Цели:
- повторить и обобщить знания об особенностях географического положения, рельефа, растительного и животного мира природных зон России;
- развивать умение работать с картой, обучать приёмам сравнения особенностей природы различных территорий;
- осуществлять патриотическое и экологическое воспитание школьников, рассматривая вопросы охраны природы России;
- коррекция мышления, памяти.
Задачи: отвечать на вопросы викторин, отгадывать географические загадки, учиться отгадывать географический объект.
Оборудование: карта «Природные зоны России», рисунки и фотографии растений и животных, карточки-задания, загадки, ПК, экран и проектор, жетоны.
ХОД УРОКА
I. Оргмомент
– Здравствуйте. Садитесь. Скажите, на какой
урок вы пришли?
– На урок Географии.
II. Коррекционная минутка
– Расшифруйте темусегодняшнего урока.
III. Закрепление изученного
– Правильно, это ПОВТОРЕНИЕ. А как вы думаете,
что мы сегодня повторим и закрепим? Какие
природные зоны вы уже прошли, изучили?
– Зону арктических пустынь, тундры и зону лесов.
– А изучаем природные зоны, какого
государства, страны?
– России.
(Видеоролик про Россию.)
– Хорошо. А…
… Откуда начинается Россия?
С Курил, Камчатки, Командор?
Россия начинается с пристрастья
К труду, терпению, к правде, доброте…Отсюда все дела её большие,
Её неповторимая судьба.
И если ты причастен к ней –
Россия не с гор берёт начало, а с тебя!
– Каждый человек должен знать свою Родину, знать природу своей страны. А чтобы что-то узнать, что-то сделать, надо быть добрым, терпеливым, уметь трудиться. А я знаю, что вы это делать умеете, вы терпеливые, добрые, трудолюбивые. Вы уже изучили три природные зоны России. А как качественно вы усвоили эти темы я сейчас и проверю.
– Каждая из зон неповторима и своеобразна, каждая имеет свои сокровища: это животные, растения, города, реки, озёра, люди, полезные ископаемые и т. д.. Вы вспомните эти сокровища и распределите их по сундучкам. А вместе мы наглядно увидим, какая зона самая богатая.
(Три сундучка – три природные зоны.)
– Вы разделены на 2 команды. Какая же из команд лучше усвоила пройденные темы? Та команда, которая дала больше правильных ответов. За правильные ответы команды получают жетоны. У кого больше жетонов, тот и победил. В конце урока подведем итоги.
– Итак, задание 1. Немой графический диктант. Тема «Зона арктических пустынь». Жюри контролирует и считает правильные ответы. Жетон даётся, если команда не допустила ошибок. У каждого в руках карточки с «+» и «–». 1 команде: кит, верблюд, пингвины, жаркое лето, айсберг, белый медведь, берёза, соловей, Северное сияние, Новосибирские острова. Тема «Тундра» дается 2 команде: Северный олень, мох, подберёзовик, Новосибирск, полярная сова, песец, морж, р. Печора, п-ов Таймыр.
Микро-итог. Команда-победитель получает жетон.
– Молодцы. Я хочу положить по 1 сокровищу в каждый сундучок, т.к. прозвучало много географических терминов принадлежащих каждой зоне.
2 задание. У каждого учащегося есть лист бумаги с набором букв. Ваша задача вычеркнуть одинаковую пару букв. У вас должны остаться буквы без пар. Затем команда дружно и быстро должна составить из этих букв слово. Какая команда справится быстрее, получит жетон. Первая команда … (Ягель)
АЛИБОАЛИБОКНФЯДЖЮТОЗЪОГРНАПУКЫВ
КНФДЖЮТОЗЪОГРНАПУКЫВЦЧМБЦЧМБАЛИБОАЛИБОКНГФДЖЮТОЗЪОГРНАПУКЫВ
КНФДЖЮТОЗЪОГРНАПУКЫВЦЧМБЦЧМБАЛИБОАЛИБОКЕНФДЖЮТОЗЪОГРНАПУКЫВ
КНФДЖЮТОЗЪОГРНАПУКЫВЦЧМБЦЧМБАЛИБОАЛИБОКНФДЖЮТОЗЪОГРНАПУКЫВ
КНФДЖЮТОЗЪОГРНАЛПУКЫВЦЧМБЦЧМБЬ
2 команда … (Тайга)
АЛИБОАЛИБОКНФДЖЮТОЗЪОГРНАПУКЫВ
КНФДЖЮТОЗЪТОГРНАПУКЫВЦЧМБЦЧМБАЛИБОАЛИБОКНФДЖЮТОЗЪОГРНАПУКЫВ
КНФДЖЮТОЗЪОГРНАПУКЫВЦЧМБЦЧМБААЛИБОАЛИБОКНФДЖЮТОЗЪОГРНАПУКЫВ
КНФДЖЮТОЗЪОГРНАПУКЫВЦЧМБЦЧМБЙГАЛИБОАЛИБОКНФДЖЮТОЗЪОГРНАПУКЫВ
КНФДЖЮТОЗЪОГРНАПУКЫВЦЧМБЦЧМБА
(4 слайд)
– К какой зоне относится слово ЯГЕЛЬ. Дополнительный жетон, если вспомните что это? (Мох)
Микроитог. Вручаю жетоны.
– В какие сундучки отправим эти слова?
3 задание. «Вопрос – ответ»
– Самая холодная природная зона России? (арктические
пустыни)
– Остров в зоне Арктических пустынь, который
никогда не постареет? (Новая Земля)
– Назовите реку с притоком, который превышает по
длине саму реку? (Обь, Иртыш)
– Назовите самую большую реку России, не имеющую
стока в океан? (Волга)
– Как называется государство, в котором вы
живёте? (Россия)
– Столица России? – Москва.
– «Я город – герой», стою над Невой».
– О каком городе идет речь? (Санкт-Петербург)
– Какое название полуострова говорит о его
величине? (Ямал).
4 задание. Конкурс капитанов (5 слайд)
Капитаны команд показывают на картах географические объекты, которые прозвучали в предыдущем конкурсе.
Микроитог. Вручаю жетоны.
– В какие сундучки отправим эти слова?
5 задание. «Определи родной дом» (6-7 слайд)
Команде даётся слайд. Ребята должны назвать животных и растения, изображённые там, отнести их к своей природной зоне, и найти лишнее. Расскажите о каком-либо животном или растении, и получите дополнительный жетон.
Микроитог. Вручаю жетоны.
– В какие сундучки отправим эти сокровища?
Физминутка
– Вы наверняка уже заметили, что по всему кабинету лежат шары. На некоторых из них написаны слова. Найдите для своей команды шары со словами, эти шары должен держать капитан, остальные отнесите и отдайте жюри на охрану (часть шаров наполнены гелием, часть воздухом, поэтому ребятам придётся присесть и попрыгать, чтобы найти шары со словами) 1 команда – зелёные шары, 2 команда –желтые.
6 задание
У каждой команды есть три ключевых слова (на шарах). Составьте за 1 минуту предложение из них. У кого красивее предложение получится, тому – жетон. (Кит, млекопитающее, океан).
Микроитог. Вручаю жетоны.
– В какие сундучки отправим эти сокровища?
7 задание. «Отгадай кроссворд» (8 слайд)
Каждой команде даются одинаковые
кроссворды. Какая команда с ним справится
быстрее – той жетон. Можно пользоваться
картой.
Тема кроссворда: «Реки и озёра Лесной зоны, на
берегах которых лежат заповедники и
заказники».
– Проверим на слайде, правильно ли вы отгадали кроссворд.
«Реки и озёра Лесной зоны, на берегах которых лежат заповедники и заказники».
Микроитог. Проверка кроссвордов.
– Дополнительный жетон – покажите на карте эти реки и озёра.
Вручаю жетоны.
– В какие сундучки отправим эти сокровища?
8 задание. "Конкурс загадок" (9 слайд)
1. Скажи ты мне, какой чудак
И днём, и ночью носит фрак. (Пингвин)2. Тёмной он покрыт корой,
Лист красивый вырезной.
А на кончиках ветвей,
Много-много желудей. (Дуб)3. Я сибирская река,
Широка и глубока.
Букву «е» на «у» смени –
стану спутником Земли. (Луна)4. Шуба вся ежовая,
Служит век как новая. (Ель)5. Сама мала, шубка пышна,
В дупле живёт, орешки грызёт. (Белка)6. Эта льдина – великан.
Заплывает в океан,
Судам серьёзно угрожает.
Кто опасность эту знает? (Айсберг)7. Если ровная здесь местность,
Без холмов и гор поверхность,
И высот нет колебаний,
Дайте местности названье. (Равнина)8. Хуже места не бывает,
Здесь беда подстерегает,
Тут вас может засосать,
Так что здесь нельзя гулять. (Болото)9. Живу в лесу и на лугу,
Я порчу в огороде грядки –
И удираю без оглядки. (Заяц)
9 задание «Угадайте голос птицы» (10-19 слайды)
– Из какой природной зоны эта птица? (Дополнительный жетон)
IV. Итог урока
– Вот и подходит к концу наш урок географии.
Скажите, чем вы занимались на уроке? (Повторяли
природные зоны России).
– В течение урока мы повторили рельеф природных
зон, географическое положение, вспомнили о
водных ресурсах, растительном и животном мире, а
это и есть те самые сокровищницы данных
природных зон. Так давайте же посмотрим, какая
из природных зон самая богатая.
Считаем жетоны в сундучках.
– Молодцы. Теперь дошла очередь и до вас, мои трудолюбивые терпеливые и усидчивые!!! Настоящие следопыты и географы! Посчитайте свои жетоны. Больше правильных ответов дала команда ….
– В конце урока я хочу с вами поиграть в игру, которая называется «СИНКВЕЙН». Игра состоит из 5 этапов. (20-21 слайды)
1. Понятие. К этому понятию подбираются:
2. Два прилагательных;
3. Три глагола;
4. Составляется предложение из 4-5 слов;
5. Пишется 1 существительное.
– Какая команда быстрее справится с этим заданием?
V. Домашнее задание
– А домашним заданием для вас будет подготовить игру «СИНКВЕЙН» для Инны Васильевны, так, что бы она смогла по 2, 3, 4, 5 этапам угадать понятие.
1. Даётся понятие. ЛЕС. К этому понятию
подбираются:
2. Два прилагательных;1__________________,2_________________
3. Три глагола;1_____________,2______________,3______________
4. Составляется предложение из 4 слов;
5. Пишется 1 существительное: _____________________________.
VI. Рефлексия
– Я надеюсь, что этот урок вам понравился, и мне хочется, чтобы вы оценили его по пятибалльной системе .
5 – отличный;
4 – хороший;
3 – удовлетворительный;
2 – плохой;
1 – совсем неинтересный
– Оценку я хочу, чтобы вы написали на тех шариках, которые остались.
– Спасибо! До свидания!