Цель урока:
- повторить сведения о числительном, закрепить навык их правописания.
- развивать речевую и мыслительную активность, используя различные формы работы, формировать умения употреблять числительные в речи, работать с информацией и медиасредствами.
Оборудование урока:
- раздаточный дидактический материал,
- мультимедийная презентация
При использовании мультимедийной презентации следует учитывать следующее:
- Слайд 2 – организационное поле. Перед нами карта путешествия, с которой по гиперссылкам отправляемся на новый уровень.
- С каждого уровня кнопка возврата отправляет на организационное поле для выбора нового задания.
ХОД УРОКА:
1. Организационный момент
2. Вступительное слово учителя
– Сегодня у нас необычный урок: к нам в гости
пришел старичок-языковед. (Слайд 2)
Цель нашего путешествия – проверить, как хорошо
мы познакомились с жителями царства
Числительное, умеем ли употреблять их в своей
речи.
3. Актуализация знаний
Итак, бодрые, веселые, мы отправляемся в путь. Но, чтобы попасть в царство Числительное, необходимо выполнить первое задание Языковеда (Слайд 3):выпишите числительные из стихотворения Михаила Садовского:
В лесу
Апрельская уборка:
Метёлки
Верба мастерит,
Подснежник первый,
Как пятёрка,
Чуть-чуть застенчиво стоит.
И облака уже,
Как груда,
А это значит:
Скоро жди –
Ударит первый гром, как чудо, –
Откроет летние дожди!
Докажите, что первый – это числительное.
4. Итак, первый город на нашем пути – город Орфограмм. Нам предстоит выполнить здесь несколько заданий: индивидуальное задание – правописание сложных прилагательных и числительных, учащимся 1 ряда – распределить слова в 2 столбика (Ь – Слайд 4), а остальные пишут словарный диктант:
Одиннадцатый, триста, четырьмя, семнадцатые, сорок тысяч, шестьсот семьдесят, миллионер, две тысячи пятьсот двадцатый, восемьдесят, пятидесятитысячный, полтораста.
Самопроверка задания, выполненного первым рядом, и проверка индивидуального задания.
5. Следующий населенный пункт на нашем пути – поселок Грамматический. Послушаем урок радионяни (склонение 1,5). А умеем ли мы правильно употреблять числительные?
– составьте предложения с
числительным полтора, включив в
него причастный или деепричастный оборот,
– найдите ошибки в
употреблении числительных (устно – Слайд 5):
1. Булавин вступил в город с тысячью солдатами. 2. Он сумел выбраться из окружения с полторастами лошадями. 3. О тридцать двух рублях пришлось забыть. 4. Эту роль репетировали трое молодых актрис. 5. Деревня находится в полтора верстах от станции. 6. Наш город с тридцать шесть тысячами жителей расположен на берегу реки Нива. 7.В тысячу девятисот тридцать восьмом году селу Кандалакша был присвоен статус города.
– работа с текстом (Слайд 6):спишите, объясняя орфограммы и пунктограммы. Индивидуальное задание: выписать словосочетания с числительными, указать их разряд.
Самопроверка текста (работа на интерактивной доске)
– Определите стиль данного текста. (Научный: задача речи – сообщение, основные стилевые черты – Обобщенность, логичность, информативность; много терминов: семейство, длина тела, холка, процентное содержание жира, белка)
– Какова роль числительных в данном тексте? (Передача точной информации)
– Стилистический анализ текста (Слайд 7): определите стиль речи, роль числительных в тексте (официально-деловой стиль: задача – сообщение, инструкция; основные стилевые черты – практическая направленность, стандартизированность. Числительные используются для того, чтобы дать точную информацию: дата, адрес, время)
6. Ну что ж, речка Стилистика осталась позади, а перед нами поле Пословиц, на котором мы можем найти множество пословиц русского языка с числительными.
Составьте текст, используя одну из услышанных пословиц
7. Наше путешествие по царству Числительное подошло к концу. Но прежде чем мы покинем его, старичок-языковед предлагает каждому проверить еще раз свои знания в форме теста. (Приложение 1)
Домашнее задание: сочинить сказку о числительных или записать 10 пословиц с числительными, указать их разряд и синтаксическую роль