилось интересного на уроке?
– О чем расскажете родителям?

9 этап. Домашнее задание

Цель: закрепить изученный материал.
Предъявляю запись на доске:

Домашнее задание:
с. 90-95.
Ответить на вопросы.
Сообщение о членистоногом.

– Всем читать с 90-95. Кто считает, что справится  с заданиями после текста – выполните их. А для самых любознательных – есть еще творческое задание –  приготовить сообщение о любом членистоногом. (Записывают задание в дневниках).
(Слайд 14)
– Кто считает, что сегодня на уроке хорошо работал,  и все было понятно и интересно, стоя поаплодируйте себе.

Используемые источники: интернет-ресурсы (аудио о раках, изображение паутины, мультфильм, видеофрагмент «Развитие бабочки»)