Цели занятия:
- Обратить внимание детей на опасности, которые подстерегают детей дома.
- Систематизировать и расширить знания детей о таких опасностях.
- Учить детей соблюдать правила безопасного поведения у себя дома.
Методическая задача: Научить учащихся обрабатывать и обобщать информацию, полученную в результате практической деятельности.
Ход занятия
1. Орг. момент.
2. Вводная беседа.
Учитель: Где в нашей жизни нас подстерегает опасность?
Дети: Опасность может подстерегать нас на улице, на дороге, в лесу и т.д.
Учитель: Мы привыкли считать, что опасность подстерегает человека на улице, на дороге, в транспорте и в других местах. Мы изучаем ПДД, учимся веси себя в транспорте, ориентироваться в лесу, правильно веси себя на воде. А где мы ищем защиты, где хотим спрятаться от опасности? Вспомните Пятачка из сказочной повести А. Милна «Винни-Пух и все-все-все». Куда побежал он, когда они с Винни-Пухом искали Буку , и Пятачок очень испугался?
Дети: Винни - Пух побежал домой.
Учитель: Да, говорят «мой дом – моя крепость», «дома и стены помогают». Скажите, что изменилось в вашей жизни, когда вы пошли в школу?
Дети: Мы чаще стали оставаться дома одни.
Учитель: А могут ли в нашем доме, в нашей квартире, где всё так привычно, уютно, хорошо, нас подстерегать опасности?
Об этом мы с вами задумались на прошлом занятии. Если внимательно изучить помещение, в котором мы живём, то можно увидеть много мест и предметов, требующих осторожного обращения. Человек изобрёл различные машины и приборы, научился пользоваться газом, электричеством, приручил огонь и воду. Все эти полезные изобретения делают нашу жизнь очень удобной, но и требуют осторожного обращения, соблюдения правил.
3. Сообщение темы и цели.
Сегодня мы узнаем, какие опасности могут подстерегать нас в нашем доме и как их избежать.
4. Основная часть.
Учитель: На прошлом занятии все ребята разделились на группы, решили исследовать свои дома и ответить на вопросы:
- Какие предметы есть в нашем доме?
- Для чего они служат?
- Как дети учились ими пользоваться?
- Какие опасности подстерегают при использовании этих предметов?
- Как избежать опасности?
И, самое главное, вывести правила разумного поведения!
Прошла неделя. Сегодня мы подведём итоги нашего исследования.
Было создано 5 групп по 5 человек, которые исследовали:
- бытовой газ,
- острые предметы,
- предметы бытовой химии,
- электроприборы,
- домашнюю аптечку.
Каждая группа в ходе своей работы сделала выводы, подготовила правила разумного поведения и выставку рисунков по данным правилам.
Дети группами выходят к доске и знакомят учащихся класса со своими исследованиями, один ученик от группы выступает, остальные показывают рисунки с правилами безопасного поведения.
5. Итоговая беседа.
Вы провели исследования, сделали выводы, подготовили рисунки. Кому было интересно работать? Что нового узнали? Как избежать опасности дома?
В классе прошла выставка рисунков, в результате работы дети поняли, как избежать домашних опасностей.
Выступления учащихся
1. Бытовой газ.
Мы провели исследование на тему «Бытовой газ» и узнали, что у всех ребят нашего класса дома есть газовые плиты.
Газовая плита нужна для приготовления и разогрева пищи.
Из 25 человек в нашем классе 15 учеников умеют самостоятельно пользоваться газовой плитой (их научили родители),4 человека пользуются под присмотром взрослых и 6 ребят учатся ею пользоваться.
Родители объяснили нам, как правильно зажигать газ, рассказали, какие опасности подстерегают. Мы знаем, что если пользоваться неправильно, то можно обжечься, газ может взорваться. Нельзя оставлять включенную газовую плиту без присмотра.
2. Острые предметы.
Наша группа исследовала острые предметы в доме.
Мы выяснили, что в наших квартирах много острых предметов: ножи, ножницы, иглы швейные, спицы вязальные, рабочие инструменты у папы (топор, пила и др.).
Все эти предметы нужны в нашей жизни для того, чтобы резать продукты, стричь бумагу и ткань, шить, вязать, делать ремонт.
Острые предметы хранятся в определённых места: шкафах, шкатулках, ящиках для инструментов. Для маленьких детей эти предметы недоступны.
Родители дома и учитель в школе учили, как правильно пользоваться острыми предметами, как правильно держать их в руках. Если пользоваться неправильно, то можно пораниться ими, порезаться, уколоться, поранить других. Чтобы избежать опасности, надо правильно держать их в руке, использовать по назначению, не играть острыми предметами, убирать на место.
3. Бытовая химия.
Мы попросили родителей показать, какие химические вещества есть в нашем доме. Их оказалось много, это средства для уборки, мытья посуды, стиральный порошок, уксус. Эти вещества в основном нужны для поддержания чистоты.
Многие ребята помогают делать уборку квартиры. Наши девочки умеют самостоятельно мыть посуду, этому их научили мамы.
Предметы бытовой химии нужны человеку. Они облегчают его труд, но могут и причинить вред, если попадут в рот, в глаза или в дыхательные пути. Чтобы не случилось беды, надо использовать эти средства только по назначению и под присмотром взрослых.
4. Электроприборы.
Человек изобрёл большое количество разных электроприборов.
У ребят нашего класса дома есть утюги, телевизоры, компьютеры, стиральные машины, холодильники, микроволновые печи, светильники, разные лампы, чайники и другие электроприборы. Они служат для удобства и комфорта в быту.
Мы умеем самостоятельно пользоваться многими приборами. Этому нас научили родители. Они объяснили, что при включении электроприборов руки должны быть сухими, при выключении надо брать за вилку, а не за провод, нельзя в электрическую розетку вставлять посторонние предметы. При неправильном использовании электроприборов можно получить травму, удар током, может произойти пожар.
Необходимо пользоваться исправными электроприборами под наблюдением взрослых и не оставлять их без присмотра включенными.
5. Домашняя аптечка.
В ходе опроса наших ребят мы выяснили, что во всех семьях есть домашняя аптечка.
Мы попросили своих родителей показать, где она хранится, какие медикаменты в ней есть, для чего нужны.
Мы выяснили, что аптечки в наших семьях хранятся в шкафу или в тумбочке, в сухом, защищенном от света месте.
Для маленьких детей аптечка недоступна.
В аптечке есть разные лекарства и материалы: таблетки, йод, зеленка, мази, капли, лекарственные травы, бинты, вата, термометр.
Родители научили нас порезы и раны обрабатывать йодом или зелёнкой и перевязывать бинтом или лейкопластырем.
Мы посетили медицинский кабинет нашей школы.
Медсестра Елена Александровна рассказала нам, что в домашней аптечке должны быть такие лекарства и материалы: анальгин, парацетамол, активированный уголь, бинт, вата, йод, зелёнка, перекись водорода, валериана, лейкопластырь, термометр, ножницы, стерильные марлевые салфетки, готовые стерильные повязки.
Она объяснила, что ребёнок самостоятельно может пользоваться только йодом, зелёнкой, лейкопластырем, ватой и бинтом.
Ещё мы узнали, что лекарства самостоятельно без назначения врача, без разрешения взрослых принимать нельзя. Ребёнок может отравиться, у него может быть аллергия. Даже витамины надо принимать строго по назначению. У каждого лекарства есть побочные действия, безвредных лекарств не бывает.
Если заболел, поранился, то надо обязательно обратиться к врачу, а не начинать лечение самостоятельно.